Шпаргалка по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".

Вложенные файлы: 32 файла

Vopros_16.docx

— 26.77 Кб (Скачать файл)

Вопрос №16.Учение о  спасении.Домостроительство нашего спасения.Приготовление человеческого рода ко принятию Спасителя.

Учение о спасении

Само понятие "спасение" имеет две стороны: объективную  и субъективную. Объективная сторона  — это все то, что сделано  ради нашего спасения Богом и не зависит от нашей воли, является для нас даром, потому что мы сами этого сделать не смогли бы при  всем желании. Субъективная сторона  — это те усилия, которые нам  необходимо приложить, чтобы этим даром  воспользоваться, усвоить его. Когда  мы говорим о Искуплении, то имеем в виду объективную сторону спасения — то, что сделано нашего ради спасения Богом. Единого учения о Искуплении в православном богословии, по крайней мере в русском, нет.

Это слово многократно  встречается в Свщ. Писании. "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20, 28); "Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов" (1 Пет. 1, 18); "Христос искупил (exigorasen) нас" (Гал. 3, 13). Это слово буквально означает "покупать на рынке". В Еф. (1, 7) говорится, что во Христе "мы имеем искупление (tinapolytrosin) Кровию Его". Греческое слово apolytrosis буквально означает "цену" или "выкуп", за который пленные или рабы получали свободу, преступники освобождались от наказания. В Ветхом Завете этим словом обозначался выкуп, который иудеи приносили за своих первенцев. Благодаря этому выкупу первенцы, которые должны были быть посвящаемы на служение Богу, освобождались от этого служения.

 Таким образом, подвиг  Иисуса Христа является искупительным,  является выкупом или платой  — заменой нашей смерти, поскольку  мы вследствие грехопадения обязаны  были нести наказание за наши  грехи в виде смерти. Христос,  Который не имел необходимости  умирать, будучи безгрешным, умирая Сам, освобождает нас от смерти. Тем самым, Его смерть носит характер выкупа или платы. Божественное Откровение говорит о подвиге Спасителя как о подвиге искупительном.

Искупление имеет  как бы два измерения: положительное  и отрицательное. О положительном  измерении Искупления В.Н.Лосский пишет (стр. 280): "Искупление — самое средоточие домостроительства Сына — нельзя отделять от Божественного замысла в его целом. Бог хочет всегда одного, одного свершения — обожения людей и через них всей вселенной. Но после падения человека в исполнение Божественного замысла вносятся необходимые изменения, изменения не самой цели, а образа Божественного действия. Грех разрушил первоначальный план — прямое и непосредственное восхождение человека к Богу. В космосе открылся катастрофический разлом. Надо уврачевать эту рану и возглавить потерпевшую катастрофу историю человека, чтобы начать ее заново". Положительное измерение Искупления в главном совпадает с целью творения, которая есть обожение человека и через него всего мира.

 Отрицательное измерение Искупления состоит в устранении тех преград, которые с определенного момента отделяют человека от Бога. Таких преград насчитывается четыре:

 а) Грех. Грех по своей сути есть прослушание, т. е. рассогласование воли человеческой и воли Божией, бунт человека против Бога. Грех приводит к разрушению изначального единства, которое существовало между Богом и человеком.

б) Проклятие.Свт. Филарет Московский (Катихизис) дает следующее определение проклятия: "Проклятие — это осуждение греха праведным судом Божиим". Вслед за грехопадением следует изгнание первых людей из рая и лишение человека возможности общаться с Богом. "Бог есть свет и в Нем нет никакой тьмы" (1 Ин. 1, 5), поэтому ничто темное, греховное, злое не может находиться в присутствии Бога, пребывать в общении с Ним. По этой причине Бог удаляет человека от Себя. Таким образом, проклятие выражается прежде всего в отчужденности человека от Бога как Источника жизни.

в) Диавол. Отпав от Бога, человек оказывается во власти падших ангелов. Диавол через свою власть над человеком становится "князем мира сего".

 г) Смерть. Находясь в состоянии отчужденности от Бога и во власти диавола, человек не имеет возможности своими силами выйти из этого состояния и таким образом оказывается обреченным на духовную смерть.

Цель пришествия Христа в мир состоит в том, чтобы  соединить человека с Богом таким  образом, чтобы каждый из нас мог  стать, по слову ап. Петра, "причастником Божеского естества" (2 Пет. 1, 4). Именно в соотношении с этой конечной целью следует понимать учение об Искуплении.

Исцеление и восстановление человечества во Христе не могло совершиться  механически, с насилием над человеческой природой, потому что соединение Божества и человечества во Христе — это  архетип соединения каждого человека с Богом. Сын Божий воспринимает человечество во всей полноте, кроме  греха, становится истинным человеком, и Божественный замысел должен раскрыться через свободную волю человека, которую  Господь также воспринял в  Воплощении, а не помимоее. Восстановление человеческого естества предполагает изменение образа бытия человеческой природы. А изменение образа бытия  не может быть навязано природе извне, оно может быть лишь результатом  собственного свободного выбора.

В искупительном подвиге  Христа Спасителя открылись и  Божественное правосудие, с одной  стороны, и любовь и милость Божия  к человеку — с другой. Любовь и милость открываются в том, что Христос, говоря словами ап. Павла (Рим. 5, 8), "умер за нас, когда мы были еще грешниками". А правда в том, что Бог примирился с человеком и простил его, но лишь после того, как очистил его кровью Иисуса Христа, открыв ему путь праведности. Иначе говоря. Бог, будучи Существом благим и непричастным к какому-либо греху, не мог примириться с человеком, не мог простить его прежде, чем изменится сам человек. Таким образом, для человека существует только один путь изменить свои отношения с Богом — измениться самому. Во Христе для каждого человека открывается путь примирения с Богом и оправдания через личное усвоение плодов искупительного подвига Спасителя.

Бог - Спаситель мира. Домостроительство нашего спасения.

Ветхозаветное Божественное Откровение говорило о милости Божией к падшему человеку. Новозаветное Откровение говорит о великой  любви Божией, явленной миру.

Так возлюбил Бог мир, что  отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16).

  Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом; благодатью мы спасены (Еф. 2:4-5).

  В том любовь, что  не мы возлюбили Бога, но Он  возлюбил нас и послал Сына  Своего в умилостивление за  грехи наши. Будем любить Его,  потому что Он прежде возлюбил  нас (1 Иоан. 4:10 и 19).

  Бог, в предвидении  падения человека, предопределил  спасти людей еще прежде создания  мира (Еф. 1:4). Слово Божие называет Спасителя Агнцем Божиим, Предназначенного еще прежде создания мира (1 Пет. 1:20).

Приготовление рода человеческого  к принятию Спасителя.

  Когда пришла полнота  времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился  от жены, подчинился закону, чтобы  искупить подзаконных, да бы нам получить усыновление (Гал. 4:4-5).

  В чем состояла эта  кончина лета, или "полнота  времени," определенная для дела искупления? В стихах, предшествующих этим словам ап. Павла из послания к Галатам, апостол так выражается о времени перед пришествием Спасителя: Таким образом, он называет период ветхого завета детством, временем воспитания, детоводительства Моисеевым законом; пришествие Спасителя - конец детства.

  Значение этого приготовительного  периода мы можем уяснить себе, руководствуясь притчей о блудном  сыне. Отец скорбел об уходе  из дому любимого сына. Но, не  нарушая его сыновнего достоинства  и сыновней свободы, он ждал, пока его сын, познав всю  горечь зла и вспомнив благо  жизни в отцовском доме, сам  затоскует об отчем доме и  откроет свою душу для отцовской  любви. Так было с человеческим  родом. Душа моя, как земля  безводная Тебе (Пс. 142:6), могло сказать человечество в его лучшей части, оно стало "землей жаждущей" испытав до конца горечь отчуждения от Бога.

  И Господь не оставил  людей, не отвратился до конца  и с первого дня грехопадения  вел их к будущему спасению.

  1. - Прекратив преступность  первобытного человечества потопом,  Господь избрал из потомства  спасшегося Ноя сначала один  род для хранения благочестия  и веры в единого истинного  Бога, а также веры в грядущего  Спасителя, именно, род Авраама,  Исаака и Иакова, а затем целый  народ иудейский. В попечении о Своем избранном народе, Бог вывел его из рабства, сохранил в пустыне, поселил на земле, текущей молоком и медом; заключал заветы: завет обрезания и завет Синайского законодательства; посылал ему судей, пророков, предостерегал, наказывал и снова миловал, возвратил из плена Вавилонского и, наконец, приуготовил из его среды Избранницу, ставшей Матерью Сына Божия.

  Избранность иудейского  народа подтверждает Господь  Иисус Христос, указывая в беседе  с самарянкой, что "спасение от иудеев" (Иоан. 4:22). О том же многократно свидетельствуют Писания апостолов: речи св. первомученика Стефана и ап. Петра в книге Деяний, послания ап. Павла к Римлянам и Галатам и другие места Священного Писания.

  2. - Далее, приготовление  к принятию Спасителя состояло  в а) утешительных обетования  Божиих и б) предсказаниях пророков  о Его пришествии.

  а) Обетования Божии  начинаются еще в раю. Таинственный  смысл уже имели слова Господа  змею о "Семени жены: "вражду  положу между тобой и между  женой, и между семенем твоим  и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15). Данное здесь обетование о Семени жены становилось все более ясным для избранников веры по мере умножения дальнейших пророчеств о Спасителе, Который Сам испытает страдания от насилия дьявола (Пс. 21), но поразит его самого (Откр. 12:9 "И извержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной").

  Далее идет обетование  Адаму - благословятся в семени  твоем всем земные народы (Быт. 22:18), - повторенное потом Исааку  и Иакову (Быт. 26:4; 28:14); оно также  постепенно раскрывалось в своем  подлинном значении для иудеев - как обетование о Спасителе  мира - в периоды пленений и  других бедствий.

  б) Пророчества. - Благословение  Иуды. Патр. Иаков в предсмертном благословении одного из своих сыновей изрекает уже более определенное пророчество о Спасителе в словах: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49:10). Дотоле не прекратится власть из колена Иуды, пока не придет Примиритель - чаяние народов; - и, следовательно, прекращение власти колена Иудова будет ясным признаком пришествия Спасителя. Древние иудейские учители видели в Примирителе ожидаемого Мессию, Которому и давали это имя (Шило - Примиритель).

  Дальнейшим пророчеством  являются слова Моисея своему  народу: Пророка же из братьев  твоих, как меня, воздвигнет тебе  Господь Бог твой, Его слушайте (Втор. 18:15). Много после Моисея  было великих пророков у евреев, но ни к кому из них они  не относили этих слов; и то  же Второзаконие свидетельствует  о времени близком Моисею: И  не было более у Израиля  пророка такого, как Моисей (Втор. 34:10). Сам Господь Иисус Христос  отнес слова Моисея к Себе: Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому  что он писал о Мне (Иоан. 5:46).

  Затем идут многочисленные  пророчества - прообразы в псалмах,  из которых наиболее выразителен  псалом 21-й, признаваемый древними  раввинами за песнь Мессии. Он  содержит в себе изображение  тяжких и мучительных страданий,  таких, какие были перенесены  Спасителем на кресте: Боже, Боже  мой, услышь меня, для чего Ты  оставил меня... Все видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивают головой: Он уповал на  Господа, пусть избавит Его... я  пролился как вода, все кости  мои рассыпались... делят ризы  мои между собою и об одежде  моей бросают жребий... В конце  псалма - о торжестве Церкви: посреди  собрания восхвалят Тебя... да  едят бедные и насыщаются... и  будут называться Господними  во век.

  К пророчествам-прообразам  относится и ряд других псалмов.  Из них одни возвещают страдания: 39, 68, 108, 40, 15, 8; а другие - славу Спасителя: 2, 109, 117, 96, 94.

  Наконец, еще ближе  к концу ветхозаветного периода  появляются в книгах пророков (больших и малых) многочисленные  предсказания, все более и полнее  раскрывающие грядущее пришествие  Сына Божия. Они говорят о  предтече Господнем, о времени,  месте, и обстоятельствах рождения  Спасителя, о Его духовно-телесном  образе (о кротости, смирении и  других чертах), о событиях, предшествующих  преданию Господа, о Его страданиях, воскресении, о сошествии Святого  Духа, о характере Нового Завета  и о других сторонах пришествия  Господня.

  Среди этих пророчеств  особое место занимает 53-я глава  пророка Исаии, дающая образ  крестных страданий Мессии Христа:

  "Господи! кто поверил  слышанному от нас, и кому  открылась мышца Господня? Ибо  Он взошел пред Ним, как отпрыск  и как росток из сухой земли;  нет в Нем ни вида, ни величия;  и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был, поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь... Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем" (Исаии 53:1-8, 12).

  У пророка Даниила  читаем откровение, данное ему  архангелом Гавриилом о семидесяти  седминах (490 лет), как о сроке, определенном от указа о восстановлении Иерусалима до Христа, до Его смерти и прекращении Ветхого Завета, т.е. прекращения жертв в Иерусалимском храме (Дан. 9:2-27).

  Обетования и пророчества,  во первых, поддерживали дух избранного  народа, особенно в трудные периоды  его жизни, поддерживали стойкость,  веру, надежду; во вторых, подготовляли  народ к тому, чтобы он мог  узнать по этим предсказаниям  приближение времени обетования  и узнать Самого Спасителя в данном пророками Его образе.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии"