Влияние культуры модерна на эстетику современной архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:29, диссертация

Краткое описание

Цель исследования - выявить культурологические особенности архитектуры конца XX - начала XXI веков, особенное внимание уделяя роли и
значению концептуальных принципов московского модерна рубежа XIX - XX веков в формировании современных стилевых направлений в архитектуре.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить круг современных построек, в достаточной степени раскрывающих принципы современного «неомодерна» в культурном пространстве города;
Выделить стилевые особенности архитектуры московского модерна, определить типологическую общность архитектурных решений начала XX века и начала XXI века;
Выделить основные принципы и направления развития современной архитектуры в контексте стилевых особенностей модерна на примере гражданского строительства в городе, усадебных проектов и церковных зданий;
Определить влияние современного социокультурного фона города на проектные архитектурные решения ансамблевого городского строительства;
Определить перспективы социокультурного развития исторической части города в контексте современного «неомодерна»;
Методическая и теоретическая основа исследования. Методология исследования определяется спецификой объекта исследования, его целью и задачами. Ее основу составляют междисциплинарный и системный подходы. В работе использованы историко-генетический, культурно-феноменологический методы исследования, принятые в современной науке о культуре. При сопоставлении культурологических особенностей архитектуры московского модерна последней четверти XIX - начала XX века и современного «немодерна» конца XX - начала XXI века для выявления их стилистического и образного единства и особенностей широко используется компаративистский и культурно-исторический методы. Использованы также методы стилистического анализа, традиционные для культурологии и искусствознания.
Методологический базис диссертационного исследования определяется работами отечественных культурологов, историков культуры, искусствоведов: М.Н. Громова, B.C. Глаголева, М.С. Кагана, Э.А. Орловой, Е.Н. Селезнёвой, М.В. Силантьевой, В.Н. Расторгуева, а также Е.А. Борисовой, И.Л. Бусевой-Давыдовой, А.В. Иконникова, М.В. Нащокиной, Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина, B.C. Турчина, М.В. Урнова, Н.А. Хренова, Б. Шрагина. Теоретические положения диссертации основаны на фундаментальных трудах М.М. Бахтина, И.К. Кучмаевой, А.Ф. Лосева, А.С. Панарина, П.А. Флоренского.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Культура рубежа веков (ХІХ-ХХ и ХХ-ХХІ) имеет общее в своем развитии, что позволяет провести компаративистское исследование развития социокультурного, духовного, архитектурного пространства города в период переломных эпох;
2. Ансамблевая застройка Москвы конца XIX - начала XX века, рассматривается как феномен культуры модерна, в основном формирующий образ исторической части города;
3. Социокультурное развитие мегаполиса конца XX - начала XXI вв. предполагает активное включение современной архитектуры в историческую застройку Москвы;
4. Стилистическое ансамблевое единство культурно-духовного пространства Москвы оказывает влияние на архитектурное проектирование современности. Одновременно современное строительство вносит изменения в уже сложившееся историческое пространство города. Гармоническое равновесие между этими стилевыми и культурными процессами определит перспективу социокультурного развития города в целом;
5. Являясь воплощением определенного уровня развития духовной культуры общества, стилистическая похожесть «неомодерна» начала XXI века и модерна начала XX века носит внешний, формальный характер, несмотря на гармонию ансамблевого единства в лучших образцах.
Научная новизна исследования - заключается в самой постановке проблемы сравнительного анализа общих социокультурных явлений в порубежных искусстве и культуре (XIX/XX и XX/XXI), выявлении стилистически-культурного единства архитектурных ансамблей начала XX и начала XXI веков, а также в привлечении к рассмотрению построек, до сих пор не входивших, как правило, в поле зрения основных исследований по культуре и архитектуре модерна.
Теоретическая и практическая значимость работы. Анализ историко-культурологических, философских и искусствоведческих проблем современной архитектуры, состояния и перспектив ее развития в контексте переломных эпох рубежа XIX-XX и XX-XXI веков предложенный автором диссертации, может быть использован в первую очередь при перспективном проектировании социокультурного и архитектурного развития города, а также в вузовских учебных курсах и спецкурсах по культуре рубежа XIX/XX и XX/XXI вв, истории московской архитектуры и современной архитектуры XXI века, а также при подготовке учебно-методической литературы по данной теме.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры 11 ноября 2011 г.
Основные положения диссертации были представлены автором в форме докладов на IX Международных Панаринских чтениях (Москва, МГУ-ГАСК, 28 декабря, 2011), Международной научно-практической конференции «Молодежь-культура-политика: историческая память и цивилизационный выбор (Москва, Философский факультет МГУ им.М.В. Ломоносова, 27 ноября 2010 г); VII Международной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: Прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (СПб, Высшая школа народных искусств (институт), 5-6 мая 2011 г.); на Троицких и Голицынских чтениях в Государственном историко-литерату