Этика делового общения. Ключевые понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:08, реферат

Краткое описание

Деловое общение – сложный многоплановый процесс развития
контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в
официальных статусах и ориентированы на достижение определенной
цели, конкретных задач. Специфической особенностью делового общения
является регламентированность, то есть подчинение установленным
ограничениям, которые определяются национальными и культурнымиых задач. Специфической особенностью делового общения
является регламентированность, то есть подчинение установленным
ограничениям, которые определяются национальными и культурными
традициями, профессиональными этическими принципами. Этические
нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о
справедливости и несправедливости, правильности или неправильности
поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между
людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм,
правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении.
От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех
общения.

Содержание

Введение ................................................................................................................ 3
1. Понятие этики. Этика и мораль ...................................................................... 5
2. Общение. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении ......... 6
3. Современные взгляды на место этики в деловом общении ......................... 8
Заключение............................................................................................................ 12
Список использованной литературы ................................................................. 13

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реферат.docx

— 36.15 Кб (Скачать файл)

   Этику делового  общения можно определить как  совокупность

нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение  и

отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она

представляет собой частный  случай этики вообще и содержит в  себе ее

основные характеристики.

   Деловая этика  базируется на уважении интересов  не только своей фирмы,

но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило

распространяется также  на конкурентов – запрещается  наносить им ущерб

приемами, выходящими за рамки  конкурентной борьбы. Этика выступает  за

получение благ максимальным числом участников рынка и равные

возможности доступа к  ним. Основа современной деловой  этики – социальный

контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения  о

единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы

(максимальное использование  ее преимуществ и сведение  к минимуму

недостатков, которые затрагивают  как участников бизнеса, так и  общество в

целом).

 

3. Современные  взгляды на место этики в  деловом общении

 

Противоречие между этикой и бизнесом, должным и сущим  весьма

остро проявляется в деловом  общении, причем на самых разных уровнях:

как между организацией и  средой, так и внутри самой организации. В

среде управляющих, предпринимателей и вообще деловых людей по

отношению к указанному противоречию существуют две основные

позиции.

   Сторонники первой, считающие себя прагматиками, полагают, что в

деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна.

Единственная обязанность  и управляющего корпорацией, и работающего

по найму у владельца  бизнеса – достижение любыми доступными

средствами максимальной прибыли. С этой позиции этические  нормы и

сам язык этики рассматривается  как помеха в деловом общении. В нем

(деловом общении) стараются избежать разговоров о морали, этических

идеалах, долге, социальных обязанностей, так как в результате

появляются «излишние», «не  относящиеся к делу» проблемы,

касающиеся моральной  и социальной ответственности.

   Крайним случаем  неэтичного поведения руководителей  предприятия,

людей бизнеса является нарушение  закона. Представители делового

прагматизма иногда используют для достижения своих целей далекие  от

норм морали средства: взятки, подкупы т. п. Но помимо этого и  сами

цели делового общения  могут носить неэтический характер. При этом

общение может рассматриваться  неэтичным не потому, что оно

противозаконно, а вследствие несовместимости целей делового общения

моральным принципам (ценностям). Примером может служить

заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных

предприятий. В понятие  этики делового общения входит забота

руководителей предприятий  о качестве производимой продукции,

ответственность за тот вред, который она может нанести.

   Вторые, сторонники  соблюдения этических норм в  деловом общении,

рассматривают этику не только как необходимый нравственный

императив поведения, но и  как средство (инструмент), помогающее

увеличить прибыль, способствующее укреплению деловых связей и

улучшению делового общения. Такой подход можно признать более

цивилизованным и, в целом, более эффективным, так как предприятия –

компонент общества – утверждая  этические нормы у себя, в то же время

способствуют их распространению  в обществе, в окружающей

социальной среде. А чем  более благополучной становится атмосфера в

обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.

   Таким образом,  имеются два наиболее распространенных  принципа

построения этической  аргументации – принцип утилитаризма и принцип

нравственного императива. Согласно принципу утилитаризма действие

считается морально оправданным, если оно приносит или имеет

тенденцию принести максимальную пользу максимальному числу лиц.

Суммарная польза сопоставляется с объемом причиняемого ущерба. И

если он перевешивает, решение  является неэтичным. Если же все

альтернативные действия причиняют ту или иную степень  ущерба, то

выбирается «наименьшее  зло». В соответствии с принципом

нравственного императива моральные  решения не должны зависеть от

конкретного результата (любая  взятка есть зло, обман одного клиента

также аморален, как и многих). Применять на практике оба эти принципа

достаточно сложно. Выявить  круг «задетых» решением лиц и

организаций, просчитать все  последствия, а главное, определить, чьими

интересами поступиться, – трудоемкая, а иногда и невыполнимая задача.

Так, успешная забастовка важна  для рабочих данного предприятия, но

несет убытки работодателям  и клиентам, не отвечает интересам  потребителей.                                                                    

   Моральный аспект  имеют многие решения, задевающие  интересы

других людей или организаций, но правильный выбор не всегда лежит  в

области этики. Например, для  репутации фирмы важно выяснить,

уменьшат ли выгоду от реструктуризации моральные издержки,

возникающие вследствие сокращения штатов, или, напротив, компания

скорее выиграет, чем проиграет (скажем, в глазах инвесторов), а может

быть, сокращение штатов безальтернативно и не подлежит моральной

оценке.

   Хотя для бизнеса  экономическое обоснование принимаемых  решений

играет ведущую роль, это  не значит, что этика уступает или  препятствует

экономической либо иной выгоде (например, технологической). При

выработке оптимального решения  важно, чтобы этические соображения

усиливали действие экономического или других факторов, а те в свою

очередь усиливали действие этического. Этика не претендует на роль

«судьи», она направлена на принятие обоснованного решения,

оправданного со всех точек  зрения. Можно, например, подкрепить

технологическое решение, ясное  только специалистам, моральными

аргументами, понятными сотрудниками фирмы. Так, решение выделить

ассигнования для спонсорской  деятельности или на новые очистные

фильтры невозможно аргументировать  экономическими соображениями,

но тут «сработает»  этика, учитывающая социальные приоритеты.

Продажа спиртного несовершеннолетним увеличивает прибыль, но не

допускается с этической, правовой, социальной точек зрения, и их

совокупность перевешивает экономические доводы.

   Согласно, например, одной из действующих на Западе  моделей

этически обоснованных решений, принимающие их менеджеры

действуют по определенной схеме. Во-первых, собирают информацию для

всестороннего обоснования  решения, и, если оно затрагивает  интересы

основных участников бизнеса, менеджеры прогнозируют степень

положительного и отрицательного воздействия. Во-вторых, после исключения

неприемлемых вариантов  готовятся два варианта этического обоснования –

желательное и минимально приемлемое; выясняется при необходимости,

возможно ли преобразовать минимально приемлемое этическое обоснование в

желательное. Желательный  уровень этического аспекта решения  – это, в

частности, справедливое трудоустройство  без дискриминации по

непрофессиональным признакам, предложение социальных благ,

достоверная информация о  продукте. Минимально приемлемый уровень  –

нечестность в мелочах, небольшие  взятки или подарки, несущественные

неточности в информации. Неприемлемый уровень – крупные  взятки, обман

клиентов, потребителей, дискриминация  по непрофессиональным признакам.

Гибкое применение деловой  этики позволяет максимально  использовать

потенциал этического фактора, не создавая конфликта с остальными

компонентами.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, деловое общение  является необходимой частью человеческой 
жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Этику делового 
общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и 
представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их 
производственной      деятельностью 
Успех фирмы, предприятия, организации тесно связан с этикетом и 
культурой поведения. Для хорошего овладения деловым этикетом, культурой 
поведения требуются время, желание и настойчивость, постоянные 
тренировки поведения в различных условиях вашей деятельности, чтобы 
знания перешли в навыки, привычки. Тогда ваша реакция на любое действие, 
любой ход оппонента, развитие ситуации будет соответствовать правилам 
хорошего тона, делового этикета, требованиям культуры поведения в данной 
ситуации.

Этика становится неотъемлемым элементом практики ведения бизнеса. При этом единый "шаблон" морального стандарта отсутствует: у каждого человека есть свое понимание этических норм, а компании "конструируют" концепции собственной этичности, которые необходимо согласовывать как с внешними, так и с внутренними заинтересованными группами. Этический менеджмент в организации - это прежде всего диалог по поводу ценностей. Внутри компании - это диалог между компанией и сотрудниками по поводу общих правил и норм взаимодействия, ценностей и принципов развития, который становится условием формирования сильной внутренней корпоративной идентичности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Венедиктова В.И., Деловая репутация: личность,  культура,  этика,  имидж

   делового человека., М.,1996 г.

2. Давид Робинсон, Добейся  от людей наилучшего., М., 1994 г.

3. Шмидт Р., Искусство общения., М., 1992 г.

4. Курбатов В.И., Искусство  управлять общением., Ростов-на-Дону, 1997 г.

5. Мускон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента., М., 1992 г.

6. Шейнов В.П., Конфликты  в нашей жизни и их разрешение., Минск, 1996 г.

7. Иванова Е.Н., Эффективное  общение и конфликты., С-П., 1997 г.

8. Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека., Самара, 1992 г.

9. Назаров В.Н., Мелешко  Е.Д., Этика: словарь афоризмов  и  изречений.,  М.,

   1995 г

 


Информация о работе Этика делового общения. Ключевые понятия