Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2012 в 22:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия, а так же разработка прогнозных показателей прибыльности и рентабельности.
Введение…………………………………………………………………...	5
Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли и рентабельности…………………………………………………………….	8
  1.1. Понятие прибыли, ее виды…………………………………………	8
  1.2. Порядок формирования прибыли…………………………………..	13
  1.3. Система показателей рентабельности торгового предприятия….	21
Глава 2. Характеристика управления и предпринимательской деятельности  ООО «ПРОГРЕСС»………………………..	26
  2.1. Характеристика финансово-экономического потенциала   предприятия………………………………………………………………..	26
  2.2. Характеристика предпринимательской деятельности                            предприятия……………………………………………………………….	34
Глава 3. Управление прибыльностью и рентабельностью торгового предприятия ООО «ПРОГРЕСС»…..……………………..	38
  3.1. Анализ формирования прибыли………….……………………….	38
  3.2. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия……	47
  3.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения              рентабельности……………………………………………………………	53
Заключение………………………………………………………………..	67
Список литературы……………………………………………………….	69
Основные показатели рентабельности торговых предприятий представлены на рис. 5. Рассмотрим некоторые из них применительно к хозяйственной деятельности ООО «ПРОГРЕСС».
Рентабельность продаж
Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что прочие доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 6 (в таблице использованы выборочные данные из приложения 2).
Таблица 6
Расчет показателей рентабельности продаж Фирмы «ПРОГРЕСС»
(в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель  | 2010г  | 2011г.  | 
Выручка (нетто) от реализации товаров  | 105258  | 182842  | 
Себестоимость реализации товаров  | 91771  | 158772  | 
Коммерческие расходы  | 9990  | 15886  | 
Прибыль от реализации  | 3497  | 8184  | 
Проценты к получению  | 49  | 39  | 
Прочие доходы  | 588  | 271  | 
Прочие расходы  | 1103  | 916  | 
Прибыль отчетного периода  | 3218  | 7391  | 
Рентабельность продаж (%) − по прибыли от реализации товаров  | 3,32  | 4,48  | 
− по балансовой прибыли  | 3,06  | 4,04  | 
Как видно, что в 2010г., что 2011г, в связи с убытками от прочих операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2011г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.
Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.
Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж фирмы «ПРОГРЕСС», можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2011г. − 4,48%). В Российском статистическом ежегоднике за 2010г. следующие данные: рентабельность продаж торгового предприятия – 4,9%; рентабельность активов – 3,0%.
Рентабельность деятельности
Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.
С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (табл. 7).
Таблица 7
Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной       
Показатель | 2010г.  | 2011г.  | 
Издержки обращения  | 9990  | 15886  | 
Затраты предприятия  | 10906  | 16989  | 
Прибыль от реализации  | 3497  | 8184  | 
Балансовая прибыль  | 3218  | 7391  | 
Рентабельность издержек обращения, %  | 34,99  | 51,52  | 
Рентабельность текущих расходов, %  | 29,50  | 43,50  | 
Сопоставив таблицы 6 и 7, увидим, что из-за убыточности прочих операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2011г., что в 2010г.
Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности в соответствии с рис. 5.
Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:
− сопоставлением показателей предприятия с показателями других предприятий отрасли;
− определения показателей за ряд лет;
− сопоставление фактических и плановых показателей;
− внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным подразделениям или по товарным группам);
− сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения.
Рентабельность капитала
Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.
С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.
Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (табл.8).
Таблица 8
Расчет рентабельности собственного капитала фирмы «ПРОГРЕСС» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель  | 2010г.  | 2011г.  | 
Собственный капитал: −на начало года −на конец года  | 
 9865 11104  | 
 11104 13086  | 
Средняя величина собственного капитала в течение года  | 10484,5  | 12095  | 
Чистая прибыль  | 2446  | 5618  | 
Рентабельность собственного капитала, %  | 49,54  | 19,97  | 
Как видно, рентабельность собственного капитала в 2011 году (19,97%) ниже, чем в 2010г. (49,54%). Этому способствовало уменьшение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2010г.
Рентабельность используемых ресурсов
Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (табл. 9).
Данные таблицы 9 показывают, что в 2011г. по сравнению с 2010г. сумма прибыли на одного работника увеличилась в 2,3 раза; балансовая прибыль увеличилась также в 2,3 раза.
При этом затраты на оплату труда увеличились незначительно (3,7%), а сокращение работников также было незначительным – 2 человека,
Таблица 9
Расчет рентабельности трудовых ресурсов фирмы
Показатель  | 2010г.  | 2011г.  | 
Балансовая прибыль  | 3218  | 7391  | 
Затраты на персонал  | 2940  | 3050  | 
Численность работников  | 365  | 363  | 
Рентабельность расходов на оплату труда, %  | 109,4  | 242,3  | 
Прибыль на одного работника  | 8,8  | 20,4  |