Современные лики культуры. Посмодерн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 08:23, реферат

Краткое описание

Цель этого реферата составить краткое представление о том, что такое «Постмодерн» как культурное течение, выделить отличительные признаки постмодернистской философии, особенности постмодернистской эстетики, а также некоторые принципы постмодернизма.
Основной задачей данного реферата является определение роли постмодернизма в современном искусстве, на примере поп-арта, концептуализма и других художественных течений. В частности, более узкой задачей является определение влияния постмодернистской философии и постмодернистских традиций на литературу XX века. А именно, краткое описание особенностей поэтики литературного постмодернизма, ее основных принципов, а так же некоторых наиболее ярких примеров произведений в концепции постмодернизма.

Содержание

Введение. Цели и задачи реферата………………………………………………………….… 3
1. Что такое постмодерн? Общие понятия………………………………………………….. 4-5
1.1. Отличительные признаки философии постмодернизма……..……………...… 5-7
1.2. Рождение постмодерна…………………………………………..………..…….. 7-8
1.3. Особенности постмодернистской эстетики……………..…………………..... 9-12
1.4. Некоторое обобщение принципов постмодернизма…..……………………. 12-13
2. Постмодернизм в искусстве………………………………………………………..…... 13-15
2.1. Поп-арт и концептуализм………………………………………………..…… 15-16
2.2. Постмодернизм в литературе………………………………………………… 17-21
2.2.2. Особенности поэтики литературного постмодернизма………….. 21-23
Заключение…………………………………………………………………………………….. 24
Список использованных источников………………………………………………………… 25

Вложенные файлы: 1 файл

Постмодерн.docx

— 60.12 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Дальневосточный Государственный Университет

Институт  иностранных языков 

РЕФЕРАТ

Тема: Современные лики культуры. Постмодерн. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток

2010 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Цели и задачи реферата………………………………………………………….… 3

1. Что такое постмодерн? Общие понятия………………………………………………….. 4-5

    1.1. Отличительные  признаки философии постмодернизма……..……………...… 5-7

    1.2. Рождение постмодерна…………………………………………..………..…….. 7-8

    1.3. Особенности  постмодернистской эстетики……………..…………………..... 9-12

    1.4. Некоторое обобщение принципов постмодернизма…..……………………. 12-13

2. Постмодернизм  в искусстве………………………………………………………..…... 13-15

    2.1. Поп-арт  и концептуализм………………………………………………..…… 15-16

    2.2. Постмодернизм  в литературе…………………………………………………  17-21

      2.2.2. Особенности поэтики литературного постмодернизма………….. 21-23

Заключение…………………………………………………………………………………….. 24

Список  использованных источников………………………………………………………… 25

 

ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФЕРАТА.

     Цель  этого реферата составить краткое  представление о том, что такое  «Постмодерн» как культурное течение, выделить отличительные признаки постмодернистской  философии, особенности постмодернистской  эстетики, а также некоторые принципы постмодернизма.

     Основной  задачей данного реферата является определение роли постмодернизма в  современном искусстве, на примере  поп-арта, концептуализма и других художественных течений. В частности, более узкой  задачей является определение влияния постмодернистской философии и постмодернистских традиций на литературу XX века. А именно, краткое описание особенностей поэтики литературного постмодернизма, ее основных принципов, а так же некоторых наиболее ярких примеров произведений в концепции постмодернизма. 

  1. ЧТО ТАКОЕ ПОСТМОДЕРН? ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.

     Постмодернизм – широкое культурное течение, в чью орбиту последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Самостоятельного философского течения, которое можно было бы обозначить как «постмодернизм», не существует. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль, а не философскую школу или направление. Не случайно многие философы, которых называют «постмодернистами», скептически относятся к этому термину. Постмодернизм, по их мнению, – понятие слишком неопределенное. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игривого освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры. В искусстве модернизма мир воспринимается как вселенский Хаос. Он не отражается в тексте произведения, а преображается. Художник создает свой собственный мир гармонии и счастья, который противостоит окружающему. Достаточно вспомнить творческую программу одного из видных символистов «серебряного века» Ф.Сологуба : «Беру кусок жизни, серой и жалкой и творю из него легенду, потому что я художник». В постмодернизме нет Порядка, так как нет никаких универсальных законов. Философско-эстетической основой постмодернизма являются идеи деконструкции (Деконструкция – это особая стратегия по отношению к тексту. Этот термин был предложен французским философом Жаком Деррида. Суть деконструкции заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только неискушенным, «наивным» читателем, но и ускользающих от самого автора «остаточных смыслов», доставшихся в наследство от дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме мыслительных стереотипов, и столь же бессознательно трансформируемых современными авторами языковыми клише.), шизоанализе (“Шизоанализ можно определить как способ исследования текста. Шизоидный язык – в широком смысле язык художественного произведения, в котором проявляются все скрытые желания человека. С точки зрения постмодернистских представлений, человек – это «машина желания», скрывающая свою подлинную сущность под давлением общественных условностей и стереотипов. Раскрепощаясь, он выражает свои желания в «шизоидном языке». Обычно такое раскрепощение происходит в художественном тексте. Художник, писатель являются одновременно и пациентами и врачами-диагностами цивилизации, в которой они живут.”), а также концепция иронизма итальянского семиотика Эко.  
В последнее время начинает доминировать  тенденция к предельно широкому пониманию термина «постмодернизм», и признанию того, что его «следует употреблять не как историко-литературное или теорико-архитектурное, а как всемирно-историческое понятие» (Г.Кюнг).  
 Семантическая и категориальная пестрота постмодернистской философии во многом обусловлены радикальным отказом постмодернизма от самой идеи возможности конституирования в сфере современного философствования концептуально-методологической матрицы, которая могла бы претендовать на парадигмальный статус, его программной установкой на идиографизм и изначальной плюральностью проблемного поля, обнаруживающего к тому же постоянные интенции к своему расширению.
 

     1.1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА

     В первую очередь постмодернизм отталкивается, естественно, от модернизма (постмодернизм  и означает – «все, что после  модерна»). Главный объект постмодернизма – Текст с большой буквы. Одного из главных лидеров постмодернизма, Жака Деррида (который, правда, не признает самого термина постмодернизм), называют Господин Текст.

     Первое  отличие постмодернизма от предшествующих культурных течений (например, постструктурализма) состоит в том, что он не ограничивался сферой философско-литературных интересов (втайне претендуя на большее), а уже в 1980-е гг. стал претендовать на выражение общей теоретической надстройки современного искусства, философии, науки, политики, экономики, моды. 
Вторым отличием постмодернизма от предшественников стал отказ от серьезности и всеобщий плюрализм. В том, что касается философии, например, постмодернизм готов сотрудничать с разными философскими направлениями.  
Постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества, сменившего или, по крайней мере, сменяющего на Западе традиционное буржуазное индустриальное общество. В этом новом обществе самым ценным товаром становится информация, а прежние экономические и политические ценности – власть, деньги, обмен, производство – стали подвергаться деконструкции. 
В постмодернизме господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем, одним из его главных принципов стала «культурная опосредованность», или, если говорить кратко, цитата. «Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны», - как-то обронил С.С. Аверинцев; поэтому каждое слово, каждая буква в постмодернистской культуре – это цитата. 
Интерпретируя слова Умберто Эко, итальянского семиотика и автора постмодернистского бестселлера «Имя розы», русский философ и культуролог Александр Пятигорский в своем эссе о постмодернизме пишет: 
«[…] Умберто Эко пишет, что в настоящем постмодернист отчаянно пытается объясниться, объяснить себя другому – другу, врагу, миру, кому угодно, ибо он умрет в тот момент, когда некому будет объяснять. Но объясняя себя другому, он пытается это сделать как другой, a не как он сам. 
Объясняя этот прием постмодернистского объяснения, эко говорит: ну представьте себе, что вы, культурный и образованный человек, хотите объясниться в любви женщине, которую вы считаете не только культурной и образованной, но еще и умной. Конечно, вы могли бы просто сказать: «я безумно люблю вас», но вы не можете этого сделать, потому что она прекрасно знает, что эти слова уже были точно так же сказаны Анне Австрийской в романе Александра Дюма «Три мушкетера». Поэтому, чтобы себя обезопасить, вы говорите: «Я безумно люблю вас, как сказал Дюма в «Трех мушкетерах». Да, разумеется, женщина, если она умная, поймет, что вы хотели сказать и почему вы говорите именно таким образом. Но совсем другое дело, если она в самом деле такая умная, захочет ли она ответить «да» на такое признание в любви?» 
Другой фундаментальный принцип постмодернизма – отказ от истины. Разные философские направления по-разному понимали истину, но постмодернизм вообще отказывается решать и признавать эту проблему – разве только как проблему языковой игры, дескать, истина – это просто слово, которое означает то, что означает в словаре. Важнее при этом – не значение этого слова, а его смысл, его этимология, то, как оно употреблялось раньше. «Иными словами, - пишет Пятигорский, - «истина» - это слово, которое не имеет иного смысла, нежили тот, что это слово означает, постмодернисты видят ее (истину) только как слово, как элемент текста, как, в конце концом, сам текст. Текст вместо истории. История – не что иное, как история прочтения текста» (Здесь в статье Пятигорского столь характерная для постмодернизма игра значениями слов «история» как англ. history «история» и как англ. story «рассказ, повествование, сюжет»). 
Вообще рассказывание историй (stories) – одна из главных мифологем постмодернизма. Так, Фредерик Джеймисон, американский теоретик постмодернизма, пишит, что даже представители естественных наук физики «рассказывают истории о ядерных частицах». Смысл этого высказывания Джеймисона в общем согласуется с тем, что говорят философы-физики о зависимости эксперимента от экспериментатора и т.п.
 

1.2. РОЖДЕНИЕ ПОСТМОДЕРНА

     История человечества отмечена последовательной сменой множества культурных эпох. Последняя из них получила название эпохи постмодерна.  
Рассматривая изменения, которые происходят в сфере обновления, осовременивания культуры цивилизации, можно выделить три этапа: 
 На первом этапе, в XIV-XIX вв. культура развивается как стихийное творчество масс, руководствующихся разнообразными интересами, целями, концепциями, в которых содержатся частичные, элементарные, единичные движения культуры. Они еще не связаны единой логикой изменений, не представляют ставшего целого. 
 На втором этапе, в конце XIX – начале XX вв. общество осознает, что в лице культуры оно имеет дело с целостностью, не сводимой  к ее разным, частичным формам существования, и пытается осознать концептуально общие, универсальные законы движения культуры, построить ее «метаязык», описать ее метаисторию. И, соответственно, преобразовать культуру общества в соответствии с метаконцепциями. Но очень скоро становится ясно, что выделить эти законы, характерные для культуры как особой целостности, не удается. 
 На третьем этапе, во второй половине XX вв. и в ближайшем будущем, меняется отношение к культуре: здесь культура начинает восприниматься как зона творения человека, как поле действия его фантазии, его инстинктов, интуиции, чувств. 
 Таким образом, постмодерн воспроизводит ситуацию начальных шагов культуры, когда она являлась уделом стихийного творчества. Но на высшем своем этапе это творчество само выступает как рационально понятное и концептуально одобренное явление, как «фантазия» художника, писателя, деятеля культуры.

     Термин  «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р.Паннвица «Кризис европейской  культутры» (1917). В 1984 в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. Однако в эстетике этот термин не приживается. В 1947 Тойнби в книге «Изучение истории» придает ему культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного государства в религии и культуре. Кокс в работах начала 70-х гг., посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология».  
 Популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч.Дженксу («Язык постмодернистской архитектуры», 1977); он отмечал, что, хотя этот термин и применялся в американской литературной критике 60-70-х гг. для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, сам он придает ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры.

     Когда же все-таки родился постмодернизм? Наиболее распространена точка зрения, что он возник как отклик на классический модернизм в конце 1930-х гг. и что первым произведением постмодернизма является роман Дж. Джойса «Поминки по Финнегану» (одними из первых произведений так же являются «Игра в бисер», «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и «Доктор Фаустус» Томаса Манна). Ирония во всех этих произведениях побеждает серьезный модернистский трагизм, такой, например, который свойственен текстам Кафки. 
Однако существует подозрение, что постмодернизм появился гораздо раньше, одновременно с модернизмом, и начал с самого начала подтачивать его корни. Если смотреть на дело так, то первым произведением постмодернизма был «Улисс» того же Джойса, в котором тоже предостаточно иронии, пародии и цитат. Так или иначе, вся послевоенная литература: романы Фаулза, романы и повести Кортасара, новеллы Борхеса, новый роман, весь поздний англоязычный Набоков («Бледный огонь»), «Палисандрия» Саши Соколова, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Хазарский словарь» Милорада Павича, произведения Владимира Сорокина («Норма» / «Роман») – все это натуральный постмодернизм. 
Впервые постмодернизм стал философским понятием после выхода в свет и широкого обсуждения книги французского философа Жан-Франсуа Лиотара «Постмодернистский удел», в которой он критиковал понятие метарассказа, или метаистории, то есть власти единой повествовательной стратегии, парадигмы – научной, философской или художественной. 
 

     1.3. ОСОБЕННОСТИ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ЭСТЕТИКИ

     Специфика постмодернистской эстетики связана с неклассической трактовкой классических традиций. Дистанцируясь от классической эстетики, постмодернизм не вступает с ней в конфликт, но стремится вовлечь ее в свою орбиту на новой теоретической основе. Эстетика постмодернизма, существенно отличаясь от классической западноевропейской эстетики, выдвинув ряд новых принципиальных положений; утвердила плюралистическую эстетическую парадигму, что ведет к расшатыванию и внутренней трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической эстетики. 
 Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы – лабиринт, ризома. Теория деконструкции отвергает классическую парадигму репрезентиции полноты смысла, «метафизики присутствия» в искусстве, перенося внимания на проблему дисконтинуальности, отсутствия первосмысла, трансцендентального означаемого. Концепция несамотождественности текста, предполагающая его деструкцию и реконструкцию, разборку и сборку одновременно, намечает выход из лингвоцентризма в телесность, принимающую различные эстетические ракурсы – желания (Делез, Гаттари), либидозных пульсаций (Лакан, Лиотар), соблазна (Бодрийяр), отвращения (Кристева). 
 Подобный сдвиг привел в модификации основных эстетических категорий. Новый взгляд на прекрасное как сплав чувственного, концептуального и нравственного, обусловлен его интеллектуализацией, вытекающей из концепции экологической и алгоритмической красоты, ориентации на красоту ассонансов и асимметрии, дисгармоничную целостность второго порядка как эстетическую норму постмодерна, а так же и неогедонистической доминантой, сопряженной с идеями текстового удовольствия, телесности, новой фигуративности в искусстве. Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное «приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков. Возвышенное замещается удивительным, трагическое – парадоксальным. Центральное место занимает комическое в его иронической ипостаси: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства. 
 Постмодернистская эстетика разрушает систему символических противоположностей, дистанцируясь от бинарных оппозиций: реальное – воображаемое, оригинальное – вторичное, старое – новое, естественное – искусственное, внешнее – внутреннее, поверхностное – глубинное, мужское – женское, индивидуальное – коллективное, часть – целое, Восток – Запад, присутствие – отсутствие, субъект – объект. Субъект как центр системы представлений и источник творчества рассеивается, его место занимают бессознательные языковые структуры, анонимные потоки либидо, машинность желающего производства. Утверждается экуменически-безличное понимание искусства как единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом. Сознательный эклектизм питает гипертрофированную избыточность художественных средств и приемов постмодернистского искусства, эстетический «фристайл». 
 Постмодернистские принципы философского маргинализма, открытости, описательности, безоценочности ведут к дестабилизации классической системы эстетических ценностей. Постмодернизм отказывается от дидактически-профетических оценок искусства. Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом связан с новым отношением к массовой культуре, а также к тем эстетическим феноменам, которые ранее считались периферийными. 
 Антитезы: высокое – массовое искусство, научное – обыденное сознание не воспринимаются эстетикой постмодернизма как актуальные. 
 Постмодернистские эксперименты стимулировали также стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства, развитие тенденций синестезии подвергли сомнению оригинальность творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания, привели к его дизайнизации. Пересмотр классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствовал о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом аппликации. 
 Наиболее существенным философским отличаем постмодернизма является переход от классического антропоцентрического гуманизма к совершенно универсальному гуманизму, чье экологическое измерение обнимает все живое – человека, природу, космос, Вселенную.

Информация о работе Современные лики культуры. Посмодерн