Рыцарская этика и этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:24, реферат

Краткое описание

В Средние века служба на коне считалась принадлежностью благородного сословия. Дворяне обучали военному делу сыновей с самого раннего возраста, причем больше всего заботились о том, чтобы сделать юношу сильным и ловким. Его учили объезжать диких лошадей, владеть копьем, рубить мечом. В то время, когда еще не знали употребления пороха, когда не было ружей и пушек, побеждал только сильный и ловкий. Сила войска в то время зависела от числа всадников: чем их было больше, тем войско считалось сильнее. Эти всадники благородного происхождения получили название рыцарей.

Вложенные файлы: 1 файл

Рыцарская этика и этикет.docx

— 28.43 Кб (Скачать файл)

Рыцарская этика и этикет.

Кто такие рыцари?

 

В Средние века служба на коне считалась принадлежностью  благородного сословия. Дворяне обучали  военному делу сыновей с самого раннего  возраста, причем больше всего заботились о том, чтобы сделать юношу  сильным и ловким. Его учили  объезжать диких лошадей, владеть  копьем, рубить мечом. В то время, когда  еще не знали употребления пороха, когда не было ружей и пушек, побеждал только сильный и ловкий. Сила войска в то время зависела от числа всадников: чем их было больше, тем войско считалось  сильнее. Эти всадники благородного происхождения получили название рыцарей. Они состояли на службе у феодала  или короля, получая за это землю (феод). Тот, кто давал землю становился сеньором (сюзереном), а тот, кто получал  ее, его вассалом. В обязанность  вассалов входило несение военной  службы в пользу своего сеньора. Со временем рыцари составили особое сословие, особый класс людей, вроде военного братства. Во Франции рыцари назывались шевалье, в Испании ? кабальерос, в Германии ? риттеры. Даже рыцари разных народов не считали друг друга чужими. Их соединяли рыцарские правила, обязательные для всех. Вера в Бога, рыцарская честь, храбрость в бою и уважение к даме — вот главные заповеди рыцаря. Вступление в звание рыцаря давалось нелегко и совершалось с особой церемонией, весьма торжественной. Будущего рыцаря в возрасте 7 лет отвозили ко двору короля или в замок знатного рыцаря. Здесь, в чужом доме, мальчик считался на службе в должности пажа. Он служил за столом, чистил оружие своего рыцаря, держал ему стремя, когда тот садился на коня, упражнялся в верховой езде, в стрельбе из лука, в единоборстве. В 14 лет юношу опоясывали мечом, и прежний паж получал название оруженосца. Теперь он уже следовал за своим рыцарем всюду — и на поле битвы, и на охоту, и на все торжества, которые посещал рыцарь. Всякий благородный юноша-оруженосец мечтал спасти жизнь своему рыцарю, и если ему это удавалось — он приобретал себе славу на всю жизнь. Когда оруженосец достигал 21 года, его посвящали в звание рыцаря. К этому важному обряду он долго готовился. Накануне посвящения он шел в полном вооружении в часовню, где проводил всю ночь. Наступало утро самого торжественного дня в жизни рыцаря. Среди процессии его вели в церковь, а за ним несли все его будущее вооружение. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг. О том, какое оно было, можно прочитать в романе В.Скотта «Ричард Львиное сердце»: «Кольчуга с длинными рукавами, стальные перчатки и стальные латы считались, по-видимому, еще недостаточно надежным прикрытием, ибо на шее всадника висел еще треугольный щит, а стальной шлем с капюшоном был снабжен воротником из стальных колец, прикрывавшим плечи и горло воина и заполнявшим отверстия между латами и головным убором. Его икры и колени, как и все тело, были защищены кольчугой, а ноги обуты в стальные башмаки, сделанные из таких же стальных пластинок, как и перчатки. Кроме длинного, широкого, прямого и обоюдоострого меча с рукояткой в форме креста, на другом боку всадника висел еще большой кинжал. К седлу рыцаря была прикреплена длинная пика со стальным наконечником, одним своим концом упиравшаяся в стремя. Во время езды это оружие отклонялось назад, и прикрепленный к нему маленький флажок то развевался от слабого ветра, то недвижно повисал в минуты затишья. Все это громоздкое снаряжение было прикрыто плащом, который защищал броню от палящих лучей солнца. Без этой защиты они раскалили бы металл и сделали бы его нестерпимым для всадника. В нескольких местах на плаще был вышит герб владельца, на котором был изображен лежащий леопард с девизом: «Я сплю, не буди меня». Такой же точно рисунок виднелся и на щите рыцаря, хотя многочисленные удары почти совсем стерли краски. На плоской верхушке его тяжелого цилиндрического шлема не было перьев. Снаряжение лошади было столь же массивно и громоздко, как снаряжение всадника. Конь нес на себе тяжелое, обложенное сталью седло, дополняемое спереди подобием лат, а сзади — стальной покрышкой, защищавшей круп. У луки седла висел стальной топор, называвшийся булавой; к узде была прикреплена стальная цепочка; голову лошади защищала стальная пластинка с отверстиями для глаз и ноздрей, снабженная на самом верху острой шишкой, которая выдавалась подобно рогу легендарного единорога». Перед алтарем юноша давал клятву: всегда говорить правду, поступать справедливо, уважать святую церковь и духовенство, защищать слабых и неимущих, бороться с неверными и мстить за оскорбление благородной дамы. После присяги один из рыцарей вручал юноше шпоры, перчатки и панцирь. Затем посвящаемый в рыцари становился на колени и получал три удара мечом плашмя по плечу и по шее. Удары сопровождались словами: «Во имя Божие, Святого Михаила и Святого Георгия делаю тебя рыцарем». Этот обряд считался самым важным. Наконец, молодому рыцарю надевали шлем, давали в руки щит, копье и выводили из церкви. Тут уже стоял его конь. Ловко вскакивал он на него и перед всеми гостями показывал свою удаль: то он на всем скаку метал в цель копье или размахивал мечом, то прыгал через рвы или высокие заборы; наезжал, отъезжал, кружился на коне и т. п. День завершался праздником. В случае какой-либо ссоры между двумя рыцарями лучшим судом считали поединок. Обиженный бросал обидчику свою перчатку: это значило, что он вызывает его на бой. Если обидчик поднимал перчатку, то, значит, принимал вызов. Когда рыцарь выезжал в своем полном вооружении, узнать его можно было только по его щиту: у одного было на щите изображение льва, у другого — оленя, у третьего — медведя. Эти рисунки стали называться гербами. Всякая дворянская фамилия имела свой родовой герб. За особые отличия на поле битвы к гербу рыцаря прибавляли новое украшение. Их записывали в особые книги — гербовники. Жили рыцари в замках. Это были каменные постройки, окруженные стенами и башнями, приспособленными к защите. Замок рыцаря окружал глубокий ров, и всегда на сторожевой башне стоял воин, опускавший для въезда в замок подъемный мост. Богатые рыцари жили в своих замках, как короли, — в силе, богатстве и почестях. Один праздник сменялся другим. За бокалом вина они вспоминали свои подвиги. Бедные рыцари, не имевшие собственных замков, переезжали со своими оруженосцами из одного замка в другой, гостили и потом отправлялись дальше. Часто бедные рыцари пускались в дальние путешествия, а потом рассказывали о своих приключениях, прибавляя к былям и небылицы.

 

Рыцарские турниры.

 

Самым любимым развлечением рыцарей были состязания — турниры, способствовавшие совершенствованию  воинского искусства рыцаря, к  тому же создавали благоприятную  возможность блеснуть личной отвагой, быть замеченным, и добиться материального  вознаграждения. Изначально это были полувоенные поединки. В них четко  прослеживались основные цели такого состязания: самоутверждение воина и захват добычи. Побежденный лишался всего вооружения и коня в пользу победителя. Место для турнира выбирали или на городской площади, или за городом, в поле. Его окружали двойной решеткой, а за ней устраивали высокие сиденья для гостей. В назначенное время гости собирались и занимали свои места. Звуки труб и литавр возвещали о начале турнира. На великолепных лошадях, в блестящем вооружении, с развевающимися перьями на шлемах, въезжали рыцари в ограду и останавливались. Герольд объявлял состязание на копьях, называя имена рыцарей, которые желают первыми «сломить копье». Если рыцарь хотел скрыть свое имя, тогда его выкликали по какой-нибудь примете в гербе: «Рыцарь льва!», «Рыцарь креста!» и т. д. Конечно, судьям заранее были известны имена этих рыцарей. Когда трубы подавали сигнал к бою, рыцари с выставленными копьями наезжали друг на друга полным галопом. Кто успевал выбить своего противника из седла или же ломал свое копье о его стальной панцирь, тот считался победителем. Первую пару сменяла вторая, потом третья, и так до конца турнира, который мог продолжаться несколько дней. После рыцарей выезжали померяться силами их оруженосцы. Сломанное копье разрешалось переменить. Случалось, что хорошие бойцы ломали в день по 50 копий. По окончании турнира судьи выбирали победителя. Получить награду на турнире стремились самые знатные рыцари; ей была такая же цена, как и за военный подвиг на поле битвы. Имя победителя оповещалось под звуки труб и литавр. К XIII в. Турнир начал приобретать более игровой характер. Были судьи, зрители, среди которых было немало дам. Герольды объявляли имена участников турнира, перечисляли их подвиги. Условия турниров были разнообразными. Задача могла заключаться в том, чтобы нанести противнику удар в определенное место (в грудь или центр щита) или в том, чтобы повергнуть противника на землю, выбить его из седла. В XIII в. Создается свод правил, в нем запрещается направлять удар в ноги или правую руку противника. Все же турниры продолжали оставаться опасным мероприятием. Импульсивный характер человека той эпохи нередко приводил к тому, что рыцари во время турнира забывали о том, что это всего лишь имитация сражения. Нередко такие турниры оборачивались жертвами. В связи с этим со временем мечи и копья стали притуплять. Ограничивается и время турниров – нельзя проводить турниры с понедельника по пятницу и в большие церковные праздники. Символической теперь стала и награда победителю – теперь он получает лишь часть доспехов своего противника. Если ранее допускалось участие простолюдинов, то теперь стало необходимо благородное происхождение участника. Герольды строго следили за составом участников. Кроме этого стали использовать другие доспехи – более закрытые и тяжелые. Стали доспехи различаться по виду поединков – конные и пешие.

 

Культ Прекрасной Дамы.

 

С расцветом рыцарства  связан и расцвет культа Прекрасной Дамы, одно из самых знаменитых и  возвышенных проявлений рыцарства. Дело в том, что и женщина стала  совсем другой; разительно изменилась сама ее роль в обществе. В раннюю эпоху рыцарства, до крестовых походов, даже в самых знатных родах  она занимала починенное, достаточно униженное положение. Барону-феодалу  было, как правило, все равно, на ком  жениться, лишь бы за невестой дали много земель. Сеньоры нередко выдавали своих дочерей замуж насильно — за тех, кто был им особенно полезен. Законы того времени гласили, что женщина не могла ни выступать в суде, защищая свои интересы, ни заключать никаких сделок без ведома и согласия своего супруга. Муж же считался ее полновластным повелителем, и в законах были даже определены случаи, когда барон имел полное право бить жену за какие-нибудь провинности. Однако два века спустя положение женщины переменилось в корне. Из прежних, скромных и незаметных хозяек и рукодельниц женщины стали царицами общества, госпожами, руководительницами и законодательницами новой придворной жизни. От женщины, Прекрасной Дамы, теперь требовались вкус к изящному, обходительность в обращении, умение занять гостей, интерес к поэзии, чуткость, отзывчивость. Женщина оказалась восприимчивее к новой культуре, чем мужчина, и сама стала причиной ее дальнейшего развития, увлекая за собой все светское общество. Как же рыцари служили прекрасным дамам? Зародился культ Прекрасной Дамы в южной Франции, в графстве Прованс, и оттуда быстро распространился по всей Западной Европе. В одном из старинных источников можно найти такие слова: «Рыцари имеют многообразные достоинства: одни — хорошие воины, другие отличаются гостеприимством и щедростью; одни служат дамам, другие блистают костюмом и вооружением; одни смелы в рыцарских предприятиях, другие приятны при дворе». Что касается провансальских рыцарей, то они особенно блистали щедростью, гостеприимством, костюмами, да самозабвенно служили дамам и при дворе чувствовали себя лучше, чем на поле битвы. Прованс был богат, просвещен, здесь процветали торговля и ремесла, развивалась литература. И положение дамы в Провансе тоже было несравненно более высоким, чем в каких-либо других графствах, герцогствах и королевствах. Она могла сама распоряжаться своим имуществом, была абсолютно равна во всех правах с мужчиной. Культ Прекрасной Дамы зарождался с особого поклонения Деве Марии. В ее честь возносились горячие молитвы, слагались стихи. Она именовалась «кроткой Дамой небес», «небесной королевой», ее изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной. Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Земная любовь к ней получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами. Окружая почитанием какую-либо «даму сердца», рыцарь, в сущности, служил не ей, а какому-то отвлеченному идеалу красоты и непорочности, который он создавал в своей душе. По установившимся взглядам того времени, рыцарь и не должен был стремиться к разделенной любви, дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной. Такая любовь, как считалось, становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей. «Редкие достигают высшей добродетели, храбрости и доброй славы, — гласило одно из поучений, — если они не были влюблены». Идеальный рыцарь теперь — честен, умен, скромен, щедр, набожен, смел, вежлив и непременно влюблен. Служение Прекрасной Даме сделалось всеобщим обычаем, никто из рыцарского сословия не мог от него уклониться. Каждый после посвящения в рыцари должен был избрать себе даму, знатную или незнатную, замужнюю или нет, и добиться у нее дозволения служить ей. Само же служение заключалось в постоянном ношении цветов ее герба, сражениях в ее честь на войне или на турнире, прославлении ее имени и готовности исполнить малейшую ее прихоть. При этом выборе, однако, рыцарь далеко не всегда руководствовался истинной любовью и привязанностью. Часто он лишь следовал принятому обычаю или тешил свое самолюбие, стараясь добиться расположения какой-либо знатной дамы или знаменитой красавицы. От верного служения Прекрасной Даме рыцаря не избавляли даже семейные узы; при этом, любопытно, собственная супруга почти никогда не выбиралась повелительницей и предметом обожания. Но добиться расположения выбранной дамы было, как правило, нелегко. Нужно было совершить ряд подвигов во славу избранницы, одержать громкие победы на турнирах, и только тогда, когда подвигов по ее мнению набиралось достаточно, приходило время особого обряда: дама принимала воздыхателя в свои рыцари. Обряд почти в точности повторял вассальную присягу сеньору. И основным условием тоже была верность избраннице. Но дама не брала на себя никаких обязательств; обещались только благоволение и милость. Эта духовная связь рыцаря со своей Прекрасной Дамой должна была оставаться тайной для всех, однако ее, как правило, совсем не скрывали. Нередко рыцарь служил знатной даме с прямого согласия ее мужа. Правила поклонения и служения становились все более утонченными. Провансальские поэты обозначили здесь даже целый ряд ступеней. На первой стоит робкий рыцарь, который уже носит в сердце тайную любовь, однако не смеет еще открыться своей избраннице. Когда он решается на признание, то поднимается на вторую ступень и называется «молящим». Если же дама наконец допускает его к служению себе, рыцарь становится «услышанным», ну и так далее... Однако красавицы, избалованные всеобщим почитанием, привыкли играть чувствами и нередко оказывались очень капризными. От служащих им рыцарей они требовали самых невероятных порой подвигов в свою честь. Приказ немедленно отправиться на Восток — на подмогу продолжающим сражаться с неверными крестоносцам, — был еще не самым трудным заданием. Недаром провансальский поэт XII века высмеивал капризы Прекрасных Дам такими строками: «То я должен достать красавице из огня саламандру, то выстроить на море дом из слоновой кости, то перенести сюда из Галилеи гору, на которой сидел Адам... Одна надежда осталась у меня: если гора растает, как снег, тогда ответит она мне любовью...»

 

Заключение.

 

Долгие годы, надежно закрытый доспехами, вооруженный тяжелым  и длинным копьем, рыцарь имел полное преимущество и над легко вооруженной  конницей, и над пехотой. Но, в  той же Столетней войне, в знаменитой битве при Креси в Северной Франции в 1346 году французских рыцарей хладнокровно расстреляли английские лучники; стрелы, посланные мощной тетивой, которая натягивалась сильной и искусной рукой, навылет пробивали доспехи. Позже на полях сражений появилось и огнестрельное оружие. К концу XIV века рыцарь был вынужден закрыться доспехами с ног до головы; броня защищала и боевого коня. Но теперь рыцарь не мог производить на поле битвы быстрые маневры, а выпав из седла, не способен был подняться на ноги без посторонней помощи и легко становился добычей воина-пехотинца. Полностью потеряв, в конце концов, свое военное значение, рыцарство потеряло и всякую почву под ногами. Конечно, далеко не сразу оно окончательно и полностью исчезло с лица земли. Еще и в XVI веке давались рыцарские турниры, на которых самим королям случалось облачаться в доспехи. Но само рыцарское сословие к этому времени уже переродилось — рыцари стали дворянами. Совершенно изменилось само устройство общества: дворянин не был столь же независим, как рыцарь, обязанный своему сеньору лишь клятвой вассальной верности, которую можно было разорвать при необходимости. Монарх на престоле был полным и безраздельным властелином всех своих подданных. Однако, по счастью, не исчезли вместе с рыцарями лучшие из их идеалов — понятия о чести, достоинстве, верности слову. Дворяне переняли их, стараясь им следовать. Разве не похожи, например, на рыцарей, чтящих свой кодекс чести, мушкетеры из романов Дюма? Еще многих и многих людей привлекут времена рыцарства — воинственные, жестокие, трагические, героические. Не только накалом страстей, захватывающими сюжетами, которые строила сама жизнь. Далеко не в последнюю очередь еще и пусть немного наивной, но светлой верой в лучшие свойства человеческой души — благородство, верность долгу и слову, способность любить и черпать силы в любви, даже безответной. Именно в эпоху рыцарства были созданы представления о том, каким должен быть настоящий мужчина — идеальный Рыцарь, и настоящая женщина — Прекрасная Дама. Оказывается, несмотря на все превратности, выпавшие на долю человечества с тех пор, эти представления и по сей день живы.

Рыцарский этикет  предполагал и обязывал верность христианским идеалам Библии. В рыцарство посвящали юношей, мужчин - воинов из числа представителей благородных сословий. Рыцарский девиз: Жизнь - царю (королю, сюзерену), любовь - даме сердца, душу - Богу, честь - никому.

Рыцарские ордена, кланы, касты, секты: тамплиеры, храмовники, альбигойцы, розенкрейцеры и др.

Рыцари-Катары (11-12 в.) - приверженцы  ереси на Севере Италии и на Юге  Франции. Собственность они считали  грехом. Катары сурово осуждали пороки католического духовенства, выступали  против феодального гнёта.

Рыцари- Тамплиеры- храмовники (с 11 в до 1312 г.).

Рыцари- альбигойцы (12-13 в.) -участники еретического движения из южного французского города Альби.

Рыцари- розенкрейцеры (нем. роза и крест) - члены тайного мистического общества 17-18 вв. В Германии, Голландии и др. странах. Их эмблемой была роза и крест.

Рыцари- крестоносцы - участники крестовых походов, защитники идеалов христианского вероучения.

Рыцари-франкомасоны представители тайных лож получили распространение по всему миру (с 18 в.) и в том числе в России. Их эмблемой является фартук и строительный мастерок.

Рыцари меча и кинжала, рыцари меча и плаща, рыцари розы и  лилии.

Благородный рыцарь Дон Кихот - оксюмороническая (противоречивая, умно-глупая) пародия на исторических рыцарей и рыцарство. Дон Кихот силён духовно и слаб физически в силу своей старости. Но, тем не менее «доблестному» рыцарю Дон Кихоту дано немало сил для того, чтобы мужественно сносить физические и моральные страдания: насмешки, издевательства в мире пороков и лицемерия. Не каждому молодому и физически крепкому рыцарю такие испытания под силу... Рыцарь проявляет доблесть в основном в бою и на турнирах, а Дон Кихот всю «мирную» жизнь посвятил служению идеалам рыцарской морали. «Истинным» рыцарям в сравнении с чудаковатым Дон Кихотом такое служение - невыносимо. Поэтому рыцари выродились. Разумеется, легче совершить один подвиг в бою, чем всю жизнь праведно трудиться на земле в поте лица своего. Т.е. Дон Кихот это «монах наоборот»: 1. Он любит не Мадонну, но вымышленную Дульсинею Тобосскую, но обожествляет её как Мадонну. 2. Он превращает рыцарский устав в нравственную Библию и

 

закон своих светских деяний. 3. Он черпает силы даже не в формальных основах средневекового рыцарства, но в принципах избранных идеалов.

Рыцарь - благородный, мужественный, профессиональный воин, верно исполняющий  рыцарский устав, преданно служащий идеалам своего ордена.


Информация о работе Рыцарская этика и этикет