Курс лекций по «Строение, функции и гигиена нервной системы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:29, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Строение, функции и гигиена нервной системы»

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………4-5
2. Лекция 1: Значение и строение нервной системы. Основные свойства нервных волокон………………………………………………...6-10
3. Лекция 2: Рефлекторная деятельность нервной системы. Функциональное значение отделов центральной
нервной системы…………………………………………………………..11-20
4. Лекция 3: «Структурно - функциональная организация коры головного мозга. Вегетативная нервная система……………………..21-26
5. Лекция 4: Основы учения о высшей нервной деятельности. Теория ВНД. Условия и механизмы образования условных рефлексов…...27-29
6. Лекция 5: Торможение, его роль. Виды торможения. Аналитико - синтетическая деятельность коры больших полушарий. Принцип доминанты…………………………………………………………………..30-33
7. Лекция 6: Типы высшей нервной деятельности человека. Особенности ВНД у детей. Нейрофизиологические и морфологические основы речи………………………………………….34-37
8. Лекция 7: Физиологические механизмы сна и бодрствования. Нарушение ВНД детей, их профилактика…………………………….38-42
12. Список литературы…………………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по нервной системе.doc

— 820.50 Кб (Скачать файл)

Государственное (бюджетное) образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

Усманский профессиональный колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая  разработка:

Лекции  по разделу: «Строение, функции и  гигиена нервной системы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Куфаева  И. В.

Название работы: Лекции по разделу: «Строение, функции и гигиена нервной системы».

Количество  страниц: 43 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1. Пояснительная  записка…………………………………………………4-5

2. Лекция 1: Значение и строение нервной системы. Основные свойства нервных волокон………………………………………………...6-10

3. Лекция 2: Рефлекторная деятельность нервной системы. Функциональное значение отделов центральной

 нервной  системы…………………………………………………………..11-20

4. Лекция 3: «Структурно - функциональная организация коры головного мозга. Вегетативная нервная система……………………..21-26

5. Лекция 4: Основы учения о высшей нервной деятельности. Теория ВНД. Условия и механизмы образования условных рефлексов…...27-29

6. Лекция 5: Торможение, его роль. Виды торможения. Аналитико - синтетическая деятельность коры больших полушарий. Принцип доминанты…………………………………………………………………..30-33

7. Лекция 6: Типы высшей нервной деятельности человека. Особенности ВНД у детей. Нейрофизиологические и морфологические основы речи………………………………………….34-37

8. Лекция 7: Физиологические механизмы сна и бодрствования. Нарушение ВНД детей, их профилактика…………………………….38-42

12. Список литературы…………………………………………………….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Анатомия и физиология - это важнейшие науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. В отличие от животных, для него свойственно развитое мышление, интеллект, наличие членораздельной речи. Знание анатомии и физиологии дает возможность разрабатывать гигиенические нормы, необходимые в быту и на производстве для сохранения здоровья человека. Для него характерны социальные условия жизни, общественные взаимоотношения. Труд и социальная среда оказали большое влияние на биологические особенности человека, существенно изменили их. Знание особенностей строения и функций человеческого организма полезно любому человеку, тем более что иногда, при непредвиденных обстоятельствах, может возникнуть потребность оказать первую медицинскую помощь.

 Знания об  анатомии, физиологии и гигиене  объединены в один предмет,  который изучается студентами  третьего курса школьного отделения  педагогического колледжа. Кроме  того, знания о возрастных особенностях  детского организма, необходимы будущим учителям. Поэтому, в предмет включены вопросы об особенностях строении и функционирования организма с учетом возраста детей. 

 В изучаемый  предмет включены разделы: «Морфофункциональная  организация организма человека. Его развитие», «Строение, функции и гигиена нервной системы и двигательной систем», «Вегетативная физиология».

 В данную  методическую разработку включены  лекции по разделу: «Строение, функции и гигиена нервной системы». Тематика содержит вопросы о значении и строении нервной системы, основных свойствах нервных волокон, о функциональном значении отделов центральной нервной системы, рассматриваются вопросы классификации нервной системы. Большое значение имеет усвоение студентами материала о высшей нервной деятельности, так как данные вопросы имеют непосредственное отношение к построению учебно-воспитательного процесса.  В настоящее время нет единого учебника, который бы объединял вопросы анатомии, физиологии с учетом возрастных особенностей, а также гигиенические нормы и правила для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Поэтому, возникла необходимость в помощь студентам разрабатывать такие лекции с учетом программных требований. Это упростит работу студента, сэкономит его время.

Над лекцией студент работает на уроке под руководством преподавателя. При подготовке домашней работы, студенты должны ответить на предлагаемые вопросы теоретического и практического характера, которые имеются после каждой рассматриваемой темы. В качестве дополнительного материала предлагается список используемой литературы.

 Для лучшего  усвоения материала в лекции  включены цветные рисунки.

Данная методическая разработка поможет студентам заочного отделения.

Лекции составлены на основе требований Государственного стандарта. Темы разработаны с учетом индивидуально- типологических особенностей студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция  №1

Значение  и строение нервной системы. Основные свойства нервных волокон.

 

  1. Основные функции нервной системы.

Нервная система  выполняет в организме ряд функций. Благодаря ее деятельности осуществляется связь с окружающей средой. На любое раздражение извне организм отвечает той или иной рефлекторной реакцией. Так, при ожоге руки она отдергивается, при действии пищи на слизистую оболочки полости рта отделятся слюна и желудочный сок, при приближении непосредственно к глазу постороннего предмета происходит мигание.

 Нервная  система регулирует деятельность  органов и систем органов. Так,  при возбуждении одних нервов  деятельность сердца ускоряется и усиливается, а при возбуждении других - замедляется и ослабляется. Расширение и сужение зрачка, которое каждый наблюдал у себя, также регулируется нервами двух родов.

К функциям нервной  системы относится также обеспечение  координированной деятельности между органами и системами органов в процессе деятельности организма и в соответствии с ее характером. Например, при физическом труде расширяются кровеносные сосуды работающих мышц, учащается дыхание, ускоряется деятельность сердца, повышается обмен веществ.

Способность человека к абстрактному мышлению связана  с деятельностью высшего отдела нервной системы - коры больших полушарий  головного мозга.

2. Классификация нервной системы.

По расположению нервная система подразделяется


 

центральная нервная  система             периферическая нервная система

- спиной мозг;                                            - нервы;

- головной мозг                                         - нервные волокна;

                                                                      - нервные узлы;

                                                                      - нервные окончания.

 

По функциям нервная система подразделяется на:

- соматическую нервную систему.

Подчинена воле человека, регулирует работу скелетных  мышц и органов чувств.  

- вегетативную нервную систему                                                              

 Не подчинена  воле человека регулирует работу  внутренних органов, желез, кровеносных  сосудов и сердца, вегетативные  центры находятся в гипоталамусе. Вегетативная нервная система подразделятся на симпатический и парасимпатический отделы.

3. Строение нервной  ткани. Функции нейронов.

Нервная система  образована нервной тканью. Нервная  ткань образована нейронами и  нейроглией. Клетки нейроглии выполняют опорную и защитную роль, принимают участие в питание нейронов. Нейрон является структурной единицей нервной системы. Форма нейронов разнообразная. Нейрон состоит из тела и отходящих от него отростков. Как и все клетки, нейроны имеют мембрану, покрывающую вязкую полужидкую цитоплазму с различными органоидами и ядро. В крупных ядрах нейронов ясно различимы одно два или несколько ядрышек. Следует особенно отметить наличие в нейронах тонких нитей - нейрофибрилл. От тела нервной клетки отходят отростки - дендриты и аксон. По дендритам нервные импульсы проводятся к телу нейрона, а по аксону - от него. Очень часто аксон, отойдя от тела нейрона, начинает ветвиться, посылая веточки к одной или нескольким нервным клеткам. Благодаря этому каждая клетка коры больших полушарий оказывается связанной с многими другими. Аксоны, достигающие во многих случаях значительной длины, входят в виде пучков в нервы. Аксоны и дендриты, входящие в состав нервов, называются нервными волокнами. В нерве могут содержаться тысячи нервных волокон. Отростки большинства нейронов одеты в жироподобные оболочки - миелин. На таких оболочках можно обнаружить перехваты Ранвье. Нервные волокна, покрытые миелиновыми оболочками, называются мякотными (миелинизированными), а лишенные оболочек - безмякотными (немиелинизированными). Нейроны, проводящие возбуждение от периферии к спинному или головному мозгу, называют афферентными или центростремительными. Возбуждение от центральной нервной системы к органам, находящимся на периферии, передается по нейронам, называемым эфферентными или центробежными. В некоторых случаях передача возбуждения происходит непосредственно с афферентных нейронов на эфферентные. Таков коленный рефлекс. Но гораздо чаще передача возбуждения с афферентных нейронов на эфферентные осуществляется через вставочные нейроны. Афферентные нейроны обычно имеют два отростка: длинный дендрит, входящий в состав нерва, и короткий аксон, по которому импульс поступает в центральную нервную систему. Эфферентные нейроны имеют несколько коротких дендритов и один длинный аксон, входящий в состав нерва. Концевые разветвления дендритов чувствительных нейронов называют рецепторами. Они воспринимают раздражения и преобразуют их в нервный импульс. Рецепторы подразделяют на:

- экстерорецепторы, которые воспринимают раздражения из внешней среды, располагаются в органах чувств.

- интерорецепторы,  располагаются во внутренних  органах.

- проприорецепторы, располагаются в мышцах, сухожилиях, суставах. Их функция заключается в сигнализации о положении тела в пространстве.

4. Синапсы.

Места контактов  между двумя нейронами или  нейроном и рабочим органом называют синапсами. В синапсах осуществляется передача возбуждения от клеток к  клеткам химическим путем посредством  веществ, называемых медиаторами. Количество синапсов у одного нервного волокна в ткани может достигать 10000. В синапсах периферических нейронов и центральной нервной системы электронно- микроскопически обнаружены три основных элемента: пресинаптическая мембрана, синаптическая щель и постсинаптическая мембрана. (Рис. 1 ). Пресинаптическая мембрана - тончайшее образование аксона, в котором вырабатывается и содержится в виде пузырьков возбуждающий или тормозящий медиатор. Постсинаптическая мембрана - специализированное окончание дендрита или мышечного волокна, с которым контактирует окончание аксона. Оно высоко чувствительно к медиатору. Синаптическая щель - пространство между пре- и постсинаптической мембраной. Она заполнена межтканевой жидкостью, напоминающей по химическому составу плазму крови. В нераздражаемом волокне медиатор находится в пузырьках. При раздражении, вследствие деполяризации пресинаптической мембраны, пузырьки лопаются, медиатор освобождается и проникает в синаптическую щель. Приблизившись к постсинаптической мембране, он взаимодействует с ней. При этом повышается проницаемость постсинаптической мембраны для ионов Na+ и К+, что увеличивает возбудительный постсинаптический потенциал. И как только он достигает критической величины, в участках постсинаптической мембраны возникают потенциалы действия, которые распространяются по мышечному или нервному волокну. Следовательно, механизм передачи возбуждения через синапсы зависит от взаимодействия медиатора с постсинаптической мембраной и от его количества. Скорость проведения импульсов через синапс ниже скорость проведения их по нерву. Это связано с работой медиатора.

5. Свойства нервных волокон.


- Закон физиологической  непрерывности. Обязательным условием  непрерывности проведения импульсов  является анатомо-физиологическая  целостность нервного волокна и любого другого участка в нервной системе ( тело нейрона, синапс и т. д.). Известно, что при повреждении только одной миелиновой оболочки импульсы переходят на соседнее волокно, что нарушает функциональную целостность органа или всей системы.

- Закон изолированного проведения возбуждения по нерву.

Периферические  нервы состоят из большого числа  волокон - чувствительных, двигательных и вегетативных, объединенных в каждом из них, но изолированных друг от друга  миелиновой оболочкой. Благодаря этой оболочке нервные импульсы достигают своих «адресатов», не переходя на соседние волокна. Такая организация нервной системы позволяет человеку совершать массу точных и разнообразных движений, например, при игре на музыкальных инструментах, рисовании достигается высокая степень дифференциации частичного сокращения мышцы и целой группы мышц.

- Закон двустороннего  проведения импульсов.

каждое нервное волокно  может проводить и центростремительные  и центробежные импульсы. этот закон  не противоречит закону одностороннего проведения по нерву. Последнее является свойством не волокна, а синапса.


 


 


 

 


 

 


 

 


Вопросы и  задания.

 

  1. Составьте глоссарий, т. е. словарик терминов лекции. Давая свои пояснения к понятиям, постарайтесь не дублировать материал, а сделать собственное краткое описание.
  2. Какие функции выполняет нервная система?
  3. Зарисуйте строение нервной клетки.
  4. Приведите классификацию рецепторов.
  5. Приведите классификацию нейронов.
  6. Назовите основные части синапса.
  7. Какое значение в жизни человека имеют существующие свойства нервных волокон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция  №2.

Рефлекторная  деятельность нервной системы. Функциональное значение отделов центральной нервной  системы.

 

1. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы, целого организма.

Приспособление  процессов жизнедеятельности организма, его органов, тканей и систем к меняющимся условиям среды называется регуляцией. Нервная система, организм осуществляют свою деятельность по принципу рефлекса.

Регуляция по принципу рефлекса глубоко изучена и оформлена в учение нервизм И. М. Сеченовым, И. П. Павловым. Согласно их концепции, нервная система осуществляет свою деятельность по принципу рефлекса. И. П. Павлов создал теорию рефлекторной деятельности, в которой выделил три принципа:

Информация о работе Курс лекций по «Строение, функции и гигиена нервной системы»