Неформальное общение в организации: сущности, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:08, реферат

Краткое описание

Неформальные отношения также возникают при функциональных связях между членами организации, но на базе их индивидуально-личностных качеств и выражаются в оценке этих качеств. Эти отношения могут возникать между друзьями и недругами, товарищами и знакомыми, приятелями и недоброжелателями как по поводу официальных, так и неофициальных функций. Основой неформальных отношений являются влечения и отвержения, притяжения и отталкивания, симпатии и антипатии.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар.docx

— 18.27 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                Неформальное общение в организации: сущности, виды

  Неформальные отношения  также возникают при функциональных  связях между членами организации,  но на базе их индивидуально-личностных  качеств и выражаются в оценке  этих качеств. Эти отношения  могут возникать между друзьями  и недругами, товарищами и знакомыми,  приятелями и недоброжелателями  как по поводу официальных,  так и неофициальных функций.  Основой неформальных отношений  являются влечения и отвержения, притяжения и отталкивания, симпатии  и антипатии.

  Неформальные отношения  имеют сложную структуру, основу  которой составляют стихийно  складывающиеся устойчивые локальные,  малые социальные группы. Они образуются из взаимного интереса к различным увлечениям (искусству, спорту и т.д.), общности территориального расположения работы, места жительства, взглядов, стремлений, характеров, возраста, пола, семейного положения и т.д. В неформальных группах устанавливаются свои законы жизнедеятельности, правила и нормы поведения для их членов, формируются мнения по различным вопросам, взгляды и установки по отношению к труду и различным сторонам деятельности организации, к другим неформальным группам и администрации, даются оценки поступков. Внутри таких групп выделяются лидеры, которые являются для всех членов группы признанными авторитетами, выразителями их идей и интересов.

Вертикальные коммуникации осуществляются по нисходящей или восходящей формальным линиям между руководителями и подчиненными и могут вовлекать в процесс обмена информацией несколько уровней в организации. По нисходящим коммуникациям передаются сообщения о целях и стратегиях, текущих задачах, новых процедурах и правилах, должностных инструкциях и предстоящих изменениях в организации, обратная связь по результатам деятельности и др. По восходящим коммуникациям поступают сообщения о возникающих проблемах, идеях и предложениях, отчеты о результатах деятельности и другая контрольная информация, жалобы и просьбы и т. д.

Горизонтальные  коммуникации представляют собой обмен сообщениями между разными отделами, подразделениями, находящимися на одном уровне в организации, и между коллегами по работе внутри этих подразделений. Цель этих коммуникаций – координация и кооперация работы взаимосвязанных подразделений, решение проблем внутри отделов, консультирование друг друга. Для согласования работы разных подразделений иногда создаются специальные группы, комитеты, комиссии, назначаются консультанты, создаются матричные структуры, в которых большую роль играют горизонтальные связи.

 

Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух уровней психологической близости: первичном и рациональном.

Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональный уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами.

Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и  интересах (рациональный уровень), более  устойчивы на работе, нежели отношения  на основе симпатий и антипатий. Если вы внимательно присмотритесь к  существующим в вашем коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия:

«Пара» — два человека взаимно симпатизируют друг другу. Часто один из них бывает лишь дополнением или «спутником» другого.

«Треугольник» — три человека симпатизируют друг другу и составляют свое маленькое, но вместе с тем очень тесное ядро коллектива.

«Квадрат» — может образовываться как совокупность пар, отношения между которыми не обязательно имеют одинаковую интенсивность.

«Цепочка» — это линейная связь между несколькими людьми, которая при определенных условиях может стать источником слухов, «испорченного телефона».

«Звезда» — основывается на неформальном лидере, к которому приближены несколько членов коллектива.

Каждая из этих форм неформального  общения, так или иначе, возникает  в любом трудовом коллективе с  определенной целью, а именно — наилучшей  адаптации к его внутренним правилам и законам существования. 

 

Итак, неформальное общение  между сотрудниками неизменно «вырастает»  из дружеских отношений, не определяемых должностными инструкциями. Будучи участниками  таких взаимоотношений, вы связаны  с коллегами общностью взглядов и переживаний, склонностей и  интересов. У вас нет указаний на обязанности, согласованных ролей  и, тем не менее, в определенной мере ваши тесные неформальные контакты влияют как на вашу позицию в коллективе, так и на общую картину взаимоотношений  в организации. Именно это общение  усиливает чувство солидарности и причастности к коллективу, проявляющееся  не только в рабочее время, но и  в часы совместного отдыха.

Таким образом, дружба во время  работы и по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый психологический климат в компании и создают основу для развития каждого члена организации и  коллектива в целом.

В англоязычной терминологии, grapevine (система слухов или ОБС, дословный перевод ‘виноградная лоза’) поставляет 66% информации работникам предприятия, 80% которой – информация ‘по делу’, то есть, производственная. Внутренняя форма словаgrapevine предлагает возможное графическое изображение коммуникационных потоков в виде ползущей и разветвляющейся сети, по-русски мы также говорим: поползли слухи.

Невербальная  коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.

Роль невербальной коммуникации современного человека.

Как показали проведенные  исследования, современный человек  за день произносит более 30 тысяч слов, сопровождая их несловесными действиями. Кроме языка существует огромное множество способов общения, служащих средством получения и сообщения  информации. В каждой культуре за каждым знаком и символом закреплено собственное  обозначение, которое понятно окружающим, либо группе посвященных лиц.

Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств  и свойств, социальный статус, коммуникативную  компетентность, а также самооценке. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой  разнообразной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения. 

Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости  от ситуации, поскольку позволяют  понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Однако невозможно получить информацию о предметах  или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна  и непроизвольна. Она практически  не поддается контролю, поэтому так  просто выявить истину при вербальном общении. Как говорится, от правды не уйдешь.

Невербальные средства коммуникации усваиваются людьми только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они  имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и  социальный.


Информация о работе Неформальное общение в организации: сущности, виды