Организация ГУАМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 23:10, реферат

Краткое описание

Среди всех международных организаций так или иначе пытающихся ограничить влияние, и приостановить рост сотрудничества РФ с окружением, наиболее значимое влияние, и представляющая для меня интерес, имеет организация ГУАМ (ГУУАМ с 1999 до 2005 гг.), названная так по первым буквам входящих в неё государств – Грузия, Украина, Узбекистан (с 1999-2005 гг.), Азербайджан, Молдова. Выяснить цели, задачи этой организации, её способы осуществления политики интеграции в единый союз, обозначить её вес на международной арене, перспективы (если таковые есть) дальнейшей эволюции этого объединения, попытаться найти наиболее заинтересованную сторону в создании организации, уяснить её функции - есть цель этой работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2

Глава I. История создания организации. Кто и зачем создавал ГУАМ…..5

Глава II. Структура и эволюция организации..……….……………………18

Глава III. ГУАМ как актор современной системы м.о. Перспективы развития………………………………………………………………………..22

Заключение…………………………………………………………………...28

Список использованной литературы и источников………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...2

Глава I. История создания организации. Кто и зачем создавал ГУАМ…..5

Глава II. Структура и эволюция организации..……….……………………18

Глава III. ГУАМ как актор современной системы м.о. Перспективы развития………………………………………………………………………..22

Заключение…………………………………………………………………...28

Список  использованной литературы и источников………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Современный этап международных отношений на постсоветском пространстве наглядно показывает углубляющийся процесс отдаления бывших союзных республик от “центра” – РФ.  Образуются разного рода антироссийские блоки государств, находящиеся в той или иной степени  под экономической или политической протекцией США - по-прежнему одного из главных стратегических соперников РФ. Целью этих блоков, безусловно, является создание наименее благоприятного престижа нашего государства  и политического климата для осуществления политики не только в постсоюзном регионе, но и на территории СНГ, Ближнего Востока и Средней Азии, осложняя и без того не простые отношения с соседями, а иной раз с ЕС и заокеанским партнерами. 

   Разобраться в политических приоритетах  каждого партнера РФ в ближайшем  окружении не входит в цели  этой работы, однако представляет  большой интерес определенный круг государств - ближайших соседей России, это, прежде всего, Украина, Грузия, Азербайджан, Молдавия и Узбекистан ( о политическом векторе последнего стоит оговориться в отдельном порядке). В последние десять лет эти государства ( в виду политического крена ли, экономического кризиса ли или лично-государственных интересов) проявляли тенденцию к интеграции под вполне ясными лозунгами и, осмелюсь, в целях создания определенного противовеса влиянию РФ на пространстве СНГ и бывшего СССР. Конкретнее эти цели выглядят примерно так: затруднить отношения РФ с СНГ, ЕС, странами Средней Азии, создать реальный противовес пророссийской интеграции и, конечно, вопросы энергетики – нефть и газ – создать энергетические потоки в Европу в обход РФ, ведь в этой области Россия является основным экспортером сырья, в первую очередь, через Украину.

   Среди всех международных организаций  так или иначе пытающихся ограничить  влияние, и приостановить рост  сотрудничества РФ с окружением, наиболее значимое влияние, и  представляющая для меня интерес, имеет организация ГУАМ (ГУУАМ с 1999 до 2005 гг.), названная так по первым буквам входящих в неё государств – Грузия, Украина, Узбекистан (с 1999-2005 гг.), Азербайджан, Молдова. Выяснить цели, задачи этой организации, её способы осуществления политики интеграции в единый союз, обозначить её вес на международной арене, перспективы (если таковые есть) дальнейшей эволюции этого объединения, попытаться найти наиболее заинтересованную сторону в создании организации, уяснить её функции - есть цель этой работы.

   Повышенного внимания эта организация  заслуживает в виду её скрытных  тенденций являть собой конкурента  РФ на пространстве СНГ и  Средней Азии в области полит. интеграции и энергетики, хотя, конечно, на официальном -международном уровне звучат совершенно иные лозунги и причины объединения: “ГУАМ не направлена против кого-нибудь. Она является отображением объективной тенденции развития регионализации международного сотрудничества как одной из современных форм глобализации и интернационализации мира. Её целями являются: 1.утверждение демократических ценностей, обеспечения верховенства права и уважение прав человека;

2.обеспечение постоянного развития;

3.укрепление международной и региональной безопасности и стабильности;

4.углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества;

5.развитие социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического и гуманитарного потенциала сторон”. 1

   На практике, в свою очередь, при дальнейшем исследовании деятельности этой организации, можно было увидеть несколько иную картину, о чем и пойдёт речь далее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава I. История создания организации. Кто и зачем создавал ГУАМ

Создание  неформальной группы пяти государств ( Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова, а с 1998 г. - Узбекистан) ГУУАМ в 1997 г. было обусловлено наличием разногласий как в рамках СНГ, так и в двусторонних отношениях между некоторыми государствами СНГ. Из-за сложных взаимоотношений между Азербайджаном и Арменией, Россией и Украиной, Россией и Азербайджаном, Россией и Грузией, Приднестровского конфликта Россия окончательно перестала быть скрепляющим стержнем региональной интеграции для всех членов СНГ. При этом политическая неустойчивость и экономическая нестабильность в России (1991-1998) отнюдь не благоприятствовали интеграционным тенденциям в СНГ. Однако обо всем по порядку.

   10 октября 1997 г. Президенты Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины провели совместную встречу, на которой обсудили вопросы, представляющие взаимный интерес, включая двустороннее и региональное сотрудничество, европейскую и региональную безопасность, политические и экономические связи. Во время встречи Президенты подчеркнули важность сотрудничества четырех государств в создании евроазиатского транскавказского транспортного коридора, считая взаимодействие в данном направлении хорошей основой для развития дружбы и сотрудничества, добрососедских отношений и полной реализации имеющихся экономических возможностей. Президенты подчеркнули необходимость усиления четырехстороннего сотрудничества в целях создания стабильной и безопасной Европы, в которой руководящими принципами являются уважение суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ государств, взаимоуважение, сотрудничество, демократия, верховенство закона и уважение прав закона. Лидеры четырех государств были едины в оценке угроз и рисков для европейской, так и региональной безопасности. Они согласились с тем, что процесс интеграции в трансатлантические и европейские структуры может в значительной мере уменьшить эти угрозы. В этом контексте была отмечена перспектива сотрудничества четырех стран в рамках ОБСЕ, других европейских и атлантических структур, включая недавно созданный Совет Евро-Атлантического Партнерства и Программу НАТО "Партнерство ради мира". Президенты четырех государств согласились, что такое сотрудничество, а также развитие особого партнерства, подобного Хартии об особом партнерстве между НАТО и Украиной, могут стать важным элементом укрепления стабильности и основой взаимоотношений и дальнейшего развития сотрудничества между НАТО и другими странами в регионе. Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина будут прилагать совместные усилия по преодолению трудностей, с которыми сталкивается Европа на пороге XXI века.

   Выразив свою озабоченность в отношении затянувшихся конфликтов в Европе, Главы четырех государств высказались за скорейшее урегулирование мирным путем неразрешенных проблем. Президенты были едины во мнении о необходимости борьбы с агрессивным национализмом, сепаратизмом и международным терроризмом. Президенты договорились продолжить четырехсторонний диалог по вышеупомянутым вопросам на различных условиях. 2 Именно такими словами увековечено создание вышеуказанной организации, и всё, казалось бы, максимально официально и политически вычурно, однако, мною было обнаружено любопытнейшее мнение одного чиновника, пожелавшего остаться не названным, записанное Виталием Портниковым - журналистом Радио Свобода:

   “Один опытный МИДовский чиновник, десять лет назад имевший непосредственное отношение к созданию ГУАМ, рассказал его занимательную предысторию. Якобы после одного саммита СНГ Леонид Кучма почувствовал, что, хоть и с оглядкой на Россию, но к Украине, как к центру влияния, проявляют внимание лидеры и Грузии, и Молдовы, и Азербайджана, и Узбекистана. Леонид Данилович подумал, что неплохо бы было как-то закрепить эту «позиционную близость». Он якобы даже дал поручение МИД написать такую речь, мол, «чтобы дружить побольше», не имея в виду в тот момент ничего конкретного. Потом в Брюсселе был некий международный ланч с участием нынешних стран-участниц, где Кучма предложил поискать «более тесные формы сотрудничества». И присутствовавший там американский генерал радостно воскликнул: «Yes, я даже знаю название вашему будущему союзу, по первым буквам стран – ГУАМ». Достоверность этой истории можно оспаривать, даты нужно перепроверять, но она  кажется и символической и поучительной. Во-первых, потому сейчас, спустя десять лет, говоря о ГУАМ, его так или иначе противопоставляют СНГ. И во-вторых, потому, что его создание напрямую связывают с интересом Америки.” 3 Весьма любопытное начало, учитывая вышеуказанную нейтральность целей организации.

   Таким образом, Страсбургское Коммюнике формально закрепило постепенное политическое сближение и практическое углубление сотрудничества между странами во многих областях как на международной арене, так и в двусторонних отношениях. В основу создания Объединения было положено намерение стран ГУАМ разработать новые действенные механизмы кооперации, восстановить в значительной мере ослабленные экономические связи, укрепить климат дружеских взаимоотношений и направить их на гармонизацию процессов экономического развития на пространстве бывшего Советского Союза.

 Особое внимание Организации стало уделяться после принятия в объединение в апреле 1999 года на Тысячелетнем Саммите НАТО Узбекистана - единственного представителя Центральной Азии в ГУУАМ ( к названию добавилась еще одна буква “У”), стремящегося активно действовать на западном направлении. “Открытие больших запасов нефти на шельфах Каспийского моря придало новый импульс этой идее.” 4 Новые и оставшиеся нерешенными противоречия в Закавказском регионе привели к формированию неофициальных объединений Москва-Ереван-Тегеран, с одной стороны, и Баку-Тбилиси-Анкара - с другой, которые выступают как политико-экономические неформальные союзы в борьбе за первенство в осуществлении проектов по строительству экспортных нефтегазопроводов , о чем было объявлено на встрече, состоявшейся в период проведения в Вашингтоне юбилейного саммита НАТО. Принятая главами государств ГУУАМ Вашингтонская декларация обозначила в качестве отправной точки сотрудничества участие в процессах интеграции в европейские и евроатлантические структуры. Декларировалось намерение взаимодействовать в международных организациях, в частности, в Совете евроатлантического партнерства и в рамках натовской программы “Партнерство ради мира”, а также в области миротворчества и мирного урегулирования конфликтов; совместно бороться с этнической нетерпимостью, сепаратизмом, религиозным экстремизмом и терроризмом; наращивать усилия по реализации проекта транспортного коридора “Европа-Кавказ-Азия”. Однако, я постараюсь осветить подробнее наиболее значимые вехи в развитии Организации.

По сообщению  “ИА Regnum” “На начальном этапе, в 1995-1996 гг., взаимодействие стран ГУУАМ проявилось в форме политических консультаций в рамках ОБСЕ, Совета Европы и переговоров об обычных вооружениях и вооруженных силах в Европе. О создании группы в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы было объявлено в совместной декларации, принятой в Страсбурге 10 октября 1997 г. Декларация зафиксировала уровень сотрудничества между странами этой группы и совпадение их позиций по ключевым международным проблемам.

С 1998 г. постоянной темой многосторонних консультаций было создание и развитие транскавказского транспортного коридора. Это фактор рассматривался как важный механизм, способствующий укреплению экономической и политической безопасности стран группы. Особое значение это направление получило в связи с разработкой Каспийских нефтяных месторождений и прокладкой сети трубопроводов для транспортировки нефти и газа на мировые рынки. В связи с этим акцент в консультациях сместился на обеспечение безопасности транспортных коридоров.

24 апреля 1999 г. во время юбилейного Вашингтонского  саммита государств-членов и государств-партнеров  НАТО к этой группе присоединился  Узбекистан. В заявлении президентов  были определены принципы и основные направления деятельности новой организации. Они включают укрепление сотрудничества в рамках международных организаций и форумов, взаимодействие в Совете Евро-Атлантического партнерства и в рамках Программы НАТО "Партнерство ради мира", сотрудничество в направлении мирного урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, повышение миротворческого потенциала, противодействие этнической нетерпимости, сепаратизму, религиозному экстремизму и терроризму, укрепление режима нераспространения ядерного оружия и других видов ОМП, предотвращение поставок вооружений в зоны конфликтов, сотрудничество в развитии транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия.

Ялтинский саммит ГУУАМ 6-7 июня 2001 г. принял Хартию организации, которая содержит уставные положения и конкретизирует цели деятельности. В июле 2002 г. подписано соглашение о создании зоны свободной торговли. Хотя страны ГУУАМ не противопоставляли себя России, СНГ или другим организациям, разумеется, их совместные проекты в той или иной мере конкурировали с интересами России. Главный аспект такой конкуренции заключался в попытках России удержать под свом контролем систему транспортировки нефти и газа в Европу, часто - в ущерб интересам других государств, включая Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. С другой стороны, привлекательность ГУУАМ определяется равноправным и взаимовыгодным характером отношений, возможностью коллективного представительства национальных интересов стран региона, созвучностью целей ГУУАМ с демократическими принципами, которые декларируют европейские и евроатлантические структуры. 5

Информация о работе Организация ГУАМ