Шпаргалка по "Этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Этикет".

Вложенные файлы: 1 файл

уголовное право -- шпоры....docx

— 125.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

24.Тема свободы и вседозволенности в философии Достоевского Каждый человек вправе выбирать между добром и злом. В этом и заключается великая свобода человека, которую нельзя у него отнять. Размышления над проблемой противоречивости свободы писатель изложил в романе «Братья Карамазовы», в «Легенде о Великом Инквизиторе». Старый инквизитор был уверен в пагубном влиянии свободы, данной Богом. Он был готов взять на себя божественную  роль, исправить главную ошибку Бога и лишить людей свободы, сделав их послушным, но счастливым стадом без права выбора. Однако его теория разрушается очень скоро, когда осужденный им на казнь Христос дарит ему свой всепрощающий поцелуй, показывая этим, что людей может сделать счастливыми только любовь. Для Достоевского было совершенно очевидно, что свобода необходима человеку, однако ее следует отличать от вседозволенности. Вседозволенность – это плод свободы и сильной гордости. Согласно Достоевскому,  свобода зачастую должна быть обусловлена человеческим капризом, иррациональным порывом. Казалось бы, она должна подчиняться высшим нравственным ценностям. Однако порой свобода встает даже выше этих ценностей. И там берет начало своеволие. Эти слова беса в «Братьях Карамазовых» передают идею Достоевского о том, что как бы свободен ни был человек, он должен всегда видеть перед собой Бога. Как только человек о нем забудет, следовательно, потеряет осознание грани между добром и злом, между собой и Богом, в мире наступит хаос. Каждый будет думать только о себе, верить только себе, слушать только себя и делать все только ради себя.

На примере своих героев  Достоевский показывает, что нельзя измерить рациональным путем человеческую природу. В каждой, на первый взгляд, самой логичной теории всегда есть некоторые стороны, которые никак нельзя учесть. Это так называемый человеческий фактор. Идея может превратить человека в узника и в то же время сломать его. Как только гордец делает жертвой собственного своеволия другого, он не доказывает свое могущество, а в первую очередь разрушает самого себя, убивает в себе Бога и все человеческое. Выходит, что каждый, даже самый подлый человек, нужен этому миру для чего-то. И цель эта земным судьям неизвестна.

Спасение всех людей писатель видел в смирении: «Смири свою гордость, гордый человек, поработай на ниве, праздный человек!». Смирение позволяет  человеку познать себя и других, увидеть этот мир таким, какой  он есть в действительности. Именно смирение позволяет человеку делать истинное добро. Несмотря на свое неоднозначное   отношение к религии, вере и Богу, Достоевский все же призывал к христианскому смирению. Для этого, по его мнению, человеку необходимо быть честным с самим собой, признаться себе во всех своих грехах. Так  смирение и очищение Раскольникова наступает именно тогда, когда он осознает, что не стоит выше людей, что не является особенным, и роль Бога, выбирающего, кому жить, а кому умереть, ему не по плечу.

 

 

 

 

 

 

 

25.Добро и польза Добро — понятие этики, характеризующее нравственность и противоположное изначально понятию худа, а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т.е. становится близким релевантному понятию "хорошо", которое является оценкой только отдельных субъектов и не распространяется на всех субъектов. В религиозном смысле Добро абсолютизируется, — например, в христианской морали Добро является характеристикой явлений с точки зрения их соответствия Божьему промыслу, общему для всех. ПОЛЬЗА – ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам. Интересы могут быть индивидуальными или коллективными, частными или общими. Интерес человека – это его склонность к какому-то объекту, освоение которого позволяет ему сохранять и повышать свой статус. Поскольку интересы выражаются в целях, которые человек преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению целей. В строгом смысле польза – это характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели. Именно такое понимание проходит через всю историю мысли, начиная с Аристотеля. Как жизненный принцип полезность выражается в максиме: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу». Наряду с пользой целерациональное мышление использует и другие ценностные понятия, а именно: «успех», обозначающее достижение результатов, близких к запрограммированным в качестве цели, и «эффективность», обозначающее достижение результатов с наименьшими затратами. Так что в более широком смысле нечто признается полезным, если: а) отвечает чьим-то интересам, б) обеспечивает достижение поставленных целей, причем в) с наименьшими затратами В отличие от пользы под «выгодой», или «корыстью» в узком значении этих слов следует понимать такой интерес, осуществление которого возможно ценою интересов других людей и сообществ. Как и другие ценности практического сознания), польза представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей .Польза как правило ассоциируется с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26Добро и зло:

В первобытном обществе «добро» - полезное, ценное вообще.С появлением цивилизации, классового общ-ва выделяется и моральное и материальное понимание добра и зла.Добро противопоставляется практической целесообразности. Существует два подхода: духовный и материалистический. В дух. подходе: добро – высшая идея, говорил Платон, - абсолютная идея, Гегель. Добро – проявление божественной воли. Добро – одухотворённая любовь, а зло – противодуховная вражда, говорил Ильин. В матер. подходе: Добро – то, что способствует счастью чел-ка, что отвечает потребностям, интересам людей. Добро даёт наслаждение, помогает избегать страдания. Добро – выгода, то, что приносит личное счастье. Эпикур говорил, что добро – то, как достигнуто счастье.

В марксизме считали немного  иначе. Добро – проявление обществ.отношений, в кот. воплощаются потребности класса, обществ. групп.

В добре отражается стремление человека к совершенству и к устранению препятствующих вершин. Добро –  понятие творческое. Формы проявления добра – чуткость, справедливость.

Зло – то, что безнравственно, наносит вред людям. Зло разделяет, разрушает людей.

Зло физическое – не зависит  от чел-ка (смерть, стихийное бедствие), зло моральное – особые кач-ва и деяния людей, зло социальное – войны, кризисы, соц. катаклизмы.Кант говорил, что зло может проявляться в использовании одними людьми других. Конфуций говорил, что на зло нужно отвечать справедливостью.

 

 

27. Свобода. Воля.Моральная свобода — ценность, к достижению которой человек стремится и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Нравственная свобода — не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека.

Нравственная свобода  проявляется в умении:

1) делать осознанный моральный  выбор действий и поступков; 

2) давать им нравственную  оценку 

3) предвидеть их последствия 

4) осуществлять разумный  контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.  Нравственная свобода – способность  приобретения субъектом власти  на своими поступками.

Выбор является свободным, когда  к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности и когда мольные требования сливаются  с ее внутренними потребностями, ограничен и несвободен, когда  место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним  принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями между  хочу, могу и надо.

Свобода имеет два аспекта: негативный и позитивный. Негативная свобода – это «свобода от», свобода  отрицающая, разрушающая зависимость  «от» – от сил природы. В этих условиях человек оказывается перед  выбором, либо избавиться от этой свободы  с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти о  позитивной свободы. Позитивная свобода  – «свобода для», дающая возможность полной реализации интеллектуальных и эмоциональных способностей, требующая от личности этой реализации, свобода, основанная на неповторимости и индивидуальности каждого человека.

Таким образом, перед современным  человеком, обретшим свободу (в «старом», негативном, смысле), открываются два  пути. Первый – дальнейшее движение к «новой», позитивной, свободе, основными  способами достижения которой являются любое творчество. Второй путь –  «бегство» от этой подлинной свобод.

Моральная ответственность  – это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся  в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность.

Виды ответственности  определяются тем, перед кем/чем  и за что человек несет ответственность. Это может быть:

-ответственность перед  самим собой; 

-ответственность за конкретные  действия и поступки перед  другими людьми;

-ответственность перед  миром и человечеством, проявляющаяся  и забота о мире, вызванная  тревогой о нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Ложь и обман. 

ЛОЖЬ заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто другое, чем то, что он говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осуждению, если обман вызван стремлением нанести вред др. человеку или добиться для себя преимущества перед другим. Как бы это ни выглядело, позитивно ложь может быть оценена только из вежливости или из жалости. Много лжи возникает при вопросах: спрашиваемый воспринимает вопрос как принуждение к ответу (соответствующему истине), которого он стремится избежать с помощью лжи (народная пословица: «Не спрашивай меня, тогда мне не нужно будет тебе лгать»), – вот почему уважаемому лицу не нужно задавать никаких вопросов; чаще всего полное молчание недейственно, т. к. оно оставляет слишком много простора для догадок и не предотвращает несчастья (напр., при допросе военнопленного или при вопросах, которые намекают на коммерческую тайну). В подобных ситуациях необходимо в зависимости от случая или по чистой совести различать, что служит высшей этической ценности – правдивость или ложь.

Обман - введение в заблуждение. Обман, в частности, это когда знаешь одно, а говоришь или делаешь другое. Обман бывает умышленный и случайный, осознанный или не заметный для самого человека, но к любому обману люди обычно очень чувствительны и в обыденных отношениях называют его жестко: "вранье". Впрочем, если обман среди своих - это, как правило, неэтичный поступок, то обман чужих может быть и подвигом.ьКогда и зачем люди врутьЧаще всего люди врут либо ради выгоды, либо со страху. Как это различить? Если вам люди обычно не врут, а конкретно этот человек врет - если не сильно похож на запуганного, то скорее всего врет ради какой-то выгоды. Если же вам люди врут часто, то, скорее всего, дело уже в вас. Врут тогда, когда правду говорить опасно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"