Курс лекций по «Строение, функции и гигиена нервной системы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:29, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Строение, функции и гигиена нервной системы»

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………4-5
2. Лекция 1: Значение и строение нервной системы. Основные свойства нервных волокон………………………………………………...6-10
3. Лекция 2: Рефлекторная деятельность нервной системы. Функциональное значение отделов центральной
нервной системы…………………………………………………………..11-20
4. Лекция 3: «Структурно - функциональная организация коры головного мозга. Вегетативная нервная система……………………..21-26
5. Лекция 4: Основы учения о высшей нервной деятельности. Теория ВНД. Условия и механизмы образования условных рефлексов…...27-29
6. Лекция 5: Торможение, его роль. Виды торможения. Аналитико - синтетическая деятельность коры больших полушарий. Принцип доминанты…………………………………………………………………..30-33
7. Лекция 6: Типы высшей нервной деятельности человека. Особенности ВНД у детей. Нейрофизиологические и морфологические основы речи………………………………………….34-37
8. Лекция 7: Физиологические механизмы сна и бодрствования. Нарушение ВНД детей, их профилактика…………………………….38-42
12. Список литературы…………………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по нервной системе.doc

— 820.50 Кб (Скачать файл)

2. Образование условных рефлексов.

Проведенные И. П. Павловым многочисленные опыты показали, что основу выработки условных рефлексов составляют импульсы, поступающие по афферентным волокнам из экстеро- или итерорецепторов. Для их образования необходимы следующие условия: 1) действие индифферентного (в будущем условного) раздражителя должно предшествовать действию безусловного раздражителя ( для оборонительного двигательного рефлекса минимальное время равно 0,1 сек.). При другой последовательности рефлекс не вырабатывается или бывает очень слабым и быстро угасает; 2) в течение какого - то времени действие условного раздражителя должно сочетаться с действием безусловного раздражителя ( т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным). Такое сочетание действия раздражителей следует повторять неоднократно; 3) нормальная функция коры больших полушарий, отсутствие болезненных процессов в организме и посторонних раздражителей. В противном случае, кроме вырабатываемого подкрепляемого рефлекса, будет возникать еще и ориентировочный, или рефлекс внутренних органов ( кишечника, мочевого пузыря и др. ).

3. Механизм образования условных рефлексов.

 

При действии безусловного раздражителя - пищи - импульс доходит  до коркового представительства  пищевого центра. У собаки наблюдается безусловный слюноотделительный рефлекс (А). На безусловный (не относящийся к данному виду деятельности) сигнал - свет лампочки - импульс от сетчатки поступает в зрительную зону коры. Слюноотделения не возникает (Б). Если условный раздражитель (свет лампочки) предшествует или совпадает с безусловным (пища), то после многократного повторения замыкается связь между пищевым и зрительными центрами (В). Возникает условный рефлекс. Животное отвечает специфической реакцией слюноотделения на действие условного сигнала - света лампочки (Г).

  Количество  условных рефлексов в повседневной  жизни велико. Процесс образования условных рефлексов требует соблюдения определенных правил. Первый этап заключается в обязательном проявлении врожденной биологической потребности (в зрелом возрасте и приобретенной социальной потребности). Например, пищевой (чувство голода), половой (половое влечение, забота о потомстве), ориентировочный (информационный голод), защитно-оборонительный (угроза жизни). Позднее, по мере взросления все большее значение приобретают социальные потребности (иметь рабочее место, построить дом, обработать огород, получить образование). Второй этап приобретения памяти заключается в подборе раздражителя, который должен отложиться в памяти (превратиться в условный). Например, время приема пищи, урока, пространство (столовая, спальня, игровой класс), информация (слово, содержание, книги, игры на компьютере). третий этап подкрепления. Это процесс ликвидации потребности (безусловный рефлекс). Так, если кормление голодного (ликвидация чувства голода) осуществляется постоянно в одно и то же время - это время - условный раздражитель, т. е. запоминается. Если свидание влюбленных - в одной обстановке, то обстановка - это условный раздражитель, т. е. запоминается, если отличная отметка учителя следует за правильным ответом ученика (ликвидация информационного голода), то эти знания прочно отложатся в памяти учеников. Другими словами, оценка (подкрепление) - хорошо - плохо, можно - нельзя - того или иного поведения или поступка учащегося , проводимая учителем, родителями, обществом и т. д. будет способствовать формированию их характера, здорового образа жизни и здоровья в целом. При выработке новых условных рефлексов в качестве подкрепляющего фактора могут быть использованы условные рефлексы (знания, умения, навыки), выработанные ранее.

Вопросы и  задания.

  1. Как образуются условные рефлексы?
  2. Что такое высшая нервная деятельность и что лежит в основе высшей нервной деятельности?
  3. Составить таблицу «Отличительные особенности безусловных и условных рефлексов.
  4. Привести примеры условных рефлексов и составить рефлекторную дугу любого условного рефлекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция  №5

Торможение, его роль. Виды торможения. Аналитико - синтетическая деятельность коры больших полушарий. Принцип доминанты.

1. Внешнее торможение.

В центральной  нервной системе осуществляется торможение не только безусловных рефлексов. Условные рефлексы тоже тормозятся. И. П. Павлов разграничивает два основных вида торможения: внешнее (безусловное) и внутреннее (условное).

 Внешнее  торможение возникает тогда, когда  в коре больших полушарий появляется  достаточно сильное возбуждение,  не связанное с данным условным  рефлексом. Если у собаки был выработан условный рефлекс слюноотделения на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения. Новый сильный очаг возбуждения в коре от постороннего раздражителя вызывает понижение возбудимости в других участках коры головного мозга, связанных с осуществлением условного рефлекса и как следствие этого явления - торможение условного рефлекса. Раздражители могут проникать из внешней среды: шумы, изменение освещенноси, посторонний запах, дуновение ветра. Биологический смысл этого вида торможения - предохранение нервных клеток от истощающих воздействий, поэтому оно является охранительным и наиболее сильно выражено у детей 3 - 4 лет. Различают два вида внешнего торможения: индукционное, запредельное. Индукционное торможение чаще всего наблюдается у детей, работающих в коллективе (класс, группа), когда любой шум, проникающий извне в помещение, нарушает течение рефлекторного акта. Например, во время урока с улицы доносится звук сирены или посторонний человек заходит в класс. Многие ученики поворачиваются в сторону сильного раздражителя, теряя сосредоточенность, равновесие, позу. Вследствие этого в тетрадях появляются пропуски и неправильное написание букв, неравные расстояния между словами и т. д. Переполнение мочевого пузыря, болезненный воспалительный очаг способны затормозить условные рефлексы. Запредельное торможение может произойти у ученика при монотонном голосе учителя, однообразном проведении урока. Поэтому необходимо учителю на уроках применять разнообразные методы и приемы: игровые формы, наглядный метод, здоровьесберегающие технологии (физкультминутки).

2. Внутреннее  торможение.

Условное (внутреннее) торможение возникает тогда, когда  условный раздражитель не подкрепляется. Принято выделять угасательное, дифференцировочное, условный тормоз. Угасательное развивается при повторении условного сигнала, не подкрепляемого безусловным. При выработанном слюноотделительном рефлексе на световой раздражитель частые повторения этого сигнала без подкрепления пищей вызывают постепенное снижение, а затем и полное угасание рефлекса. Угасательное торможение помогает человеку избавиться от вредных привычек. Важно научить ребенка сдерживать рефлекторную деятельность, научить ждать, терпеть, что является основой воспитания норм общественного поведения, дисциплины. При дифференцировочном торможении неподкрепляемый раздражитель превращается в отрицательный условный сигнал, а подкрепляемый продолжает вызывать рефлекс и является положительным. Подкрепляемый приводит к возбуждению клеток головного мозга, неподкрепляемый приводит к торможению. Происходит анализ воздействий внешнего мира и формирование в связи с этим соответствующего поведения. Благодаря этому, слуховой анализатор дифференцирует звуки по высоте, силе, направленности. Зрительный анализатор дифференцирует цвета и их оттенки. Данный вид торможения имеет важное значение при изучении букв и звуков родного и иностранного языка, при обучении математике и т. д. Особым видом торможения является выработка условного тормоза. Например, у собаки выработан условный слюноотделительный рефлекс на звук метронома. Но если теперь присоединить к этому условному раздражителю звук электрического звонка и не подкреплять эту комбинацию двух раздражителей кормлением, то через некоторое время слюна не будет отделяться при стуке метронома, сопровождаемом электрическим звонком, который и становится в данном случае условным тормозом. Процесс обучения связан с выработкой у учащихся условных тормозов. Таково, например, слово «нельзя», которое тормозит условные рефлексы, нежелательные на данном этапе обучения. При существующих видах торможения человек приобретает возможность ориентироваться в сложных ситуациях. Это повышает адаптационные возможности организма.

  1. Анализ и синтез.

Важную роль в организме играет способность  вычленять из множества раздражений  те, которые в данный момент имеют для него наибольшее значение. Такое различение носит название анализа раздражений. Анализ раздражений начинается в рецепторах, так как каждый вид рецептора воспринимает специфические для него раздражения. Анализ раздражений продолжается и в низших отделах центральной системы. Самого высокого и специфического развития анализ достигает в кое больших полушарий мозга человека, на что указывает способность его различать комплексные раздражители, включающие ряд компонентов, например А+Б+В+Г и А+В+Б+Г. Простые виды анализа, например различение запахов, звуков, присущи коре больших полушарий некоторых животных в более тонкой форме, чем это свойственно человеку. Способность коры головного мозга соединять элементы возбуждения в комплексы после его анализа называется синтезом. При этом благодаря подкреплению условного раздражителя безусловным крепнут связи между соответствующими очагами возбуждения, а в результате образуется условный рефлекс. Анализ и синтез - взаимосвязанные функции коры головного мозга. Они, подобно ассимиляции и диссимиляции, дополняют друг друга, и остановка одного процесса влечет остановку другого. Следовательно, нарушается выработка условного рефлекса, т. е. приспособительной реакции. Наиболее сложной формой аналитико - синтетической деятельности коры головного мозга является выработка динамического стереотипа. Последовательная цепь условно-рефлекторных актов, осуществляемых в строго определенном, закрепленном во времени устойчивом порядке, называется динамическим стереотипом. Вся жизнь человека и его поведение представляет собой сложную динамическую целостность. Все навыки, привычки, эмоции, составляющие поведение человека - это сложный динамический стереотип. Примером динамического стереотип является привычный уклад жизни ребенка, режим дня, катание на лыжах, велосипеде и пр. Физиологической основой динамического стереотипа является наличие связей между корой больших полушарий и подкоркой. Чем чаще подкрепляется эта связь, тем прочнее динамический стереотип. Смена стереотипа проходит с большим трудом и зависит от индивидуально-типологических особенностей детей. Примером перестройки динамического стереотипа может служить изменение деятельности ребенка при поступлении в школу. Облегчить этот процесс можно при условии чуткого отношения к детям, как со стороны родителей, так и со стороны учителей.

4. Доминанта.

Принцип доминанты  был открыт А. А. Ухтомским. Он заключается в том, что в центральной нервной системе всегда есть доминирующий, господствующий очаг возбуждения, который подчиняет себе деятельность других нервных центров, привлекая импульсы из других отделов нервной системы и усиливаясь за их счет. Благодаря доминанте осуществляется координированная деятельность центральной нервной системы. Доминантный очаг обладает рядом свойств: повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, способностью суммировать слабые возбуждения из других очагов. Особой прочностью обладают доминанты, возникающие в стволе головного мозга и в других низших отделах центральной нервной системы. При наличии в этих отделах мозга учеников доминантных очагов возбуждения учителю на уроке трудно добиться доминанты в коре их головного мозга. Так, когда дети голодны, это становится доминантой, определяющей нервные процессы, которые протекают в центральной нервной системе учащихся. Это препятствует образованию других доминант, необходимых для процесса обучения. Попытки учителя создать такие доминанты лишь усиливают чувство голода у детей. Поэтому, важно следить за тем, чтобы все школьники получали необходимое школьное питание.

 

Вопросы и  задания.

  1. Составить схему «классификация торможения».
  2. Привести примеры из повседневной жизни, свидетельствующие о торможении. Записать примеры в тетрадь.
  3. Что такое анализ и синтез раздражений? Привести примеры.
  4. В чем заключается явление доминанты?
  5. Привести примеры возникающих доминант в повседневной жизни, записать в тетрадь.
  6. Что такое динамический стереотип? Привести примеры.
  7. Какое значение в обучении имеет выработка динамического стереотипа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция  №6

Типы  высшей нервной деятельности человека. Особенности ВНД у детей. Нейрофизиологические и морфологические основы речи.

1. Понятие тип  высшей нервной деятельности.

Тип высшей нервной  деятельности - это совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных  наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом.

Изучение индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности у животных послужило И. П. Павлову  основанием  для установления у  собак четырех типов высшей нервной  деятельности. Позднее, проведя аналогию с человеком и сделав поправку на качественные особенности его психики, И. П. Павлов дал классическое определение типов высшей нервной деятельности человека. Согласно этому учению нервная система характеризуется тремя основными свойствами.

Свойства  высшей нервной деятельности:

  1. Сила процессов возбуждения и торможения.
  2. Взаимная уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения.
  3. Подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением и наоборот.

Характер взаимодействия этих трех свойств нервной системы  обусловливает индивидуальные особенности  высшей нервной деятельности человека, его работоспособность и поведение. И. П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности.

 Типы высшей  нервной деятельности.

- Сильный уравновешенный, с большой подвижносью нервных  процессов («живой», быстрый, подвижный  тип).

- Сильный уравновешенный, с малой подвижносью нервных  процессов («спокойный», медленный,  малоподвижный, инертный тип).

- Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением («безудержный тип»).

- Слабый, с быстрой  истощаемостью, приводящей к потере  работоспособности («тормозной тип»).

2. Особенности  ВНД у детей.

Сильный неуравновешенный тип. У детей данного типа процессы возбуждения преобладают над роцессами торможения. Наблюдается легкое образование условных рефлексов, торможение значительно ослаблено. Таким детям не хватает усидчивости, настойчивости в труде. Даже сильные раздражители, посторонние для данного рефлекса, усиливают его. Очень подвижны, возбудимы, говорят громко, неадекватно сильно реагируют даже на слабые болевые раздражения, малодисциплинированны, нередко агрессивны. Среди таких детей встречаются очень способные, эмоциональные, темпераментные. Они двигаются порывисто, говорят быстро. Другая группа детей данного типа отличается агрессивным поведением. Они очень вспыльчивы, вспышки гнева часты, но длятся недолго. Третья группа этого типа - это трудновоспитуемые дети. У них тормозные процессы настолько подвижны, что они не в состоянии подавлять свои инстинкты и нередко нарушают при этом эстетические нормы поведения. Воспитание и обучение таких детей требует большой выдержки и такта, настойчивости и целенаправленных действий воспитателей, педагогов и родителей. Воздействие на них родителей и педагогов становится новым раздражителем и вызывает еще более развитый процесс возбуждения, доходящий до агрессивности. Дети данного типа поддаются перевоспитанию путем медленной, постепенной тренировки. Упражнением можно усилить у них процессы торможения и ослабить процессы возбуждения.

Информация о работе Курс лекций по «Строение, функции и гигиена нервной системы»