Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:31, курсовая работа
В Казахстане уровень образованности населения является одним из главных условий формирования общества и экономики государства, ведущими ресурсами выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Однако ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов, разработке содержания образования и технологий обучения.
Все эти основные функции 
педагогического процесса тесно 
связаны и взаимозависимы. Формирование 
мировоззрения, развитие познавательных 
и созидательных сил и 
Современный профессиональный 
труд сложен и многогранен. Для его 
успешного осуществления 
Принципы профессионального обучения
Теоретические основы профессионального 
обучения базируются на принципах: гуманизации 
и демократизации; профессионально-
Являясь определяющими в организации и методике профессионального обучения, вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации его целей и задач, способствуют правильной постановке процесса профессионально обучения, развитию педагогического и методического мастерства обучающегося. На их основе обеспечиваются сознательное, творческое отношение учащихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий и продуктивный характер процессу обучения и создаются оптимальные условия для него.
На основании изложенного можно выделить специфические особенности процесса профессионального обучения:
1.3 Классификация и структура современных технологий профессионального обучения
В современной педагогической практике отсутствует однозначное толкование понятия «образовательные технологии». Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных внедрению образовательных технологий в педагогический процесс высшей школы показал, что причины разнообразия видов образовательных технологий и многозначность толкования термина связаны с направлениями развития технологического подхода в истории образования.
В настоящее время первый подход к технологизации обучения развивается по пути внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Второй подход развивается по следующим направлениям:
1) технологическое 
2) внедрение социальных 
технологий в процесс 
3) поиск оптимальной системы 
средств и условий, 
4) реализация технологического 
подхода применительно к 
Данное утверждение 
В частности:
- общепедагогический (общедидактический) уровень:
- общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;
- частнометодический (предметный) уровень:
- частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
- локальный (модульный) уровень:
- локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности; формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Современные ученые В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др. - характеризуют технологический подход к обучению как описательную, теоретическую и конструктивную, предписывающую схему организуемого процесса. Соответственно технологический подход ориентирует на выделение процедур, которые в совокупности представляют собой воспроизводимый набор действий участников образовательного процесса в определенной логике. В данном контексте термин «образовательные технологии» рассматривается как система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средство диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Обязательными структурными элементами технологий любого уровня являются:
1) концептуальная основа;
2) содержательная часть обучения, включающая цели обучения -
общие и конкретные, содержание учебного материала;
3) процессуальная часть. 
Процессуальная часть включает 
организацию учебного процесса, 
методы и формы учебной 
Основными признаками технологий, в соответствии с исследованиями. Бордовская, Н.В. [9], являются:
- детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов - целей; использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса;
- гарантированность достигаемых результатов; воспроизводимость образовательного процесса вне зависимости от мастерства педагога; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.
Как видим, на смену отдельным 
формам и методам активного обучения, 
делающим процесс обучения разорванным 
на части, приходят целостные образовательные 
технологии вообще и технологии обучения, 
в частности. Технологичность учебного 
процесса состоит в том, чтобы 
сделать учебный процесс 
Сравнительный анализ классификаций и подходов ученых показал, что качественное своеобразие образовательных технологий отражается в лексике. Если терминологически фиксируется специфика организации конкретного вида деятельности в образовательной практике, то используется термин «технология»: технология обучения, технология воспитания, технология управления, технология общения, технология организации самостоятельной деятельности и т.д. Например, к термину «технология» добавляется прилагательное, которое указывает на его специфику. Так появились информационные, коммуникативные, гуманитарные и др. технологии. Связано это с доминирующей целевой направленностью, методом и формой взаимодействия субъектов, обусловлено особенностями и характером деятельности субъектов, а также возможностями образовательной среды. Информационные технологии направлены на овладение новыми средствами поиска, применения и переработки учебной или научной информации, а именно средствами компьютерной, аудио-видеотехники и Интернета. Коммуникативные технологии направлены на совершенствование способов взаимодействия с людьми и связаны с организацией парной, групповой, коллективной работы. Гуманитарные технологии обеспечивают формирование социально значимых качеств, необходимых человеку, независимо от уровня получаемого образования и профиля подготовки.
Специалиста, владеющего гуманитарными технологиями, по определению Г. П. Щедровицкого, отличает умение свободно ориентироваться в мире людей и знаний, т.е. способность к навигации и готовность самостоятельно выстраивать траекторию профессиональной деятельности.
Подробный анализ классификаций 
современных образовательных 
По основным формам организации образовательного процесса:
В заключении заметим, что классификация по основным формам организации образовательного процесса представляется нам наиболее актуальной для преподавателей высшей школы
2. Активные и 
интерактивные формы 
2.1 Активные методы 
и технологии 
Специфика профессионального обучения требует выбора и применения
активных методов. Рассмотрим семантику слов «активный» и «метод».
Активный - усиленно действующий (табл.2)
Таблица 2. Описание методов
Деятельность педагога  | 
  Деятельность обучающегося  | |
 Устное изложение   | ||
Мотивационная и целевая установка, изложение СУИ (рассказ, объяснение, лекция), подведение итогов.  | 
  Слуховое восприятие (слушание) и осмысление СУИ, сообщаемой педагогом.  | |
Беседа (вопросно-ответный метод)  | ||
Мотивационная и целевая установок, постановка вопросов к обучающимся, ответы на вопросы обучающихся, подведение итогов.  | 
  Продумывание ответов (припоминание, сравнение, сопоставление, анализ, синтез и т.п.) и устные ответы на вопросы педагога. Вопросы к педагогу.  | |
Работа с текстом книги  | ||
Мотивационная и целевая установка, определение содержания задания и порядка работы обучающихся, руководство их работой, контроль и подведение итогов.  | 
  Чтение и осмысление текста книги, выполнение задания (запоминание, срав- нение, сопоставление, выделение главного, систематизация, воспроизведение, ответы на контрольные вопросы, конспектирова- ние): – под руководством педагога; – самостоятельно.  | |
2. Наглядно-демонстрационные методы Демонстрация (наглядных пособий, видеофильмов, слайдов, опытов, приемов)  | ||
Мотивационная и целевая установка, определение задания, упражнение с техническими средствами, практическое выполнение опытов, приемов и т.п.  | 
  Зрительное восприятие (рассмотрение) пока- зываемого в целом и по частям. Сравнение, сопоставление, выделение и усвоение глав- ного, обобщение и т.п. Ответы на вопросы педагога.  | |
Самостоятельные наблюдения обучающихся  | ||
Мотивация и целевая установка, определение объектов наблюдения, руководство наблюдениями обучающихся, подведение итогов.  | 
  Наблюдение объектов, явлений, действий в целом и по частям. Сравнение, сопос- тавление, выделение главного, обобщение и т.п. Ответы на вопросы педагога.  | |
Практические методы Упражнения  | ||
Мотивационная и целевая установка, постановка проблемы, определение работы обучающихся (формулирование ориентировочной основы деятельности), руководство работой обучающихся, контроль, подведение итогов.  | 
  Выполнение заданий: – под руководством педагога; – по инструкции; – по алгоритму; – самостоятельно.  | |
Лабораторно-практические работы  | ||
Продолжение таблицы 2  | ||
Мотивационная и целевая установка, определение содержания и порядка работы обучающихся, управление работой обучающихся, контроль, подведение итогов.  | 
  Выполнение заданий, обработка результатов, формулирование выводов: – под руководством педагога; – по инструкции; – самостоятельно.  | |