Степень дифференцированности 
уровня притязаний и самооценки положительна 
и колеблется в пределах от 5,2 по шкале 
«уверенность в себе» до 24 баллов по шкале 
«характер». Таким образом, творческие 
личности имеют наибольшее расхождение 
Я-реального и Я- идеального в проявлениях 
характера, а наименьшее в уверенности 
в себе.
Таблица 2. 
Показатели самооценки и уровня 
притязаний личности (контрольная группа)
№ испыт. 
  п/п  | 
  Исследуемые шкалы личных качеств (баллы)  | 
Ум, сообразит-ть  | 
  Характер  | 
  Способности  | 
  Креативность  | 
  Общительн-ть  | 
  Уверен-ть 
  в себе  | 
СО(-)  | 
  УП(х)  | 
  СО(-)  | 
  УП(х)  | 
  СО(-)  | 
  УП(х)  | 
  СО(-)  | 
  УП(х)  | 
  СО(-)  | 
  УП(х)  | 
  СО(-)  | 
  УП(х)  | 
1.  | 
  43/Н  | 
  63/С  | 
  73/В  | 
  79/В  | 
  44/Н  | 
  57/Н  | 
  42/Н  | 
  55/Н  | 
  73/В  | 
  80/В  | 
  71/В  | 
  78/В  | 
2.  | 
  50/С  | 
  70/В  | 
  51/С  | 
  58/Н  | 
  40/Н  | 
  59/Н  | 
  40/Н  | 
  59/Н  | 
  70/В  | 
  77/В  | 
  53/С  | 
  56/Н  | 
3.  | 
  48/С  | 
  58/Н  | 
  50/С  | 
  56/Н  | 
  43/Н  | 
  63/С  | 
  46/С  | 
  56/Н  | 
  69/В  | 
  73/В  | 
  51/С  | 
  59/Н  | 
4.  | 
  58/С  | 
  62/С  | 
  48/С  | 
  59/Н  | 
  47/С  | 
  60/С  | 
  50/С  | 
  61/С  | 
  50/С  | 
  63/С  | 
  47/С  | 
  59/Н  | 
5.  | 
  67/В  | 
  73/С  | 
  68/В  | 
  70/С  | 
  50/С  | 
  55/Н  | 
  44/Н  | 
  62/С  | 
  64/С  | 
  71/В  | 
  68/В  | 
  76/С  | 
Ср.значение  | 
  53,2/С  
  65/С 
   | 
  62,4/С 
  64,4/ 
                
  С  | 
  44,8/Н 58,8/ 
                  
  Н  | 
  44,4/Н  58,6/ 
                  
  Н  | 
  65,2/ 
  В  72,8/В  | 
  58/С   
  65,6/С  
                  
   | 
Дифф.  | 
  11,8  | 
  2  | 
  14  | 
  14,2  | 
  7,6  | 
  7,6  | 
 
 
Анализируя результаты, представленные 
в таблице 2 отметим, что у испытуемых контрольной 
группы по шкале «общительность» диагностирован 
высокий уровень самооценки, а так же оптимальный, 
сравнительно высокий уровень притязаний 
(благоприятные с точки зрения личностного 
развития результаты)
По шкалам «ум и сообразительность», 
«характер», «уверенность в себе» диагностирован 
средний уровень самооценки и средний 
уровень притязаний (благоприятные с точки 
зрения личностного развития результаты).
Таким образом, по перечисленным 
шкалам в данной выборочной совокупности 
мы наблюдаем наиболее благоприятные 
с точки зрения личностного развития результаты: 
средний (С), высокий (В) (но не выходящий 
за пределы шкалы), уровень притязаний, 
сочетающийся со средней (С) или высокой 
(В) самооценкой при уменьшенном расхождении 
этих уровней.
По шкалам «креативность» и 
«способности» диагностирован низкий 
уровень самооценки и низкий уровень притязаний, 
что является неблагополучным  фактором 
и играет отрицательную роль в развитии 
личности.
Представим средние значения 
показателей самооценки и уровней притязания 
личности  контрольной группы в виде 
диаграммы (рис.2).
 Рис.2 Средние показатели 
самооценки и уровня притязания личности 
(контрольная группа)
Анализ данных диаграммы позволяет 
сделать следующие выводы:
- наивысший уровень самооценки 
у личностей, не относящихся к 
творческой профессии, диагностирован 
по шкалам: «общительность»- 65,2 балла; 
«характер» - 62,4 балла. 
- низший уровень самооценки  
диагностирован по шкалам «способности», 
«креативность». На наш взгляд, низкая 
самооценка по данным шкалам объяснима 
тем, что данные аспекты личности не требуют 
высокого уровня развития в профессиональной 
деятельности представленной выборочной 
совокупности.
- высокий уровень личности, 
не относящиеся к творческой профессии, 
имеют  по шкале «общительность».
- наименьший уровень притязаний 
диагностирован по шкалам «креативность», 
«способности», что объясняется так же, 
как и низкая самооценка по данным категориям 
отсутствием высоких профессиональным 
требований в этих областях.
Степень дифференцированности 
уровня притязаний и самооценки положительна 
и колеблется в пределах от 2 по шкале «характер» 
до 14,2 баллов по шкале «креативность». 
Таким образом, личности, не относящиеся 
к творческой профессии имеют наибольшее 
расхождение Я-реального и Я- идеального 
в проявлениях креативности, а наименьшее 
в проявлении характера.
Для проверки гипотезы исследования 
сравним средние значения уровня самооценки 
и притязаний творческих личностей и личностей, 
не относящихся к творческой профессии.
Шкала «ум и сообразительность»:
-самооценка творческих 
личностей на 12,2 балла выше, чем 
у личностей, не относящихся к 
творческой профессии;
- уровень притязаний творческих 
личностей на 12 баллов выше, чем 
у личностей, не относящихся к 
творческой профессии.
Шкала «способности»:
-самооценка творческих 
личностей на 28,4 балла выше, чем 
у личностей, не относящихся к 
творческой профессии;
- уровень притязаний творческих 
личностей на 20,8 баллов выше, чем 
у личностей, не относящихся к творческой 
профессии.
Шкала «креативность»:
-самооценка творческих 
личностей на 20 баллов выше, чем 
у личностей, не относящихся к 
творческой профессии;
- уровень притязаний творческих 
личностей на 13,8 баллов выше, чем 
у личностей, не относящихся к 
творческой профессии.
Гипотеза исследования была 
подтверждена: уровень самооценки и притязаний 
у творческой личности будет выше по таким 
качествам как, ум и сообразительность, 
способности, креативность нежели у личностей, 
не относящихся к творческой профессии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выводы по главе 2
В рамках экспериментального 
исследования нами были изучены особенности 
самооценки и уровень притязаний творческих 
личностей (учителей) – экспериментальна 
группа и личностей, не относящихся к творческой 
профессии - контрольная группа.
В качестве диагностической 
методики использовалась методика измерения 
уровня притязаний и самооценки Дембо-Рубинштейна 
в модификации А.М. Прихожан.
Творческие личности (экспериментальная 
группа):
- наивысший уровень самооценки 
у творческих личностей диагностирован 
по шкалам: «способности»- 73,2 балла; 
«общительность» - 77,4 балла; «уверенность»- 
76,4 балла. 
- низший уровень самооценки  
диагностирован по шкале «характер», 
т.е. творческие личности достаточно 
критично относятся к проявлениям 
и особенностям своего характера.
- высокий уровень притязаний 
творческие личности имеют так 
же  по шкалам «способности», «уверенность 
в себе», «общительность».
- наименьший уровень притязаний 
диагностирован по шкале «креативность».
Степень дифференцированности 
уровня притязаний и самооценки положительна 
и колеблется в пределах от 5,2 по шкале 
«уверенность в себе» до 24 баллов по шкале 
«характер». Таким образом, творческие 
личности имеют наибольшее расхождение 
Я-реального и Я- идеального в проявлениях 
характера, а наименьшее в уверенности 
в себе.
Личности, не относящиеся к 
творческой профессии (контрольная группа):
- наивысший уровень самооценки 
у личностей, не относящихся к 
творческой профессии, диагностирован 
по шкалам: «общительность»- 65,2 балла; 
«характер» - 62,4 балла. 
- низший уровень самооценки  
диагностирован по шкалам «способности», 
«креативность». 
- высокий уровень личности, 
не относящиеся к творческой 
профессии, имеют  по шкале «общительность».
- наименьший уровень притязаний 
диагностирован по шкалам «креативность», 
«способности». 
Степень дифференцированности 
уровня притязаний и самооценки положительна 
и колеблется в пределах от 2 по шкале «характер» 
до 14,2 баллов по шкале «креативность». 
Таким образом, личности, не относящиеся 
к творческой профессии имеют наибольшее 
расхождение Я-реального и Я- идеального 
в проявлениях креативности, а наименьшее 
в проявлении характера.
Гипотеза исследования была 
подтверждена: уровень самооценки и притязаний 
у творческой личности будет выше по таким 
качествам как, ум и сообразительность, 
способности, креативность нежели у личностей, 
не относящихся к творческой профессии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
В первой главе исследования нами были 
раскрыты теоретические аспекты проблемы 
самооценки и уровня притязаний творческой 
личности. 
В настоящее время можно выделить три 
подхода к тому, чем является самооценка 
и как она представлена в самосознании 
индивида: 
1. Самооценка является частью 
концепции «Я», обозначаемой как 
«эмоционально-ценностное» отношение 
к себе (Р. Бернс, В.В. Столин, Е.Т. Соколова 
и др.).
 2. Самооценка понимается как 
когнитивная подструктура (или схема), 
которая обобщает прошлый опыт 
личности и организует, структурирует 
новую информацию о «Я», т.е. фиксирует 
знание субъекта о себе. Самооценка 
– это образ «Я» субъекта. (И.С. 
Кон, А.В. Захарова, И. Чеснокова и др.). 
 3. Наименее распространенным является 
подход, в рамках которого самооценка 
определяется как наличие критической 
позиции индивида по отношению 
к тому, чем он обладает, но 
это не констатация имеющегося 
потенциала, а именно оценка его с точки 
зрения определенной системы ценностей 
(Л.В. Бороздина и др.).
Уровень притязаний – это разница 
между уровнем трудности выбираемых субъектом 
целей, формирующихся в результате прошлого 
опыта, оценки своих способностей и возможностей 
и результатом действия, направленного 
на достижение данной цели. Уровень притязаний 
характеризуется мотивацией достижения 
и является показателем самооценки, уровня 
Я. Среди отличительных черт творческих 
людей отметим:  способность более плодотворно 
оперировать противоречивой информацией, 
сознательную настроенность человека 
на возможное допущение противоречия 
в собственном представлении мира, терпение, 
работоспособность, психологическая духовная 
смелость, независимость, толерантность, 
открытость ума, развитое эстетическое 
чувство, стремление к красоте и др.
Во второй главе исследования 
нами были экспериментально изучены особенности 
самооценки и уровень притязаний творческих 
личностей (учителей) – экспериментальна 
группа и личностей, не относящихся к творческой 
профессии - контрольная группа. В качестве 
диагностической методики использовалась 
методика измерения уровня притязаний 
и самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации 
А.М. Прихожан.
Для проверки гипотезы исследования 
сравним средние значения уровня самооценки 
и притязаний творческих личностей и личностей, 
не относящихся к творческой профессии.
Шкала «ум и сообразительность»:
-самооценка творческих 
личностей на 12,2 балла выше, чем 
у личностей, не относящихся к 
творческой профессии;
- уровень притязаний творческих 
личностей на 12 баллов выше, чем 
у личностей, не относящихся к 
творческой профессии.
Шкала «способности»:
-самооценка творческих 
личностей на 28,4 балла выше, чем 
у личностей, не относящихся к 
творческой профессии;
- уровень притязаний творческих 
личностей на 20,8 баллов выше, чем 
у личностей, не относящихся к 
творческой профессии.
Шкала «креативность»:
-самооценка творческих 
личностей на 20 баллов выше, чем 
у личностей, не относящихся к 
творческой профессии;
- уровень притязаний творческих 
личностей на 13,8 баллов выше, чем 
у личностей, не относящихся к 
творческой профессии.
Гипотеза исследования была 
подтверждена: уровень самооценки и притязаний 
у творческой личности будет выше по таким 
качествам как, ум и сообразительность, 
способности, креативность нежели у личностей, 
не относящихся к творческой профессии.
Список литературы
  - Альтшуллер Г.С., Верткин И. М. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, Беларусь, 1994.-234с.
 
  - Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка[Текст] /Л.В. Бороздина, Л. Видинска // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 1986. - № 3.-С. 21-30.
 
  - Галин А.Л. Психологические 
  особенности творческого поведения. М., 2006.- 322с.
 
  - Захарова А.В. Психология формирования 
  самооценки / А.В. Захарова, - М.: «Прогресс», 
  1998. - 100 с.
 
  -  Зинченко В.П. Проблемы психологии 
  развития // Вопросы психологии. – 1992. – 
  № 4. – С. 109-121
 
  - Зинько Е.В. Соотношение характеристик 
  самооценки и уровня притязаний. Часть 
  2. Уровень притязаний и варианты его сочетаний 
  с самооценкой / Е.В. Зинько // Психологический 
  журнал. - 2006 , том 27 . - № 4. - с.15 - 25.
 
  -  Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. – 367с.
 
  -  Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности. http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka. htm 
 
  - Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические 
  проблемы и эмпирические исследования 
  // http://fictionbook.ru/author/olga_nikolaevna_molchanova/samoocenka_teoreti cheskie_problemiy_i_ye/read_online.html?page=1 
 
  - Моляко В.А. психология творческой личности. М., Высшая школа. 2008.-376с
 
  -  Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, БАХРАХ-М. 2000. – 672 с. 
 
  - Рубинштейн С.Л. Основы общей 
  психологии. – СПб: Издательство «Питер», 
  2000. – с. 636
 
  -  Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. // http://psylib.poznaisebya.com/books/sarjv01/index.htm 
 
  - Сидоров К.Р. Самооценка в психологии 
  / К.Р. Сидоров // Мир психологии . - 2006 . - 
  № 2 . - с.224-232.
 
  - Степанов В.А. Самооценка психических 
  и физических качеств будущих учителей 
  / В.А.Степанов// педагогика . - 2004. - №7. - 
  с. 45 - 50.
 
  - Станкин М.И. Психология самооценки / М.И. Станкин // Специалист . - 2005 . - № 7 . - с. 20 - 22.
 
  - Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 268 с.
 
  - Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 
  16 - е изд. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко 
  . - Ростов н/ Д: Феникс, 2006 . - 672 с.
 
  -  Чеснокова И.И. Особенности развития сознания в онтогенезе. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
 
  - Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: ППО МОДЭК, 
  2007. - 288 с.