Шпаргалка по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".

Вложенные файлы: 32 файла

Vopros_13.docx

— 30.08 Кб (Скачать файл)

Вопрос №13.Творение человека.Строение природы человека.Образ и подобие Божие в человеке.

Творение человека

Преподобный Исаак Сирин  замечает, что Бог действует различным  образом при создании мира ангельского, вещественного и человека. Если ангельский мир Бог сотворил в молчании, вещественный мир создается творческим повелением «да будет», а перед сотворением  человека Бог как бы останавливается. Он не приказывает земле произвести человека, а говорит в Своем  Предвечном Совете: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26).

Это совещание Божественных Лиц имеет глубокий смысл. Если все  чувственные твари — это отдельные  части нашего видимого мира, то человек  не является простой частью мира. Он — личность и в силу этого соединяет  в себе все: мир видимый и невидимый.

Святитель Григорий Нисский пишет: «К одному только устроению человека Творец Вселенной приступает как бы с осмотрительностью, чтобы вещество предуготовить для его состава, и образ его уподобить первозданной некоей красоте, и предназначить цель, для которой он будет существовать». В сотворении человека как бы является полнота Божественной Премудрости. Святитель Григорий Богослов говорит: «После того, как Бог сотворил мир ангельский и мир вещественный, Он решил сотворить человека, потому что еще не было смешения ума и чувства, сочетания противоположностей — этого опыта высшей Премудрости — и еще не все богатство Благости Божией было обнаружено».

Творение человека — это  создание живого существа, которым  приведены в единство видимое  и невидимое. Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (душу)... творит как бы второй мир, в малом великий. Поставляет на земле иного ангела, из разных пород составленного поклонника (Богу), зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной, царя над тем, что на земле, подчиненного Горнему Царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцатель-ного; ангела, который занимает середину между величеством и низостью. Один и тот же дух и плоть. Дух — ради благодати, плоть — ради превозношения (в предупреждение гордости — Иоанн Дамаскин). Дух — чтобы пребывать и благословлять Благодетеля, плоть — чтобы страдать и, страдая, припоминать и поучаться, сколько ущедрен он величием. Творит живое существо, здесь приуготовляемое и переселяемое в иной мир и (что составляет конец тайны) через стремление к Богу достигающее обожения».

Человек представляет собой  малый мир. В нем соединяются  все сферы тварной Вселенной. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «человек имеет нечто общее с неодушевленными существами, причастен к жизни неразумной и обладает мышлением разумным (ангельским). С неодушевленными человек имеет сходство в том, что обладает телом и состоит из четырех стихий. С растениями — в том же самом и, кроме того, в том, что имеет способность питаться, расти, производить семя и рождать, а с неразумными вдобавок в том, что имеет влечение, то есть доступен гневу и хотению, что наделен чувством и способностью движения по внутренним побуждениям. С существами бестелесными и духовными человек соприкасается посредством разума. Рассуждая, составляя понятия о каждой вещи, стремясь к добродетели и любя то, что составляет вершину всех добродетелей, — благочестие. Потому человек и есть малый мир». Говоря о величии человека, преподобный Максим Исповедник пишет: «В него (в человека), как в горнило, стекается все созданное Богом и в нем из разных природ, как из разных звуков, слагается в единую гармонию».

В 1-й главе книги Бытия  упоминается, что Бог сотворил мужчину  и женщину, то есть две человеческие ипостаси, обладающие единой природой (Быт. 1, 27). Во 2-й главе книги Бытия  эта мысль раскрывается подробнее. Бог привел к Адаму животных, чтобы  он нарек им имена, но среди них  не нашлось помощника, достойного Адама, не нашлось того, с кем он мог  бы общаться, как с равным. Поэтому Бог сотворил для Адама помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). Он изводит жену из ребра Адама, то есть из части тела, близкой к жизненно важным центрам, прежде всего — к сердцу. Первая человеческая чета получает благословение на размножение и владычество над всей землей (Быт. 1, 28). В рождении детей диада (двоица) преодолевается триадой (троицей). В этом сходство человека с Триипостасным Божеством. Адам не рожден, подобно Богу Отцу. Ева не рождается, а как бы исходит из ребра Адама, подобно тому, как Святой Дух не рождается, а исходит от Отца, а Авель рождается, подобно Второй Ипостаси Святой Троицы. Различный образ происхождения первых людей при этом не нарушает их единосущия, подобно тому, как различный образ бытия Ипостасей Святой Троицы не нарушает их природного единства. Но, конечно, это только аналогия, так как Авель рождается после грехопадения, когда способ размножения изменился.

Природа человека

Библия подчеркивает центральное  положение человека во Вселенной, так  как после сотворения человек  был поставлен господином над  чувственным миром и, что важнее, впоследствии Сам Сын Божий воспринял именно человеческую природу, стал Сыном Человеческим. Соответственно, и Земля является духовным центром мироздания, потому что она создана для человека. Как принцип творения человек объединяет в себе духовный и вещественный миры. Его тело составлено из земли, а душа принадлежит иному миру — духовному. «Душа человека — бессмертная струя дыхания Божества», как говорит святитель Григорий Богослов.

Святые отцы разделялись  во мнениях о составе человеческой природы. Одни из них учили о двухчастности человеческого естества, то есть о том, что человек состоит из души и тела. Другие выделяют в нем три части: дух, душу и тело. Однако между этими двумя мнениями нет противоречия. История святоотеческой мысли не знает никакого спора между диохотомистами и трихотомистами. Те, кто учил о трехсоставности человеческого естества, на самом деле выделяли в душе человека ее высшую часть и называли ее духом, или умом. Следует подчеркнуть, что человек — это единство души и тела. Тело без души мертво, но и душа без тела не может считаться полноценной.

А. ТЕЛО И ПЛОТЬ 

Тело человека роднит его  со всем видимым миром, и в особенности  — с животным царством. По определению  святителя Василия Великого, «человек — это животное, получившее повеление  стать богом».

Апостол Павел, говоря о нашей  вещественной оболочке, пользуется двумя  словами: тело и плоть. У самого Апостола эти понятия часто являются синонимами, но, в принципе, между ними имеется  существенная разница. Плоть — земное начало в человеке, материя, а тело — его форма. Если можно употребить слово «тело» вместо — «плоть», то, напротив, слово «плоть» никогда не употребляется вместо слова «тело». Хотя плоть — это материя, но она является живой материей, она немыслима без души. Плоть без души — это уже не плоть.

Еще одно различие состоит  в том, что плоть нередко противопоставляется  духу. Это нечто низменное, испорченная  природа человека. В этом смысле плоть — седалище греха. Под делами плоти Апостол Павел понимает грехи не только чисто плотские, но и душевные: зависть, распри, чародейство  и т.д. (Гал. 5, 19—21),

Человеческое тело сотворено  Богом хотя и из праха земного, но с особым вниманием и заботой. Оно, как «приличное виталище для души», устроено с великой премудростью по законам красоты и соразмерности (Климент Александрийский).

Весь человек получил  благословение Божие, поэтому в  его телесной природе нет ничего дурного или греховного. Библия нигде  не говорит, что тело или плоть  — злое начало в человеке, как  думали манихеи и гностики. Христиане  ведут борьбу не с телесным началом, а с греховными страстями, укоренившимися в человеческой плоти.

По своей природе тело есть нечто текучее и изменяемое, стремящееся к распаду. Вследствие грехопадения человека, по словам святителя  Василия Великого, этот мир стал «жилищем для умирающих». После смерти человека его тело распадается в прах, но с телесной' смертью не навсегда расторгается союз души и тела. Душа помнит элементы своего тела и вновь соберет их во Второе Пришествие Христово. Как душе, так и телу принадлежат добродетели и пороки, поскольку тело служит потребностям души. Вслед за душой и тело способно к освящению, способно стать храмом Святого Духа.

Б. ДУША ЧЕЛОВЕКА

Природа души совершенно отлична от природы тела. Для создания души Бог не взял ничего от земли, Он создает душу Своим творческим дуновением. О высоком достоинстве человеческой души говорит Спаситель в Евангелии: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф. 16,26). Душа дороже целого мира, и не следует бояться гибели тела, если вопрос стоит о спасении души (Мф. 10,28). Очень возвышенно говорит о достоинстве души святитель Григорий Богослов: «Душа есть Божие дыхание, и, будучи небесной, она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако же Божественный и неугасимый. Рекло Слово и, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества».

Нельзя понимать эти слова  святителя в смысле божественности природы человеческой души. Душа сотворена, и, следовательно, она — не от Сущности Божией. Душа имеет тварную природу. Образное выражение Писания «вдунул дыхание жизни» означает, что Бог вкоренил в человека при его сотворении Свою благодать. Если человек стал живым тогда, когда Бог вдохнул в лицо его дыхание жизни, то это произошло потому, что благодать Духа Святого и есть истинное начало нашего существования.

Преподобный Серафим Саровский  и святитель Кирилл Александрийский  особым образом толкуют стих 7-й  из 2-й главы Бытия. По их мнению, вначале  из праха земного Бог создал живого человека, состоящего из духа, души и  тела, а затем вдунул в него Божественную благодать, дыхание жизни. Земной человек  превосходил всех животных земли, как  венец творения, но не имел еще Духа Святого, возводящего его в богоподобное достоинство.

Христианство отвергает  мысль о переселении или предсуществовании душ. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Душа человека была создана вместе с телом, а не так, как пустословил Ориген, будто сначала была создана душа, а потом тело». Ориген считал, что сначала Бог сотворил чистых духов, некоторые из которых остыли в любви к Богу, а поэтому, в зависимости от степени отступления от Бога, одни из них ниспали в низшую иерархию, другие для покаяния приобрели телесность и стали людьми, а третьи — демонами. Это учение осуждено Церковью.

Преподобный Иоанн Дамаскин дает следующее определение душе: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, невидимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры (формы). Она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли».

Будучи тварной, душа, как и Ангелы, есть определенная субстанция, однако бестелесная и невещественная. Преподобный Максим Исповедник опровергает мнение о телесности души следующим образом. «Если душа есть живое тело, то его что-то должно двигать изнутри. Тогда придется предположить, что в душе есть душа. Если же скажут, что нас движет Бог, то должны будут признать Божество причиной и тех неуместных и срамных движений, которых у нас, как известно, очень много. Если всякое сложение и разложение уместно только в телах, то душа — не тело, так как непричастна ничему такому. Как образ мысленного, мы называем ее мысленной, а как образ бессмертного, и нетленного, и невидимого, мы и в ней признаем эти качества. Как образ нетелесного — и нетленной, то есть чуждой всякой вещественности».

В. СИЛЫ ДУШИ

Силы души бывают разумные и неразумные. Разумные делятся на познавательные и жизненные. Познавательные: ум, чувственное восприятие, рассудок, воображение. Жизненные (или волевые) — хотение и свободный выбор. Неразумные делятся на те, которые не подчиняются разуму, и те, которые послушны разуму. Неподчиняющиеся разуму — это кровообращение, сила роста (питания), сила рождения. Послушные разуму — это сила гнева и сила хотения.

Такое разделение сил души приводит святой Иоанн Дамаскин. Это деление не единственное. У человека имеются две области деятельности:

1) познание Бога;

2) жизненная деятельность.

Таким образом, в душе имеется  область, тесно связанная с животной жизнью, и есть область, обращенная к уму, она роднит человека с Ангелами.

Человеческая душа, в отличие  от животных, щ разумна и бессмертна. Для каждого человека душа является и жизнью одушевленного ею тела.

Душа способна жить сама по себе, без тела. И, даже будучи соединена  с телом, душа имеет свою разумную, духовную жизнь, которую можно четко  отличить от жизни тела. Поэтому  душа при распадении тела не распадается  вместе с ним, но остается бессмертной.

По словам святителя Григория Паламы, душа, созданная вместе с телом, находится в теле повсюду, а не в одном только определенном месте тела, как содержащая и превосходящая тело». Подобная мысль есть у святого Иоанна Дамаскина: «Душа соединяется с телом вся со всем, а не часть с частью, и не содержится им, а его содержит, как огонь железо, и, пребывая в нем, производит свойственные ей действия».

В отличие отчеловеческой, душа неразумных живых существ есть жизнь тела, ею одушевленного. Эта  душа ничего другого не может воспринимать, кроме действия тела, и поэтому  при разложении тела вместе с ним  распадается и душа. Другими словами, душа животных не менее смертна, чем тело.

Если ум является высшей созерцательной способностью человеческой души, то сердце, согласно библейской и святоотеческой традиции, — это центр всех сил  души. Именно из сердца исходят помышления добрые и злые. Однако жизнь человека нельзя сводить к одному лишь интеллектуальному  существованию. Душа тесно связана  с телом.

В силу этой глубокой связи  души и тела, сердце, как центр  духовной жизни человека, определенным образом связано с сердцем  как органом тела. Физическое сердце — центр телесной жизни человека, ибо, согласно Библии, жизнь тела тесно  связана с кровообращением. Душа всякого тела — кровь его (Лев. 17, 11). Конечно, эту связь не следует  понимать слишком буквально, но она, несомненно, существует. Именно на этом основании святитель Григорий Палама и другие отцы-исихасты создали учение об умно-сердечной молитве. Соединяя ум с сердцем в молитве, подвижники собирают в сердце, духовном центре, силы души и тела в предстоянии Богу.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии"