Этика «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 09:32, реферат

Краткое описание

Основные идеи: кризис современной культуры грозит гибелью цивилизации, средство возможного преодоления духовного кризиса — новая общечеловеческая этика («душа культуры»); новая этика (универсальная, оптимистическая, гуманистическая, практически-действенная) должна базироваться на принципе благоговения перед жизнью, который выступает в качестве критерия различения добра и зла (все, что сохраняет, одухотворяет, возвышает жизнь, есть добро; все, что наносит ей ущерб — зло); значимость нравственного самосовершенствования, которое следует подтверждать «личным действием». В начале XXI века стало очевидным, что существование цивилизации невозможно без пересмотра взглядов на взаимоотношение человека и природы.

Вложенные файлы: 1 файл

Этика Реферат.docx

— 17.97 Кб (Скачать файл)

Этика «благоговения  перед жизнью» Альберта Швейцера.

Альберт Швейцер (14 января 1875 - 4 сентября 1965) — немецкий и французский теолог, философ, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952).

Основным интересов в  жизни была этика.

«Этика благоговения перед  жизнью» разработана и подтверждена практической деятельностью Альберта Швейцера.

Основные идеи:

кризис современной культуры грозит гибелью цивилизации, средство возможного преодоления духовного  кризиса — новая общечеловеческая этика («душа культуры»);

новая этика (универсальная, оптимистическая, гуманистическая, практически-действенная) должна базироваться на принципе благоговения перед жизнью, который выступает  в качестве критерия различения добра  и зла (все, что сохраняет, одухотворяет, возвышает жизнь, есть добро; все, что  наносит ей ущерб — зло);

значимость нравственного  самосовершенствования, которое следует  подтверждать «личным действием».

В начале XXI века стало очевидным, что существование цивилизации  невозможно без пересмотра взглядов на взаимоотношение человека и природы.

Согласно этике благоговения, главной ценностью является жизнь  во всех ее проявлениях, и если человек  способствует сохранению и процветанию  жизни, он поступает естественно  и правдиво - творит добро, если уничтожает любую жизнь и препятствует ей — совершает зло. Уничтожение без нужды есть зло; спасение раненого животного вне зависимости от его пользы — добро.

Швейцер говорит о сострадании и сочувствии ко всем живым существам, независимо от их положения и иерархии в природе, как о норме сосуществования в мире. Благоговение перед Жизнью требует сочувствия, любви в самом высоком смысле, т.е. любви как служения всем творениям, независимо от их близости к человеческой природе. Учение Швейцера расширяет христианскую этику любви до вселенских масштабов.

Концепция А. Швейцера, получившая название «Этика благоговения перед жизнью», строится на следующих основных положениях:

1. Безжизненная идея мира  должна быть заменена реальным  миром, полным жизни.

2. О мире человек знает  только то, что все существующее, как и он сам, является проявлением  воли к жизни. К этому миру  человек имеет как пассивное,  так и активное отношение. Как существо, стоящее в пассивном отношении к миру, он приходит к душевной связи с ним через смирение; как существо, стоящее в активном отношении к миру, он приходит к духовной связи с ним благодаря тому, что не живет для себя одного, а чувствует себя одним целым со всей жизнью, которая находится в сфере его влияния.

3. Начав думать о тайне  своей жизни и о связях, соединяющих  его с жизнью, человек уже не  может относиться к своей и  окружающей его жизни иначе,  как в соответствии с принципом  «Благоговения перед жизнью»,  и этот принцип не может  не проявиться в этическом  миро- и жизнеутверждении, которое выражается в его действиях; он будет не просто жить, а по-настоящему испытывать жизнь.

4. Для человека, по-настоящему этичного, жизнь священна, даже та, которая находится на нижней границе шкалы ценностей, он делает различия только в каждом конкретном случае, под давлением необходимости, например, когда ему предстоит решить, какой из двух жизней он должен пожертвовать, чтобы сохранить другую «Если этика благоговения перед жизнью затронула его, — пишет А. Швейцер, — он наносит вред жизни и разрушает ее лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и никогда — из-за недомыслия.

Этика Швейцера — Живая Этика, т.е. этика Действия, которое надо осуществлять в мире здесь и сейчас, совершая конкретные поступки, реализуя в них свои моральные убеждения и мировоззрение.

 


Информация о работе Этика «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера