Шпаргалка по "Этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:26, практическая работа

Краткое описание

Работа содержит словарь терминов по этике и эстетике:
Гармония (греч. Harmonia – связь, стройность) – фундаментальная категория эстетики и этики, обозначающая согласованность и соразмерность частей целого, единство многообразного.
Безобразное – категория эстетики, выражающая негативную эсте-тическую ценность, служит для определения и оценки уродливо-односторонних предметов и явлений действительности.
....

Вложенные файлы: 1 файл

Cловарь терминов.docx

— 25.59 Кб (Скачать файл)

Атараксия (греч. Невозмутимость) - состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению нек-рых древнегреч. Философов, мудрецом. Путь к а., как считали демокрит, эпикур, лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха, освобождение от тревог. Скептики (пирром и др.) Учили, что а. Достигается воздержанностью от суждений. Сгошш развивали учение об апатии как равнодушии к происходящему, к радости и горю. Марксистская этика отвергает сугубо созерцательное отношение к жизни и рассматривает как идеал активную жизненную позицию личности.

Апатия (греч. Араtheia - бесстрастие) - состояние безразличия, отсутствие побуждений к к.-л. Действиям (часто следствие нарушения высшей нервной деятельности). В этических учениях стоиков под а. Понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума. Очевидно, что на стоиков повлияли вост. Религиозно-философские взгляды, в частности учения буддизма и джайнизма о нирване как абсолютном покое, являющемся высшим состоянием человеческой души.

Гармония (греч. Harmonia – связь, стройность) – фундаментальная категория эстетики и этики, обозначающая согласованность и соразмерность частей целого, единство многообразного.

Безобразное – категория эстетики, выражающая негативную эсте-тическую ценность, служит для определения и оценки уродливо-односторонних предметов и явлений действительности.

Возвышенное – категория эстетики, характеризующая эстетичес-кую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью.

Героическое – категория эстетики, раскрывающая ценностный смысл выдающегося по своему общественному значению деяния, требующего от человека или группы людей высшего напряжения духовных и физических сил, мужества и самоотверженности.

Добродетель – 1) идеальная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве;                  2) фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру.

Долг – нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственная необходимость, фиксированная в качестве субъективного принципа поведения. Долг выражает императивность морали.

«Золотое правило моральности»  (лат. Moralia - нравственный) - одна из древнейших нравственных заповедей, содержащаяся в народных пословицах, поговорках и т. П.: «поступай (действуй) по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Высказывалась древневосточными и древнегреческими мудрецами, вошла в евангелие. И. Кант придал этой заповеди философское звучание и сформулировал так называемый «категорический императив».

Идеал – в теоретическом плане:   наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом, о должном); в нормативном:   совершенство в отношениях между людьми или (в форме общественного идеала) такая организация общества, которая обеспечивает это совершенство; высший образец нравственной личнос

Интуитивизм (лат. Intueri — пристально, внимательно смотреть) — направление в этике, сторонники к-рого утверждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) Невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются человеком интуитивно, как «самоочевидные» истины. Этический и. Есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе (догматизм). Элементы и. Содержались уже в некоторых этических теориях античности (сократ, платон).

Иррационализм (лат. I — отрицательная частица и rationalis — разумный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для ряда буржуазных теорий морали. Хотя элементы и. Можно найти в самих различных этических теориях прошлого, наиболее полное развитие он получает в середине xix в. (кьеркегор, шопенгауэр) и особенно в xx в., когда его идеи были положены в основу таких направлений буржуазной этики, как экзистенциализм и неопротестантизм.

Калокогатия– этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий  гармонию телесного и душевного совершенств, возревающую в смене поколений (в отдельности от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии платона – идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души.

Катарсис — сложная трансформация внутреннего мира человека, которая возникает вследствие переживания трагических коллизий и возможности их разрешения,  выводя  на новый уровень бытия.  В современной философии понятие «катарсис» используется в эстетике, философии искусства, этике и в  различных направлениях философии человека.

Комическое – категория эстетики, отражающая разные степени противоречия  человека и тех явлений, которые он воспринимает как зло или добро, и проявляющаяся в особых экзистенциальных состояниях улыбки и смеха. Комическое может существовать в формах иронии, юмора, сатиры, сарказма.

Максима – правило поведения или основной принцип, которым человек руководствуется в своих поступках.

Мера — категория диалектики, выражающая конкретную определенность, целостность и относительную устойчивость предмета, пределы, в к-рых связи с др. Предметами и развитие не меняют его качества; в практике эстетического освоения действительности и худож. Деятельности выступает как: а) одно из оснований эстетической оценки, суждения вкуса, отождествляемого прямо с «чувством м.»; б) регулятивный, нормативный принцип худож. Деятельности (творчества): несоблюдение м., выход за ее границы, приводит к утрате художественности, к выпадению результата худож- творчества из разряда явлений эстетического порядка.

Мораль – специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений.

Моральные принципы – совокупность правил,  по которым личность живет в соответствии с представлениями о добре и зле. Именно принципы морали  не дают человеку совершить предательство, сделать подлость, пойти против совести.

Неопозитивизм (греч. Nеos — новый и лат. Positivus — положительный) — одно из осн. Направлений в совр. Буржуазной теории морали, объединяющее несколько различных течений. Представляет собой попытку применить методологические принципы философии н. (логического позитивизма, а позднее — лингвистического анализа) к исследованию явлений морального сознания. Во всем многообразии явлений нравственности сторонники н. Видят в осн. Лишь специфические термины и суждения.

Нравственность – совокупность норм, определяющих поведение человека.

Низменное – категория эстетики, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таят в себе угрозу для общества и личности.

Ответственность – категория этики, характеризующая выполнение личностью своего нравственного или правового долга, способность признать авторство своих поступков и принять их последствия.

Прагматизм (греч. Pragma — действие, практика) — направление в философии морали, распространенное в сша с начала xx в. Вплоть до 50-х гг. Основу этического учения п. Заложил у. Джемс, сформулировавший два его исходных принципа: добро есть то, что отвечает к.-л. Потребности; каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения. В дальнейшем эти положения были развернуты в целую теорию философом-прагматистом дьюи, этиком дж. Тафтсом, социологами дж. Мидом, а. Смоллом и др.

Порок – противоположность добродетели, негативное (подлежащее нравственному осуждению) качество человеческого характера, проявление морального зла в индивидуальном сознании и поведении (чревоугодие, разврат, зависть и т.д.).

Прекрасное – фундаментальная категория эстетики, выражающая гармоничность, значимость и ценность тех или иных явлений по отношению к человеку.

Психоаналитическая этика — 1) этика, которая регламентирует отношения психоаналитика и пациента. Главным принципом этой этики есть то, что психоаналитик не имеет права разглашать любые данные о своем пациенте без его разрешения. Этот принцип есть результатом того, что к психоаналитику обращаются психически здоровые люди, которые целиком отвечают за свои действия и, имея адекватность, стремятся обрести аутентичность;

2) этические концепции представителей  психоанализа. В ортодоксальном  психоанализе з. Фрейда есть  выразительная отстраненность от  этической проблематики, тем не  менее с развитием психоанализа этика становится его составной частью. Эта тенденция проявляет себя в исследованиях а. Адлера, к. Юнга, н. Кеппе и в особенности в творчестве э. Фромма, с его противопоставлением биофильной и некрофильной ориентаций как добра и зла.

Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной. Т.е. действия индивида непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, внутренними или родовыми факторами.

Смысл жизни – понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, ее нравственную оправданность.

Совесть – категория этики, обозначающая состояние страдания, неловкости и дискомфорта при уходе от ответственности перед собой, другим человеком или обществом.

Сознание эстетическое – форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала.

Справедливость – этическая категория, обозначающая отношение к человеку и миру на основе представлений о правах человека. Справедливость реализуется в действиях, определяемых пониманием должного. Фундаментальной особенностью справедливости есть объективная оценка поступков и принятие ответственности за них

Счастье – переживание высшей полноты и осмысленности бытия, состояние радости от того, как складывается  жизнь. Иными словами, счастье есть переживание реализации смысла жизни. Категории «смысл жизни»  и «счастье» можно соотнести с категориями «возможность» и «действительность».

Траги́ческое, или трагизм, эстетическая категория, обязанная своим названием жанру трагедии, но относящаяся не только к нему; разновидность возвышенного, выражаемая в искусстве позитивно неразрешимым конфликтом, влекущим за собой гибель либо тяжелые страдания достойных, заслуживающих глубокого сочувствия людей.

Феноменологическая эстетика  (от греч. Phainomenon—являющееся) — направление совр. Западной эстетической мысли, опирающееся в методологии и теории на феноменологическую философию э. Гуссерля (1859—1938). Согласно гуссерлю, задача феноменологии состоит в обнаружении универсальных идеальных принципов, определяющих строение воспринимаемого и переживаемого мира, к-рый рассматривается как конституируемый (созидаемый) человеческим сознанием, очищенным от эмпирического содержания. В основе метода феноменологии, воспринятого ф. Э., лежит стремление рассматривать объекты вне их реального, материального существования и содержательной стороны, в том виде, в каком они непосредственно являются сознанию — как объекты интенцио-нального (интенциональность) созерцания и переживания.

Честь и достоинство – важнейшие категории морального сознания и морального бытия личности, очерчивающие уважение личности к себе на основе осознания реальных или потенциальных заслуг перед другими людьми.

Экзистенциальная эстетика – 1) эстетические концепции представителей экзистенциальной философии, определяющие раздел эстетики, который изучает чувственную культуру в контексте уникальности, неповторимости и конечности человеческого бытия, а также смысложизненную проблематику в искусстве. 2) раздел метаантропологической эстетики, исследующий чувственную культуру в предельных ситуациях и предельном бытии человека.

Экзистенциальная этика – 1) раздел этики, исследующий экзистенциалы в контексте добра и зла. 2) раздел метаантропологической этики, исследующий мораль и нравственность в предельных ситуациях и предельном бытии человека. Фундаментальными проблемами экзистенциальной этики являются ответственность, одиночество, любовь, свобода, бессмертие личности, стыд, совесть.

Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Эстетика (от греч. Aisthesis – чувство) – область философского знания, исследующая чувственные проявления бытия человека, прежде всего в контексте категорий «красота» и «прекрасное», которые наиболее полно выражаются в искусстве. Поэтому эстетику часто называют наукой о сущности и формах творчества по законам красоты и гармонии.

Этика  – философская наука о добре и зле в человеческом бытии и всех связанных с ними категориях. Этика не просто отстраненно анализирует проявления добра и зла, а оценивает их как достойное (должное)   и недостойное (недолжное). Поэтому этика – это наука о достойном и недостойном в человеческом отношении к себе, другому и миру. Регламентация взаимоотношений по поводу добра и зла, достойного и недостойного составляет мораль общества, а их практическая реализация – нравственность. Поэтому этику можно считать наукой о морали и нравственности.

Этика благоговения перед  жизнью – этическое учение швейцарского врача и гуманиста а. Швейцера, провозглашающее жизнь человека и любого другого существа высшей моральной ценностью.

Этика эвтаназии – специфический раздел врачебной этики, исследующий и определяющий отношения врача, пациента и его родственников при невыносимых страданиях пациента  и/или в условиях неизлечимой болезни, когда возникает вопрос о продолжении или прекращении жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"