Этика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 18:27, реферат

Краткое описание

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни,
важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных
регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены
наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости,
правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом
сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый,
так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.

Вложенные файлы: 1 файл

Этика делового общения.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Реферат: «Этика делового общения»      стр. 2
  2. Тестовые задания                                      стр. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Этика делового общения.

  Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, 
важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных 
регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены 
наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, 
правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом 
сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, 
так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. 
Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое 
содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в 
общении, он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более 
эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так 
и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. 

   Этика (от греч. Ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. 
Термин "этика" впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для 
обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, 
что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. 
         Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этических 
ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ 
нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей 
в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, 
науке, труде и т.д.

   Общение — процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных 
групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, 
опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как 
способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят 
социализация личности и ее самореализация. 

    Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе 
и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством 
какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового 
общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые 
определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) 
поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет 
исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной 
системы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет 
самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для 
достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений — это, 
прежде всего получение максимальной прибыли. 
         Этика делового общения — совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее  основные характеристики.

Существует шесть основных принципов этики делового общения:

  • Пунктуальность. Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания.
  • Конфиденциальность. Секреты какой-либо сделки или самого учреждения следует хранить как личные. Не следует распространяться о чьей-либо служебной деятельности и личной жизни.
  • Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации с деловыми партнерами, подчиненными, сослуживцами следует вести себя доброжелательно и соблюдать вежливость.
  • Внимание к окружающим. Внимание к окружающим должно распространяться на начальников, подчиненных, сослуживцев. Необходимо прислушиваться к чужому мнению, стараться поставить себя на место других и понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Следует прислушиваться к критике и советам со стороны коллег, начальства и подчиненных. Нужно дать им понять, что вы прислушиваетесь к их точке зрения и берете критику во внимание.
  • Внешний облик. Самое главное – вписаться в окружение по службе, а в самом окружении – в контингент работников своего уровня. Необходимо одеваться со вкусом, тщательно подбирать аксессуары.
  • Грамотность. Не следует употреблять бранных слов. Даже в случае пересказа чьей-либо речи, так как окружающие все равно воспринимают ее как вашу собственную.

Деловое общение, в отличие от других видов общения (социального, личностного, целевого, инструментального, модального) имеет свои собственные сущностные характеристики и признаки. Выделение этих признаков позволит дать более полное и четкое определение понятия делового общения.

Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.

   Психология и этика делового общения представляет собой отраслевую социально-психологическую науку, нацеленную на обеспечение эффективного делового общения на разных уровнях хозяйственной и социальной жизни.                              Наличие в деловом общении взаимного психологического влияния деловых партнеров. Оно обнаруживается во всех сторонах межличностного общения партнеров: коммуникативной, интерактивной, перцептивной, хотя в каждой из этих сторон могут проявляться свои особые типы психологического влияния. Тип психологического влияния может определяться, как структурой делового общения, так и конкретной деловой ситуацией. Что же касается средств психологического влияния, так они, как правило, используются на двух базовых уровнях: вербальном и не вербальном.

Наряду с этими существенными признаками деловому общению присущи и другие, определяющие его специфику отличия от других видов общения. Одним из них является то, что деловое общение служит способом приобретения и закрепления профессиональных навыков, знаний и умений. Этому в значительной мере способствуют многообразные формы делового общения: деловые дискуссии, пресс-конференции, дебаты, переговоры, совещания, презентации, беседы. На их основе осуществляется развитие профессиональных качеств деловых партнеров и повышение их профессиональной компетентности.

Важнейшим признаком делового общения является наличие в нем формально-ролевого принципа взаимодействия субъектов общения, который реализуется на основе распределения их должностных ролей и статусных функций. По существу формально-ролевой принцип определяет коммуникативную среду общения деловых партнеров, направленность и субординацию их коммуникаций и делового взаимодействия. Особую роль при этом приобретают разного рода конвенциональные ограничения, которые определяют статусные рамки делового общения. К ним можно отнести социально-правовые нормы делового общения (трудовое право, трудовой договор, трудовой кодекс), моральные нормы (кодекс чести, деловой этикет), а также деловые традиции, существующие на предприятии в учреждении, фирме, корпорации.

Признаки делового общения позволяют определить его особый статус среди других видов общения:

-форма организации совместной социально значимой предметной деятельности;

-способ приобретения и закрепления профессиональных знаний, навыков, умений;

-формально-ролевой принцип взаимодействия субъектов общения;

-направленность на решение социально значимой проблемы;

-взаимное психологическое влияние субъектов общения.

Этические предпосылки науки "деловое общение" складывались на протяжении многих веков. Именно в русле этического знания, развития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. Одной из таких традиций стала восточная, которая берет свое начало со школы служилых людей Конфуция (сер. I тыс. до н. э). Этические идеи Конфуция обычно характеризуют как теорию "управления людьми на основе добродетели". Главное место в отношениях между людьми Конфуций отводит концепции "Жень - человеколюбию.

Центральный принцип этой концепции: "Чего не желаешь себе, того не делай и другим". Только обладающий человеколюбием соблюдает этот принцип в общении с другими. При этом на первое место в отношениях с людьми благородный муж ставит долг и справедливость, а неблагородный - только выгоду.

Концепция человеколюбия, предложенная Конфуцием, включала в себя и такие важные принципы общения служилых людей, как "сдерживание себя", "благовейное отношение к делу", соблюдение правил нравственного поведения. По существу, все эти принципы составили основу универсальных этических принципов делового общения.

Важное место в концепции Конфуция занимает "путь золотой середины" - "самый высокий принцип добродетели". Конфуций советует в общении с другими "держать два конца, но использовать середину". Поиск "среднего пути" между противоречиями служилых людей позволяет им избежать "чрезмерности", смягчить противоречия и достигнуть компромисса. Но на компромисс, замечает Конфуций, следует идти не ради компромисса как такового, путем лицемерия, а для решения деловой проблемы.

Не меньший интерес в восточной традиции представляет этическое учение буддизма. И хотя в нем в прямой форме не изложены этические принципы общения людей, но в косвенной форме они присутствуют в нравственном законе буддизма, который проявляется как борьба "между хорошими, благородными свойствами человека и его дурными или скверными склонностями.

Согласно этому закону этичное поведение человека основано на фундаментальном буддистском учении о вселенской любви и сострадании ко всем живым существам.

В общении с другими людьми этичное поведение включает "правильную речь, правильное действие и правильный образ жизни".

Правильная речь подразумевает воздержание от лжи, сплетен, клеветы и любого разговора, который может способствовать разъединению и дисгармонии в общении людей. Необходимо воздерживаться и от резких, грубых или оскорбительных выражений, бесполезной и глупой болтовни. Вместо этого нужно "говорить правду и употреблять приветливые, корректные и приносящие пользу выражения".

Правильное действие - это нравственное, честное и миролюбивое поведение. Его можно достичь путем воздержания от бесчестных поступков.

Правильный образ жизни поддерживается только честными способами, не причиняющими никому вреда и исключающими мошенничество.

Особое место в восточной традиции занимает этическая концепция ислама - суфизм. Она включает в себя стремление, как к личной независимости, так и к общению с другими людьми. При этом сущность развития человеческой личности заключается в стремлении к объединению людей. Истинное "Я" человека проявляется тогда, когда он с любовью начинает открываться другим.

Подчеркивая важность общения с другими людьми, и в особенности с близкими товарищами и единомышленниками, суфизм предполагает отказаться о такого поведения, которое разделяет людей, не высказывать недовольство по поводу ошибок других и не создавать неловких или трудных ситуаций в общении. В целом восточная этическая традиция подготовила основы гуманистического делового общения.

Особый интерес представляют диалоги Платона. По существу они являются творческой мастерской общения нескольких собеседников, каждый из которых демонстрирует свое искусство общения в споре, в дискуссии, в постижении истины. Именно в диалогах Платона впервые рождается диалектическое искусство общения. Столкновение противоречивых позиций собеседников происходит в рамках корректности и уважительного отношения друг к другу и к мнению другого. Это и позволяет собеседникам прийти, в конечном счете, к истинному решению обсуждаемой проблемы. В рамках общения с учениками в академии Платона утверждались такие гуманистические принципы, как благо, добро, истина, справедливость, добродетель, умеренность, благоразумие. Они и сейчас не потеряли своей социальной значимости для делового общения.

Стремление к утверждению добродетели в общении с другими людьми было присуще и этике Аристотеля. Он рассматривал добродетель как "приобретенное качество" человеческой души, которое формируется в результате социализации человека и его воспитания. Он говорил, что реально добродетель проявляется в поступках людей, "в образе их действий" как "известного рода середина" между такими принадлежностями порока как избыток и недостаток.

Самообладание, умеренность, скромность, мужество, благоразумие - вот те добродетели, которыми, согласно Аристотелю, руководствуется знающий и мудрый человек в общении с другими людьми. Своей актуальности аристотелевское учение о добродетелях не потеряло и в наши дни.

Гуманистическая тенденция в западной этической мысли нашла свое продолжение и в Новое время, в концепции естественных законов Т. Гоббса. Рассматривая естественные законы, как основу нравственного общения людей, Гоббс отождествляет их с теми гражданскими добродетелями, которые способствуют как достижению блага, так и сохранению мира в государстве.

Гуманистическая тенденция в западной этической мысли утверждала и другой важный принцип делового общения, выдвинутый ранее Конфуцием, - первенство долга перед выгодой. Наиболее обстоятельное обоснование он получил в гуманистической этике И. Канта. Следование долгу в деловых отношениях у Канта приобретает более жесткий характер. Основание практического закона общения Кант связывает с рассмотрением любого человека как "цели самой по себе". Такое рассмотрение исключает использование одним человеком другого в качестве средства для достижения каких-либо целей. На основании этих положений Кант формулирует моральный закон общения как "практический императив": "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству".

Реализация морального закона в практике общения не позволяет, согласно Канту, употребить другого человека как "какую-нибудь вещь", не позволяет обмануть другого человека "ложным обещанием", тем более "калечить его, губить или убивать".

Кант считал, что моральный закон свят, хотя и сам человек " не так уж и свят". Но сама реализация морального закона позволяет человеку ощутить возвышенный характер " своего сверхчувственного существования, подняться над самим собой" в общении с другими людьми.

Эти положения Канта представляются важными для цивилизованного российского бизнеса и предпринимательства, который в общении с деловыми партнерами стремится все больше ориентироваться на принцип "честь превыше прибыли". Особый интерес для современного делового общения представляют и такие принципы, сформулированные Кантом, которые призваны ограничивать свободу действий людей при публичном обмене мыслями. К ним Кант относит прежде всего умение сдерживать себя и свои аффекты в серьезном споре в таких рамках, чтобы всегда "проглядывало взаимоуважение и благоволение" общающихся партнеров, чтобы тон их разговора не был "крикливым и высокомерным".

Информация о работе Этика делового общения