Шпаргалка по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".

Вложенные файлы: 32 файла

Vopros_28 (1).docx

— 21.54 Кб (Скачать файл)

Вопрос №28.Таинство покаяния.

  Таинство покаяния  есть благодатное священнодействие, в коем, после принесения верующим  раскаяния в грехах, дается отпущение  грехов милостью Божией через  посредство пастыря Церкви, согласно  обетованию Спасителя.

  В таинстве покаяния  врачуются духовные болезни человека, снимается нечистота души, и христианин, получив разрешение грехов, снова  становится невинным и освященным, каким он вышел из вод крещения. Поэтому таинство покаяния называется "духовной врачебницей." Грехи, влекущие человека вниз, притупляющие его ум, сердце и совесть, ослепляющие его духовный взор и ослабляющие его христианскую волю - уничтожаются, и восстанавливается вновь его живая связь с Церковью и с Господом Богом. Облегченный от бремени грехов человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути.

  Таинство покаяния состоит из двух основных действий: 1) исповедание перед пастырем Церкви своих грехов человеком приходящим к таинству и 2) молитвенного прощения и разрешения их, произносимого священнослужителем.

  Таинство это называется  также таинством исповеди, (хотя  исповедание это только первая  часть его) что указывает на  важность искреннего раскрытия  своей души и выявления своих  грехов.

  Исповедание - т.е. произнесение  вслух - есть выражение внутреннего  покаяния, его результат, показатель. Что же такое покаяние? Покаяние есть не только сознание своей греховности или простое признание себя недостойным; даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях и слабостях, и не только раскаяние (хотя все эти моменты должны входить в покаяние), - но оно есть еще и воля к исправлению, желание и твердое намерение, решимость бороться с дурными склонностями. Это состояние души соединяется с прошением помощи Божией для борьбы со своими дурными наклонностями. Такое сердечное и искреннее покаяние нужно для того, чтобы действенность этого таинства простиралась не только на снятие грехов, но чтобы в раскрытую душу входило благодатное врачевство, не допускающее, чтобы душа снова погрузилась в грязь греха.

  Само называние вслух  своих духовных болезней и  падений перед духовником - исповедание  грехов - имеет то значение, что  в нем преодолеваются а) гордыня,  этот главный источник грехов, и б) уныние безнадежности своего  исправления и спасения. Выявление  греха приближает уже к извержению  его из себя.

Приступающий к таинству покаяния готовит себя к нему Говеньем, т.е. молитвенным подвигом, постом и углублением в самого себя, с целью раскрыть и сознать свою греховность.

  Навстречу кающемуся  христианину идет милость Божия,  свидетельствующая устами пастыря-духовника,  что Небесный Отец не отвергает  идущего к Нему, как не отверг  блудного сына и кающегося  мытаря. Свидетельство это заключается  в словах особой молитвы и  особых разрешительных словах, произносимых  священнослужителем.

Установление таинства

  Таинство покаяния  Господь установил по Своем воскресении, когда явившись ученикам собранным вместе, кроме одного Фомы, торжественно сказал им: мир вам... и, сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святого: Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Иоан. 20:21-23). Кроме того, Христос Спаситель еще прежде двукратно изрек обетование об этом таинстве. Именно, в первый раз сказал апостолу Петру, когда Петр исповедал Его от лица всех апостолов Сыном Божиим: И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Матф. 16:19); в другой раз засвидетельствовал всем апостолам (Матф. 18:17-18).

  Священнослужители являются  только видимыми орудиями при  совершении таинства, которое невидимо  совершает через них Сам Бог. Св. Иоанн Златоуст, имея в виду божественное установление власти пастырей Церкви, решить и вязать, говорит: "Священники определяют долу (внизу), Бог утверждает горе (наверху), и Владыка согласуется со мнением Своих рабов." Священник является здесь орудием милости Божией и отпускает грехи не от себя, но во имя Святой Троицы.

  Невидимые действия  благодати в таинстве покаяния  по своей обширности и могуществу  простираются на все беззакония  человеческие, и нет греха, который  бы не мог быть прощен людям,  если только они искренно в  нем покаются и исповедают  его с живой верой в Господа  Иисуса и надеждой на Его  милость. "Я пришел призвать  не праведников, но грешников  к покаянию" (Матф. 9:13), говорил Спаситель, и как не велико было грехопадение ап. Петра, простил его, когда он истинно покаялся. Известно, что ап. Петр призывал к покаянию даже тех иудеев, которые распяли истинного Мессию (Деян. 2:28), и потом призывал Симона волхва, родоначальника всех еретиков (Деян. 8:22); ап. Павел разрешил покаявшегося кровосмесителя, подвергнув его предварительному временному отлучению (2 Кор. 2:7).

  С другой стороны,  необходимо помнить, что отпущение  грехов в таинстве есть акт  милосердия, но не неосмысленной  жалости. Он дан для духовной  пользы человека, "на созидание,  а не на разорение" (2 Кор. 10:8). Это налагает великую ответственность  на совершителя таинства.

  Священное Писание  говорит о тех случаях или  условиях, когда не прощаются  грехи. В слове Божием упоминается  о хуле наДуха Святого, которая  не простится человекам ни  в сем веке, ни в будущем  (Матф. 12:31-32). Также говорится о "грехе смертном," о прощении которого не заповедано даже молиться (1 Иоан. 5:16). Наконец ап. Павел наставляет, что невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6:4-6).

  Во всех этих случаях причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о хуле на Святого Духа: "Ибо и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено" (Беседы на еван.Матф.). И Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных: "Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают... В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близь Господь сокрушенным сердцем (Пс. 33)."

  Позволение и даже  прямое требование повторять  покаяние ясно из слов Евангелия:  На небесах более радости будет  об одном грешнике кающимся, нежели  о девяноста девяти праведниках,  не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7). В откровении ап. Иоанна  Богослова читаем: Ангелу Ефеской церкви напиши... Иду к тебе скоро и сдвину с места светильник твой, если не покаешься (Ап. 2:1-5).

Епитимии.

  Под именем епитимий  разумеются запрещения или наказания  (2 Кор. 2:6), которые, по правилам  церковным, священнослужитель, как  духовный врач, определяет некоторым  из кающихся христиан для уврачевания их нравственных болезней. Таковы напр., особенный пост сверх положенного для всех, покаянные молитвы с определенным числом поклонов и др. Основной вид епитимии, бывший в практике древней Церкви, - отлучение от причастия св. Таин на большее или меньшее время.

  В древней Церкви  существовал чин общественного  покаяния для "падших" - не  устоявших в вере во время  гонений. По этому чину кающиеся  разделялись на четыре класса: а) "плачущих," которые не имели права присутствовать при общественном богослужении и, распростершись на церковной паперти, с плачем просили входивших в храм молиться о них; б) "слушающих," которым дозволялось находиться в притворе храма вплоть до окончания литургии оглашенных; в) "коленопреклоненных," входивших в самый храм, но также не участвовавших в литургии верных: - после литургии они на коленях получали благословение пастыря; и г) класс "вместе стоящих," которые стояли вместе с верными в продолжении литургии, но не могли причащаться Святых Таин.

  Епитимии назначаются  не всем, а только некоторым  кающимся христианам: именно, тем,  кто по тяжести ли и качеству  грехов их, или по характеру  покаяния, нуждаются в этих духовных  врачеваниях. Такого рода запрещения  наложил ап. Павел на появившегося  среди Коринфских христиан кровосмесника, когда ради его уврачевания повелел отлучить его от Церкви и общения с верующими и предать такового сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен (1 Кор. 5:1-50, - и потом поего искреннем сокрушении заповедал вновь принять его в церковное общение (2 Кор. 2:6-8).

  Епитимии имеют характер  наказаний, но не в собственном  смысле и не ради "удовлетворения  за грехи," как учат римские богословы; это действия исправительные, врачебные, педагогические. Их цель - углубить печаль о соделанных грехах и поддержать решение воли к исправлению. Апостол говорит: Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7:10). Правила св. Соборов и св. Отцов подтверждают, что в древности епитимии считались средством духовного врачевства; что древние пастыри, налагая их на грешников, не о том заботились чтобы справедливо наказать по мере преступлений каждого для удовлетворения правде Божией, но они имели в виду благотворное влияние этих наказаний на грешника. Поэтому они, по мере надобности, сокращали время запрещения или даже совсем снимали его. Правило 6-го вселенского собора говорит: "Принявшие от Бога власть вязать и решить должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению и так употреблять приличное недугу врачевание, чтобы соблюдать меру и не утратить спасения недугующего. Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен и производит многие виды вреда, из которых зло обильно разливается и далее распространяется, доколе не будет остановлено силой врачующего."

  Отсюда видна неприемлемость  взгляда римо-католиков на епитимии, исходящего из юридических понятий, по которому: а) всякий грех или их сумма, должен иметь церковное наказание. Помимо того, что бывают естественные возмездия за грех, как болезни, когда человек сам видит Божие наказание за грехи; б) это наказание может быть снято "индульгенцией," выдаваемой даже вперед, например по случаю юбилейных торжеств; в) Римский епископ (папа), давая индульгенции, вменяет "заслуги святых" лицам, подлежащим епитимии, изымая их из так называемой "сокровищницы добрых дел."

  Если у некоторых  учителей западной древней Церкви  епитимии назывались удовлетворениями, то это было в нравственном  и воспитательном смысле, а не  в качестве юридического оправдания.

  От таинства исповеди  нужно отличать нравственноедуховничество, издревле широко применявшееся и сейчас тоже, особенно среди иночествующих. Его нередко несут лица без священного сана, когда на них лежит долг руководства своими духовными детьми. Дело в том, что исповедание своих мыслей и поступков перед духовным руководителем имеет огромное психологическое значение, в смысле нравственного воспитания для исправления дурных склонностей и привычек, преодоления сомнений и колебаний и пр. Но такое духовничество не имеет значения таинства или благодатного священнодействия.


Информация о работе Шпаргалка по "Религии"