Учителя человечества. Конфуций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в ознакомлении с учениями Конфуция.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1.Изучить жизненный путь Конфуция.
2.Дать общее представление о китайской философии.
3.Раскрыть понятие и основные идеи «Конфуцианства».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНФУЦИЙ И ЕГО ВКЛАД В ФИЛОСОФИЮ КИТАЯ 4
1.1. Жизненный путь Конфуция 4
1.2. Общее представление о философии Древнего Китая 7
ГЛАВА 2. КОНФУЦИАНСТВО 10
2.1. Понятие конфуцианства и его основные идеи. Этико-религиозное учение 10
2.2. Конфуцианство в наши дни 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
ПРИЛОЖЕНИЯ 19

Вложенные файлы: 1 файл

Этика и эстетика (Конфуций).doc

— 786.00 Кб (Скачать файл)


5

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

Факультет «Социального управления»

 

Специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Этика и эстетика»

НА ТЕМУ: «Учителя человечества. Конфуций»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ст.1 курса,

Группа: 5-6331/1-1

Черная Анна д. Витаутас

 

 

Проверила:

Кузеванова М.Н.

 

 

 

Красноярск 2009г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНФУЦИЙ И ЕГО ВКЛАД В ФИЛОСОФИЮ КИТАЯ

1.1. Жизненный путь Конфуция

1.2. Общее представление о философии Древнего Китая

ГЛАВА 2. КОНФУЦИАНСТВО

2.1. Понятие конфуцианства и его основные идеи. Этико-религиозное учение

2.2. Конфуцианство в наши дни

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.

В 30 лет — я обрёл прочную основу.

В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.

В 50 лет — я познал волю Неба.

В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.

В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Конфуций

В этом высказывании весь Конфуций — человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая. Его взгляды изложены в книге «Лунь Юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.

Несмотря на то, что Конфуций жил в VI в. до н.э. его труды до сих пор пользуются заслуженным признанием.

Конфуций — серьезный претендент на звание самого влиятельного человека в истории, и к счастью, он оставил нам в наследство свою философию.

Вопросам исследования тематики «Конфуцианство» посвящено множество работ. Примерами таковых могут служить: статья М.А. Блюменкранца «Конфуций: вчера и сегодня», книги Ю.К. Щуцкого «Китайская классическая «Книга перемен»: История вопроса, исследование и переводы», Вольтер «О Конфуции», Сыма Цянь «Старинный род Конфуция», Толстой Л.Н. «Изложение китайского учения». Учения Конфуция широко применяются в настоящее время, поэтому требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы, что и определяет ее актуальность.

Цель работы заключается в ознакомлении с учениями Конфуция.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1.       Изучить жизненный путь Конфуция.

2.       Дать общее представление о китайской философии.

3.       Раскрыть понятие и основные идеи «Конфуцианства».

Работа имеет следующую структуру, и включает в себя, введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список литературы, приложения.


ГЛАВА 1. КОНФУЦИЙ И ЕГО ВКЛАД В ФИЛОСОФИЮ КИТАЯ

1.1. Жизненный путь Конфуция

Конфуций - его настоящее имя - Кун Цю (где Кун - фамилия, а Цю - имя). Привычное для нас слово Конфуций происходит от латинской транскрипции китайского словосочетания Кун фуцзы, в дословном переводе означающее «учитель Кун». Это латинизированное имя настолько органично вошло в западную культуру, что заменять его на оригинальное уже не имеет смысла.[1]

Конфуций (рисунок 1) - китайский мыслитель и философ, основатель конфуцианства и государственной религии, родился 28 сентября 551 г. до нашей эры в царстве Лу.

Рождению Конфуция сопутствовало множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.[2]

Семья Конфуция принадлежала к древнему аристократическому роду, ко времени его рождения почти разорившемуся. Конфуций потерял отца, когда ему было три года, и поэтому рано узнал нужду и тяжкий труд. С самого детства Конфуция увлекали различные ритуалы и обряды. Даже детские игры будущего великого учителя сводились к подражаниям всяческим церемониям. Учиться, чтобы постичь смысл древних ритуалов, стало главной целью Конфуция. Бедность не позволила ему поступить в школу, где готовили чиновников, но не смогла угасить его стремлений. С пятнадцати лет он стал брать частные уроки и занялся самообразованием. Научившись иероглифам, он с головой ушел в изучение древних книг.[3]

В восемнадцать лет Конфуций женился, и у него родился сын, названный Ли, что значит «большой карп» (Ли разочаровал своего знаменитого отца, так и не став, на что надеялся отец, крупной рыбой). [4]

В девятнадцать лет Конфуций поступил на государственную службу. Работая на складах, он столкнулся с несправедливостью и злоупотреблениями многочисленных чиновников. Ему казалось, что главная причина тяжелой жизни простых людей именно в этом. Сам же Конфуций относился к своим обязанностям, как к священному долгу: тщательно следил за тем, чтобы товары были доброкачественными, вникал во все мелочи, интересовался способами увеличения урожая.[5] Он надеялся добиться высокого поста в правительстве для того, чтобы применить свои идеи на практике. Неудивительно, что падкие на удовольствия правители не желали допускать к управлению человека, портящего им всю радость жизни, и поэтому все попытки Конфуция получить должность заканчивались на стадии предварительных бесед.

В свободное время Конфуций изучал историю, музыку и богослужение и быстро приобрел репутацию самого образованного человека в царстве Лу. [6]

Одним из кульминационных моментов в его жизни (когда ему было двадцать) стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники).

Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности.[7] К счастью, Конфуций был привлекателен и полон вдохновения - никто не подвергал сомнению его способности, и ученики вскоре появились. Его школа очень походила на школы, созданные впоследствии древнегреческими философами. В ней поддерживалась неформальная атмосфера. Учитель беседовал с учениками, сидя под сенью деревьев. Время от времени проводились теоретические занятия, но большинство уроков было построено по принципу вопросов и ответов. [8]

Мечтой Конфуция было служить советником при правителе, чтобы показать людям правильность своих взглядов на практике. Конфуций ездил из княжества в княжество, пытаясь найти такого правителя. Одно время ему удалось произвести впечатление на князя Ци, но многочисленные сановники, опасаясь конкуренции, настроили князя против него, сказав, что всей жизни не хватит для обучения всем этим церемониям. Потом было еще множество бесплодных попыток, и в конце концов учитель понял, что среди правителей он никогда не найдет себе ученика.[9]

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей.

В возрасте около шестидесяти лет Конфуций вернулся домой и провел последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого «Ши-цзин» («Книга Песен»), «И цзин» («Книга Перемен») и др.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.

Из классических книг произведением Конфуция, несомненно, можно считать только «Чуньцю» («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481г. до н.э.); затем весьма вероятно, что он редактировал «Ши-цзин» («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учеными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников.[10]

Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.[11]

Мудрец прожил сложную, но в тоже время интересную жизнь (см. приложение), оставив потомкам свою философию.

Умер Конфуций в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.

Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Его называют «символом китайской нации» и «Учителем учителей». Его суждения и беседы - краеугольный камень философии Древнего Китая.

Один из современников Конфуция говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»[12]


1.2. Общее представление о философии Древнего Китая

Когда мы произносим «Китай», перед мысленным взором, прежде всего, возникает географическая карта мира, где на самом востоке находится удивительная страна, которую сами китайцы называли «Тянь-ся», т. е. «Поднебесная». Территориальная обособленность Китая сыграла немалую роль в истории страны: ограниченность пространства перешла в некую культурную замкнутость и сосредоточенность на самой себе. Все, что оставалось за пределами Китая, было жутки непонятным миром варваров.

Одним из самоназваний Китая - кроме «Тянь-ся» - стало «Срединные царства», т.е. середина, центр мироздания, а сами китайцы стали ощущать себя единственными носителями культуры, ответственными перед Небом и Землей за правильность космического цикла (чередование весны и осени, движение небесных светил, смена приловов и отливов). Это чувство ответственности получило воплощение в ритуале (знаменитых «китайских церемониях»), пронизавшем и пропитавшем собой все уровни китайского бытия и культуры.[13]

Глубокие политические потрясения в Китае произошли в VII - III вв. до нашей эры  - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.

Философские школы периода Чжаньго различным образом определяли свои позиции по многочисленным аспектам вопроса о правильной жизни, сохраняя, однако, некий общий культурный контекст, определявший своеобразный стиль мышления. Это своеобразие связано с феноменом учительства, закрепленном в строгой ритуальной, этикетной форме с традицией коллективного письменного творчества, которая была разрушена легистами («законниками»). Основные источники этической мысли Древнего Китая: «Лунь юй» («Беседы и высказывания») – произведение, представляющее собой собрание высказываний Конфуция, составленное его учениками, «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»).

В период Чжаньго свободно и творчески существовало шесть основных философских школ, в большинстве которых преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления:

1.       Даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель  - который оставляет людей в покое. В даосизме была одна из самых развитых теоретических баз. Даосизм почти никогда не был официальной религией - скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма.[14] Яркие представители данной школы: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу.

2.       Моизм - древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы - древнекитайский мыслитель Мо-цзы.

3.       Школа законников - основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Представители школы: Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы.

4.       Школа имён - основная проблематика школы имен – это соотношение «имён и реалий». Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун.

Информация о работе Учителя человечества. Конфуций