Учение Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 23:29, реферат

Краткое описание

Принципы, по которым соотечественники Конфуция строили свою жизнь вплоть до столкновения с Западной цивилизацией в середине XIX века, разительно отличаются от принципов жизни современного Китая. Почему же воплощение в жизнь философских категорий известного мудреца стало возможным в Поднебесной VI века до нашей эры? Каким был Китай во времена Конфуция?

Содержание

1. Введение……………………………………………………….3—4
2. Конфуций……………………………………………………..5—23
2.1. Жизнь Конфуция………………………………………………..5—9
2.2. Учение Конфуция……………………………………………...10—14
2.3. Школа Конфуция……………………………………………….15—21
2.4. Культ Конфуция. Конфуцианство…………………………….22—23
Заключение………………………………………………………….24—25
Список литературы…………………………………………………26—27

Вложенные файлы: 1 файл

Гот.Реферат Конфуций.docx

— 83.22 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение……………………………………………………….3—4
  2. Конфуций……………………………………………………..5—23

2.1. Жизнь Конфуция………………………………………………..5—9

2.2. Учение Конфуция……………………………………………...10—14

2.3. Школа Конфуция……………………………………………….15—21

2.4. Культ Конфуция. Конфуцианство…………………………….22—23

Заключение………………………………………………………….24—25

Список литературы…………………………………………………26—27

Приложение 1………………………………………………………28—29

Приложение 2…………………………………………………………30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Из всех стран земного  шара Китай может похвалиться самой древней цивилизацией. Цивилизация Китая такая же древняя, как египетская, и без сомнения старше вавилонской и ассирийской.

Китай – самая революционная страна на свете, так как по воззрениям китайцев, подкрепленным и освященным древними китайскими мудрецами, народ обязан оказывать открытое сопротивление своему властителю, как только небо выкажет свое неудовольствие сыном, ниспосылая на страну различные народные бедствия, как например, голод, наводнение и т.п.; ибо на такие несчастья смотрят обыкновенно, как на последствия испорченности государя. Пока государь живет добродетельно и точно исполняет повеления неба, страна никогда не может быть посещаема подобными бедствиями.

Принципы, по которым соотечественники Конфуция строили свою жизнь вплоть до столкновения с Западной цивилизацией в середине XIX века, разительно отличаются от принципов жизни современного Китая. Почему же воплощение в жизнь  философских категорий известного мудреца стало возможным в  Поднебесной VI века до нашей эры? Каким был Китай во времена Конфуция?

Характерный для этой эпохи  эпизод имел место в 597 году до н.э. Правитель княжества Чу Чжуанван счел, что княжество Чжэн провинилось перед ним, пошел на него войной, одержал победу и уже готов был въехать в столицу. Но в воротах столицы Чжэн путь ему преградил обнаженный чжэнский князь Сянгун, тащивший за собой овцу. Этим он показывал, что признает свою вину перед Небом и государством Чу и будет послушным воле Чжуанвана.

Правитель Чу воспринял шаг Сянгуна с пониманием и истолковал его появление как свидетельство высоких достоинств этого правителя, поскольку тот смог пойти на крайнее унижение во имя своего народа. Решив не уступать ему в дуэли духовных совершенств, Чжуанван ответил побежденному поистине рыцарским жестом: он не въехал в город и отвел свои войска на тридцать ли, избавив тем самым несчастного Сянгуна от заключения позорного мира «под стенами города».

Чжуанван увидел в побежденном противнике человека, готового на все ради избавления своих подданных от разорения и позора, а Сянгун, несомненно, был благодарен Чжуанвану за возможность «сохранить лицо».

Лучшим выразителем китайских  идей и понятий был тот великий  человек, который известен европейцам под именем Конфуций. Китайцы считают его совершеннейшим человеком, какой когда-либо существовал; он для них воплощение добродетели, совершенства и мудрости. Никогда еще мудрец, не создавший нового учения, не пользовался таким огромным влиянием на народ, какое имел Конфуций на Китай. Его учение в ходу уже 2.400 лет и до сих пор еще ему продолжают следовать в его отечестве.

Конфуций (латинизированная форма от китайского Кун Фу-цзы – учитель Кун), Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни (552/551–479 до н. э.) – древнекитайский мыслитель, философ, основатель конфуцианства (жу цзя – школа великих книжников) – государственной религии Китая. Родился и жил в царстве Лу (современный город Цюйфу в провинции Шань-дун), в период династии Чжоу. Основные взгляды Конфуция изложены в его книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Почти вся жизнь Конфуция, великого учителя Древнего Китая, прошла в скитаниях. «…Конфуций, великий  своим миролюбием и справедливостью, был настолько преследуем современностью своими, что даже должен был держать наготове запряженную колесницу и большинство жизни проводил в вынужденных переездах. Но история отбросила в бездну имена этих невежд – преследователей. А Конфуций не только остался в памяти, не только прожил через тысячелетия, но имя его еще более укрепляется и в теперешнем современном сознании», – так говорил Н.К. Рерих [35].

 

  1. Конфуций

 

    1. Жизнь Конфуция

Родился Конфуций в 551 г. до нашей  эры в царстве Лу. Родом он из обедневших аристократов-чиновников и военных. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция. Отец Конфуция, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать – когда ему было шестнадцать лет.

Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями  и талантом предсказателя. В 7 лет  его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять  ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять  колесницей, умение писать, умение считать. При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом.

В 17 лет он уже занимал  должность государственного чиновника, хранителя амбаров. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься» [6].

В 22 года Конфуций уже начал учить, прославившись как самый знаменитый педагог Китая.

В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был  отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. С учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?» В школе Конфуция преподавались четыре дисциплины и изучались четыре книги: мораль («Шицзин»), язык («Шуцзин»), политика («Лицзи»), литература («ёэцзин»).

В возрасте 27 лет он получил  должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне  царства Лу.

Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия – в те времена самую ответственную должность в государстве. В 50 лет начал свою политическую карьеру, став высоким сановником в Лу, получив пост первого советника (496 до н. э.). За фасадом тихого, ничем не примечательного быта 50-летнего Учителя ни на день не прекращалась упорная внутренняя работа, кропотливое духовное подвижничество, открывавшее Конфуцию все новые, ему одному ведомые горизонты. Близилось время, о котором он позднее скажет: «в пятьдесят лет я познал Волю Небес…».

Но вскоре, вследствие интриг, Конфуций ушел со службы и 13 лет путешествовал по китайским государствам. В 484 г. до н.э. вернулся в Лу и вновь занялся преподаванием, одновременно с этим собирая, редактируя и распространяя книги Шуцзин, Шицзин, Ицзин, Ёэцзин, Лицзи, Чуньцю.

Конфуций, вернувшийся на родину еще в 514 году до н.э. из царства Ци, где он изучал древнюю музыку в стиле «шао», прожил в родном доме 15 лет, не занимая никакой должности, но продолжая занятия со своими учениками. Наконец, после прекращения смут и распрей, на пятьдесят втором году жизни Конфуций получил важное место наместника города Чжунду.

Для Конфуция истинное служение Небу выражается в служении людям, культура оказывается высшей формой религии. Когда его попросили объяснить, что такое мудрость, он сказал: «Отдавать  все силы служению людям, почитать духов  и держаться от них в отдалении  – вот это и есть мудрость».

Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности.

Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока книг «Ши цзин» и «Шу цзин», ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов – «Лунь юй» (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).

По некоторым данным, с Конфуцием встречался Лао-цзы, на которого произвел неизгладимое впечатление.

В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние  годы жизни, обучая новых учеников, а так же систематизируя литературное наследие прошлого – Ши цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др. книг.

Остаток своих дней Конфуций посвятил литературному труду, а  также преобразованию музыки. Как  и Пифагор, Конфуций считал, что музыка способна оказывать сильнейшее воздействие  на нравственное состояние человека. Она может направлять человека и на хорошие мысли, и на дурные. И потому надо пользоваться ею осторожно и посвящать ей особое внимание.

Поистине, велик был Учитель  Кун в те преклонные, в те вершинные  годы своей жизни – господин самого себя, сам вылепивший свое внутренне  пространство духовного подвижничества, открывший в себе безграничный простор  искреннего и свободного Деяния; всеобъятный человек, знающий начало и завершение жизненных трудов:

«Я поставил своей целью  Путь, укрепляюсь силой добродетели, нахожу опору в человечности и  обретаю отдохновение в искусствах».

Сохранившиеся источники  рассказывают нам, что завершив свои ученые труды, 70-летний Конфуций призвал к себе одного из своих учеников, Цзы-Гуна, и сказал ему: «Все кончено! Никто в целом мире не понял меня…» «Учитель, почему Вы говорите, что никто не понял Вас?» – удивился Цзы-Гун.

«Я не виню Небо, я не виню людей! – продолжил, словно не слыша  этого вопроса, Конфуций. – Я лишь весь отдаюсь учению и пестую в  себе возвышенные устремления. Наверное, только Небо знает, кто я такой!»

В последний раз Учитель  Кун сказал о главной тайне  своей жизни – о ненарушаемом, но внушаемом столь же нерушимое доверие безмолвии Небес. Учитель умер. Известие о смерти мудреца с быстротой молнии распространилось по всему государству. Человек, которым пренебрегали при жизни, вдруг сделался предметом неудержимого поклонения. Оно все возрастало и едва ли когда-либо убывало в течение следующих двадцати трех веков. На могиле его надпись: «Наиболее мудрый Учитель древности; всесовершеннейший и всезнающий царь».

Похоронен на кладбище, специально отведенном для него, его потомков, ближайших учеников и последователей. Дом Конфуция превращен в конфуцианский  храм и стал местом паломничества. Учение Конфуция основывалось на естественном стремлении человека к счастью и занималось вопросами этики и житейского благополучия. Всеобщее признание идей Кун-цзы получило лишь при его учениках. Философское направление в конфуцианстве (натуральный дуализм) возникло в конце XI в. Конфуцию приписывается авторство ряда трудов, среди которых – приложения к трактату «И цзин» (Книга перемен), но считается, что его перу, без сомнений, принадлежит только Чунь-цю (летопись удела Лу, 722–481 до н.э.). Главным источником сведений об учении Конфуция является Лунь юй (Беседы и суждения) – записи высказываний и суждений, сделанные его учениками и последователями.

Для Конфуция знание и добродетель  были едины и неразделимы, и поэтому  жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения.

Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории  Китая. Один из его современников  говорил: «Поднебесная давно пребывает  в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать  Учителя пробуждающим колоколом».

Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.

В 30 лет – я обрёл прочную основу.

В 40 лет – я сумел освободиться от сомнений.

В 50 лет – я познал волю Неба.

В 60 лет – я научился отличать правду от лжи.

В 70 лет – я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала» [12].

В этом высказывании весь Конфуций – человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.

 

    1. Учение Конфуция

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее» [11, Лунь юй, 7.1]. Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027–256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна» [11, Лунь юй, 7.5]. Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке.

Информация о работе Учение Конфуция