Организация пространства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:51, реферат

Краткое описание

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина - все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей

Содержание

Введение 3
Необходимость пространства общения и его роль в достижении успеха. 4
Дистанции и зоны общения. 7
Национальная специфика в организации пространства общения 9
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Этика организация пространства общения.docx

— 40.31 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Организация пространства общения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Тихомиров Константин

28 группа

Преподаватель:

Манерова  О. Е.

 

 

Великие Луки

2012

Содержание

 

Введение 3

Необходимость пространства общения и его роль в достижении успеха. 4

Дистанции и зоны общения. 7

Национальная специфика  в организации пространства общения 9

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Роль и  интенсивность общения в современном  обществе постоянно возрастают. Это  связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального  общества к информационному ведет  к увеличению объема информации и  соответственно возрастанию интенсивности  процессов обмена этой информацией. Вторая причина - все большая специализация  работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что  требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно  и очень быстро увеличивается  число технических средств для  обмена информацией (факсы, электронная  почта, Интернет и т.д.). Есть еще одна причина, которая побуждает нас  задуматься о возрастающей роли общения  в современном обществе и сделать  эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа  людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической  группы (профессия типа "человек - человек") одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении. От них  требуется умение устанавливать  отношения и общаться с людьми, умение точно выражать свои мысли  и умение внимательно слушать  других.

От искусства  делового общения руководителя зависит  качество работы, эмоциональный настрой  работников, стабильность кадрового  состава, социально-психологический  климат в организации, наличие конфликтных  ситуаций, установление и развитие деловых контактов, влияющее на экономическую  ситуацию организации в целом.

Организация пространства общения является одним  из важных факторов в деловом этикете.

 

 

1. Необходимость пространства общения и его роль в достижении успеха

 

Для эффективного, результативного  общения немалую роль играет то как  вы организуете пространство общения.

В этикете немаловажное значение имеет так называемое "воздушное  пространство", или "воздушная  оболочка", окружающая тело человека. Это как бы территория обитания физического  тела - область, где оно чувствует  себя в индивидуальной безопасности. Нарушение границ этого пространства обычно вызывает недовольство человека. Размеры "воздушной оболочки", к которой привык человек, социально  и национально обоснованы, они  зависят от плотности населения  в том месте, где он проживает. Меньшие размеры эта оболочка имеет у представителей стран  с высокой плотностью населения.

Личное  пространство людей принято делить на ряд зон: интимная, личная, социальная, публичная и открытая. Более подробно они будут рассмотрены во 2-й  главе контрольной работы.

Общаясь с людьми, необходимо всегда придерживаться правила: «Соблюдай  дистанцию». Не сокращайте её, если вы недавно знакомы с человеком - не прикасаться к нему и уж тем  более не лезть с объятиями - это  может очень не понравиться.

Выбор оптимальной  дистанции в процессе общения  зависит от следующих показателей:

  • от возраста;
  • от пола;
  • от статуса;
  • от психологических особенностей;
  • от национальности;
  • от степени знакомства.

Отрицательно  сказывается на общении как чрезмерно  близкое, так и чрезмерно удаленное  расположение. Если большая дистанция, то человек может воспринять, что  он неприятен партнеру, или же он может посчитать партнера высокомерным.

На выбор расстояния для общения влияет пол и личностные особенности собеседников. Обычно женщины  предпочитают более близкое расстояние по отношению к собеседнику (независимо от его пола) по сравнению с мужчинами. Тревожный человек старается  держаться подальше от собеседника, уравновешенный предпочитает более  близкое расстояние и т.д. Следует  заметить, что дистанция может  изменяться по ходу общения. Сближение  позиций, заинтересованность партнеров  друг в друге, доверие способствуют их сближению в физическом пространстве ( дистанция разговора сокращается). И наоборот, проявление дискомфорта, непонимание, отчуждение партнеров  в процессе общения приводят к  увеличению физической дистанции между  партнерами. Имеет место и обратное влияние: изменение физической дистанции  между партнерами способно изменить тон их беседы, сделать ее более  доверительной или, напротив, заставить  отстраниться друг от друга.

Верно выбранная  дистанция задает тон дальнейшему  общению. Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов. Чем ближе  находятся люди, тем короче и реже их взаимные взгляды. Находясь на удалении, они дольше смотрят друг на друга  и используют жесты для поддержания  внимания в разговоре.

Если  вам нужно создать о себе впечатление  как о человеке с достаточно высоким  социальным статусом, вы должны занять физически как можно больше места. Например, с помощью своего передвижения по комнате, энергичного общения  с людьми. Вам нужно, чтобы на вас  обратили внимание, а не посчитали, что вы тихий, зажатый человек, которого можно тиранить. Если же вы хотите выглядеть  малозначимым, то вам надо, наоборот, сесть в уголке, вы зажимаетесь, становитесь  меньше и занимаете меньшее пространство.

Пространство  общения можно организовать так, что может быть удобно и вам, и  партнёру, или кому-то из вас будет  неудобно. При общении с человеком вам всегда удобнее, когда глаза находятся либо на одном уровне, либо когда вы смотрите сверху вниз. Если вы хотите, чтобы гость вас послушался, вы должны посадить его в большое мягкое кресло, а сами сесть на стул.

От того, как выглядит ваш офис и кабинет  от части зависят результаты вашей беседы. Построение грамотного пространства требует соблюдения единого стиля во всем: в планировочном решении, в отделке, декоре, мебели.

 Правильно  и со вкусом спланированный  кабинет помогает создать благоприятную обстановку для беседы, что способствует установлению плодотворного контакта. В соответствии с вышеизложенными требованиями в современном мире сложилась определенная традиция в правилах планировки кабинета руководителя. Cтол должен стоять так, чтобы хозяин кабинета сидел лицом к двери и мог видеть приходящих и уходящих гостей. От стола руководителя должен отходить длинный стол с удобными стульями – он служит для проведения мелких заседаний, приема делегаций состоящих из нескольких человек. Стулья, стоящие около стола, должны быть мягкими и удобными, но не способствующие тому, чтобы люди сидели в них развалившись. Стол играет важную роль своего рода барьера между собеседниками. С одной стороны для вас стол - это прикрытие, защита, которая помогает обрести уверенность в себе, способствует некоторой отстраненности от собеседника, с другой стороны, для собеседника стол ассоциируется с высоким статусом собеседника. Собеседник начинает ощущать себя в роли просителя и чувствовать себя ниже вас. Для создания благоприятного климата в беседе лучше поставить стул для собеседника сбоку от стола или разместить его стул на той же стороне, что и ваш, либо сбоку от стола напротив друг друга.

Также должен быть шкаф для  хранения в нем текущих документов и материалов. В кабинете руководителя также обычно присутствует мягкий уголок, состоящий из мягких кресел и журнального столика. Он используется для доверительных бесед с партнерами и, в некоторых случаях, с подчиненными, когда необходимо создать неформальную обстановку. Обстановка и отделка кабинета не должна быть угнетающей и подавляющей, так как это снижает эффективность и результативность общения. Для этой цели в кабинете могут находиться аквариум с рыбками, зеленые насаждения, зеркало.

Хорошо  и со вкусом оформленный кабинет  вызывает симпатию к его владельцу.

 

2. Дистанции и зоны общения: анализ ситуаций

 

Дистанции и зоны – это пространство общения, ярко выраженный знак отношения к партнеру, к ситуации, к своему месту и роли. Каждый человек неосознанно чувствует вокруг себя некоторую свободную зону. Она комфортна, если никто не вторгается в нее без разрешения Чувство своей зоны или своего пространства появляется у человека очень быстро: на второй день какого-либо мероприятия человек стремится сесть на «свое» место и испытывает чувство дискомфорта, если его кто-то занял.

Дистанции и зоны общения принято  разделять на интимную, личную, социальную, публичную и открытую. Раскроем их подробнее:

1. Интимная зона. Расстояние тел от соприкосновения до полуметра – это свидетельство близких отношений и абсолютного доверия. Мы добровольно пускаем человека в свою интимную зону только если безусловно доверяем ему.

Интимную зону можно разделить  на ближнюю и дальнюю.

Ближняя – до 15 см.

Дальняя – до 0,5 м – общение  с близкими друзьями, хорошо знакомыми  людьми.

Интимная зона – как бы невидимый  кокон, в котором мы чувствуем  свою отделенность от всего остального мира. В деловом общении сохранение максимальной интимной зоны или сокращение ее свидетельствует либо о конфиденциальности общения, либо о субординации партнеров. Чем выше статус, тем на большую интимную зону претендует человек. С помощью прикосновений осуществляется проникновение в интимную зону.

2. Личная зона. В своей личной зоне мы добровольно оставляем тех, с кем близки. Сохранение дистанции в пределах личной зоны зависит от статуса, отношений, и психологического состояния партнеров в данный момент.

Также личную зону можно разделить  на ближнюю и дальнюю.

Ближняя – 45 – 80 см. Это зона плодотворного  делового общения.

Дальняя – до 1,5 м. В нашей культуре – норма делового общения.

Любое изменение позы или расположения партнера в сторону увеличения расстояния между вами означает затруднение в общении. Естественно, следует учитывать степень возможности добровольно выбрать дистанцию. К примеру, в лифте, в транспорте и других местах расстояние между незнакомыми людьми может оказаться в пределах интимной зоны. В этом случае необходимо придерживаться следующих правил:

  • ни с кем нельзя разговаривать, даже со знакомыми;
  • не смотреть на других в упор;
  • никакого проявления эмоций - лицо должно быть совершенно бесстрастно;
  • если вы держите в руках газету, следует полностью погрузиться в чтение;
  • движения должны быть тем ограниченнее, чем теснее обстановка;
  • в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой или на панель управления.

3. Социальная зона – зона для поверхностных контактов.

Социальная зона тоже делиться на ближнюю и дальнюю.

Ближняя – от 0,5 до 2,0 м. Общение  без общения. Незнакомые люди.

Дальняя – от 2 до 2,5 м. – руководители, люди, претендующие на власть.

Социальная зона в реальном деловом  общении постоянно меняется. Так, лектор в аудитории или эстрадный  певец могут быть максимально  удалены или максимально приближены к слушателям, но тем не менее  остаются вне личного общения  с ними. В транспорте, в кафе, в  зале ожидания люди обычно стараются вещами или одеждой оградить себя от возможного соседства с незнакомыми или неприятными людьми. Минимальная социальная зона определяется степенью готовности приблизиться к незнакомому человеку, если ничто не заставляет находиться с ним рядом. Социальная зона в основном определяется ситуацией общения, и в наименьшей степени – субъективными мотивами его участников. В библиотеке, в ресторане человек на подсознательном уровне считает половину стола своей территорией и инстинктивно охраняет ее от соседа.

4. Публичная зона общения.

Публичная зона тоже делиться на ближнюю  и дальнюю.

- Ближняя от 3 до 8 м. – лектор, оратор

- Дальняя от 8 метров. - оратор на стадионе.

5. Открытая зона – зона принципиально возможного контакта. В современных условиях каналы коммуникации постоянно изменяются, поэтому можно сказать о существовании потенциальных партнеров, например с помощью компьютерных сетей или невидимых партнеров, например у диктора телевидения. И в этих случаях мы посылаем вербальные и невербальные сообщения с надеждой и страхом по поводу их интерпретации и дальнейшего использования.

 

3. Национальная специфика в организации  пространства общения

общение дистанция  деловой пространство

В настоящее время все  больше расширяются деловые отношения  на международном уровне. Большое  количество иностранного капитала инвестируется  в Россию. Деловое общение на международном  уровне требует знания национальной специфики страны проживания оппонента. Незнание особенностей страны, принятых в ней традиций и обычаев, может негативно сказаться на итоги делового общения. Таким образом при организации пространства общения необходимо учитывать национальные особенности оппонента.

Информация о работе Организация пространства общения