Этические нормы и принципы деловых коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:35, реферат

Краткое описание

Деловые отношения тесно связаны с общением, являясь основным способом взаимодействия в производственной деятельности - это самый массовый вид социального общения. Они представляют собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Деловые коммуникации сегодня проникают во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере деловых коммуникаций непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, управлении, торговле, искусстве, производстве.

Содержание

1. Роль деловых коммуникаций в 21 веке
2. Понятие, структура и функции деловых коммуникаций
2.1 Понятие деловых коммуникаций
2.2 Интерактивная и перцептивная функции общения
3. Общие этические принципы и характер деловых коммуникаций
3.1 Понятие принципов делового общения. Принципы деловых коммуникаций
3.2 Этика деловых коммуникаций
3.2.1 Этика делового общения «сверху-вниз»
3.2.2 Этика делового общения «снизу-вверх»
3.2.3 Этика делового общения «по горизонтали»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

этика деловых коммуникаций.docx

— 38.54 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский экономический  университет им. Г.В. Плеханова»

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Деловые коммуникации»  на тему:

«Этические нормы и  принципы деловых коммуникаций»

Москва 2011

  • Содержание
  • 1. Роль деловых коммуникаций в 21 веке
  • 2. Понятие, структура и функции деловых коммуникаций
    • 2.1 Понятие деловых коммуникаций
      • 2.2 Интерактивная и перцептивная функции общения
  • 3. Общие этические принципы и характер деловых коммуникаций
    • 3.1 Понятие принципов делового общения. Принципы деловых коммуникаций
    • 3.2 Этика деловых коммуникаций
      • 3.2.1 Этика делового общения «сверху-вниз»
      • 3.2.2 Этика делового общения «снизу-вверх»
      • 3.2.3 Этика делового общения «по горизонтали»
  • Заключение

Список литературы

1. Роль деловых коммуникаций  в 21 веке

Деловые коммуникации - это  сложный многоплановый процесс  развития контактов между людьми в служебной сфере. Основной акцент ставится на рациональные составляющие, в то время как сам процесс стремится к выработке единых правил совместной целенаправленной деятельности. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение конкретных задач.

Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых коммуникаций является общение людей. Как определяющие конечный положительный результат коммуникаций факторы, мною будут рассмотрены этика и основные принципы деловых коммуникаций на примере общения и взаимоотношений.

Деловые отношения тесно  связаны с общением, являясь основным способом взаимодействия в производственной деятельности - это самый массовый вид социального общения. Они  представляют собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.

Деловые коммуникации сегодня  проникают во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения  вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере  деловых коммуникаций непосредственно  связана с успехом или неуспехом  в любом деле: науке, управлении, торговле, искусстве, производстве. Что  касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для  представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального  облика.

Новые экономические и  социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это  обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость  повышения лингвистической компетенции  лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей.

По характеру и содержанию отношения бывают формальные (деловые) и неформальные. Деловое общение - это процесс взаимосвязи и  взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией  и опытом, предполагающим достижение определенного результата.

Выбранная мною тема актуальна  тем, что проблеме этике коммуникаций в бизнесе в последнее время  уделяется большое внимания, повлекшее  возникновение отрасли науки, определяющей себя как междисциплинарную, опирающуюся  на теорию морали, менеджмент, экономику  и психологию. Причина внимания к  вопросам бизнес-этики прежде всего связана с экономическом ущербом, который наносит фирме неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров.

2. Понятие, структура и  функции деловых коммуникаций

2.1 Понятие деловых коммуникаций

этика деловой коммуникация бизнес общение

Этика - учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил  Аристотель (384-322 гг. до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна отвечать на вопрос, как следует правильно жить, придерживаясь при этом определенных норм.

Мораль - это система этических  ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной  регуляции общественных отношений, общения и поведения людей  в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде  и т.д.

Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов (социальных групп, общностей или личностей), в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека». Поэтому «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством». Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.4 - М., Мысль, 1983. - С.379.

Специфика деловых коммуникаций обусловлена тем, что они возникают  на основе и по поводу определенного  вида деятельности, связанной с производством  какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимыми нормами и стандартами (в том числе и этическими) поведения  людей. Как и всякая коммуникация, деловая коммуникация имеет исторический характер, она проявляется на разных уровнях социальной системы и  в различных формах. Ее отличительная  черта - отсутствие самодовлеющего значения. Деловая коммуникация не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это, прежде всего, получение максимальной прибыли.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между  людьми. Вечным и одним из главных  регуляторов этих отношений выступают  этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и  зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков  людей. И, общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником  или коллегами, каждый, так или  иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но, в зависимости от того, как  человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Широкова И.Г., Этика. М.: ПРИОР, 2000. С. 62.

С учетом всего вышесказанного этику деловых коммуникаций можно  определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей  в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный  случай этики вообще и содержит в  себе ее основные характеристики.

2.2 Структура и функции  общения

К структуре общения можно  подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура  путем выделения в общении  трех взаимосвязанных сторон: Дебольский М.С. Психология делового общения. - М.: ПРИОР, 1992. С. 56.

> Коммуникативная сторона  - состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами;

> Интерактивная сторона  - заключается в организации взаимодействия  между общающимися индивидами (обмен  действиями);

> Персептивная сторона  - означает процесс восприятия  и познания друг друга партнерами  по общению и установления  на этой основе взаимопонимания.  Употребление этих терминов условно,  иногда в аналогичном смысле  употребляют и другие: в общении  выделяют три функции - информационно-коммуникативная,  регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Рассмотрим каждую функцию  в отдельности.

Коммуникативная функция  общения.

Во время процесса общения  имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения. Следовательно, имеет  место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся выработать общий  смысл. А это возможно лишь в том  случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные  барьеры. Они носят социальный или  психологический характер.

Сама по себе исходящая  от коммуникатора информация может  быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать  какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных  образовательных системах).

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом  закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление  средств коммуникации - на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным  средством коммуникации, поскольку  при передаче информации посредством  речи менее всего теряется смысл  сообщения.

Невербальная коммуникация. Установлено, что в процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникации осуществляется путем применения невербальных выражений. Они развиваются как общественные знаки коммуникации, хотя некоторые  элементы, составляющие их, врожденны. Жесты и мимика, позы наделены семантико-экспрессивной  окраской, подчиняются этическим  нормам. В условиях служебного взаимодействия тональность невербального поведения  должна оставаться нейтральной. Чрезмерная жестикуляция при деловом разговоре  может быть расценена как проявление фамильярности.

Интерактивная и перцептивная функции общения.

Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов  общения, которые связаны с взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два  типа взаимодействий - кооперация и  конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.[6] Перцептивная функция общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

3. Общие этические  принципы и характер деловых  коммуникаций

3.1 Понятие принципов  делового общения. Принципы деловых  коммуникаций

Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые  дают возможность тем, кто на них  опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.

Принципы делового общения  дают конкретному сотруднику в любой  организации концептуальную этическую  платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Первый принцип: Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству и коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе». Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002. С. 5

Второй принцип: Необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.)

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Логическим продолжением четвертого принципа является пятый принцип-принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Седьмой принцип рекомендует различное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаются за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип - недопустимость никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый  принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.

Информация о работе Этические нормы и принципы деловых коммуникаций