Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 21:16, реферат

Краткое описание

Общение является важнейшей частью профессиональной деятельности человека. Его можно определить как процесс взаимодействия людей, в котором происходит обмен информацией и опытом.
Вступая в общение, человек признаёт ценность партнёра, будь он даже оппонентом, как бы призывая его участвовать в совместном поиске истины, которая может быть выявлена лишь в сопоставлении различных взглядов и ценностей. Именно такое столкновение философы определяют как подлинный диалог. Результатом его должно стать взаимное обогащение собеседников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Общение как социально-психологический механизм
взаимодействия людей…………………………………………………………....4
Понятие, виды, формы делового общения………………………........................6
Кодекс деловой этики…………………………………………………………...10
Понятие управленческого делового общения и принципы мотивации исполнителей ……………………………………………………………………11
Значение, функции и эффективность управленческого делового общения..15
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 50.23 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования   «Сибирский Федеральный университет».                                 Институт управления бизнес-процессами и экономики.        Экономика и управление в строительном комплексе

 

 

Контрольная работа

Деловая этика

Тема: «Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности».

 

 

Выполнил студент группы ЗУБ11-07У  Чесноков Д.В.

Проверила  преподаватель    Цветочкина И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Общение как социально-психологический механизм

взаимодействия людей…………………………………………………………....4

Понятие, виды, формы делового общения………………………........................6

Кодекс деловой этики…………………………………………………………...10

Понятие управленческого делового общения и принципы мотивации исполнителей ……………………………………………………………………11

Значение, функции и эффективность управленческого делового общения..15

Заключение………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными общечеловеческими ценностями, общественным опытом. В процессе общения, взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значение в жизни индивидуума.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

Общение является важнейшей частью профессиональной деятельности человека. Его можно определить как процесс взаимодействия людей, в котором происходит обмен информацией и опытом.

Вступая в общение, человек признаёт ценность партнёра, будь он даже оппонентом, как бы призывая его участвовать в совместном поиске истины, которая может быть выявлена лишь в сопоставлении различных взглядов и ценностей. Именно такое столкновение философы определяют как подлинный диалог. Результатом его должно стать взаимное обогащение собеседников.

 

 

 

 

 

3

Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей 

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для  человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение  общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

В процессе общения:

передаётся  и усваивается социальный опыт;

происходит  изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов;

формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;

происходит  социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости  индивидов друг для друга.

В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается  необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

4

Так как общение представляет собой  довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи  и лингвисты.

Философы  изучают место общения в жизни  человека и общества, роль общения в развитии человека.

Социологи исследует формы общения внутри различных социальных групп и  между группами, различия в типах  общения, вызванные социальными  причинами.

Психологи рассматривают как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.

Культурологи  устанавливают взаимосвязи между  типами культур и формами общения.

Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Понятие, виды, формы делового общения

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

Деловое общение является одним из самых важных для руководителя. Его целью является организация связей, посредством которых сотрудники будут взаимодействовать внутри организации, а также оно направлено на деятельность вне фирмы. Эта деятельность может носить научно-производственный характер, преследовать коммерческие цели и т.д. Деловое общение включает в себя передачу и прием важной информации, восприятие ее всеми сторонами. Главная особенность делового общения заключается в значимости партнера в общении. Здесь это личность, деловой субъект. Очень важным является взаимопонимание людей, поскольку оно обеспечивает эффективный результат взаимодействия, что и определяет эффективность сотрудничества.

Еще прагматичный Дж. Рокфеллер, прекрасно понимая значение общения для деловой деятельности, отмечал, что «умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире!».

Таким образом, деловое общение является одним из важнейших аспектов и вопросов в деятельности любого руководителя.

Деловое общение - это процесс речевой взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели (рис.1) 
 
 
Рис. 1  
Модель делового общения.

6

Деловое общение можно условно разделить:

на прямое общение (непосредственный речевой контакт)

и косвенное общение (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей, чем косвенное, результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения. В нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Специфической особенностью делового общения является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям. Известны «писанные и неписанные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и формы обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция – формирование правил, способствующих пониманию людей.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией, для того, чтобы строить совместную деятельность и сотрудничество.

Взаимодействие состоит из этапов: 
1)    установка контакта знакомства, предполагает восприятие другого человека; 
2)    представление себя другому; 
3)    ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего; 
4)    обсуждение интересующей проблемы; 
5)    решение проблемы; 
6)    завершение контакта (выход из него)

 

 

 

7

Деловое общение реализуется в различных формах:

- Деловой разговор - контакт людей в устной форме, касающийся деловой деятельности и ее различных аспектов: производственного, творческого и иных направлений. Он не обязательно должен осуществляться посредством личного общения, могут применяться и технические средства, например телефон, Интернет, видеотехника и др. Деловой разговор обязательно имеет предмет, касающийся определенной ситуации в производственной, управленческой или другой сфере. Как правило, одна из сторон общения запрашивает у другой информацию, интересующую ее по тому или иному вопросу. В свою очередь другая сторона предоставляет ее по мере возможностей. Деловой разговор должен иметь конечную цель. По его итогам производится принятие решений или достигаются соглашения, договоренности. Также предпринимаются заранее обговоренные, согласованные действия. 
- Деловая беседа существенно отличается от делового разговора. Она предполагает рассмотрение в течение более длительного периода времени каких-либо проблем, которые определены заранее. Кроме того, деловая беседа возможна только при непосредственном контакте ее участников. Две основные формы деловой беседы: диалог и многостороннее деловое общение. Но они характерны для демократичных руководителей, которые прислушиваются к мнениям и суждениям своих подчиненных. Авторитарный лидер использует в основном форму монолога, так как не считает необходимым выслушивать мнения работников. Такие выступления чаще всего превращаются в отчет или подведение итогов. При этом не предполагается участие в такой «беседе» остальных сотрудников. Деловая беседа не может обходиться без анализа существующей проблемы или ситуации, в которую попала организация. В ее процессе выясняются мнения сотрудников на этот счет, их взгляд на всю ситуацию. Также происходит выяснение настроений среди партнеров организации или потребителей продукции. После получения всей этой информации руководитель вырабатывает решение, приемлемое в данной ситуации, учитывая интересы и мнения всех сторон, участвующих в деловой беседе. Организация деловой беседы должна быть проведена на достаточно высоком уровне. Это требует определенной подготовки: выбора места и времени ее проведения, состава ее участников, ограничения по времени, список вопросов, а также стремление достичь желаемого результата, который и является целью. Без этого деловая беседа станет просто разговором нескольких лиц на деловые темы.

 

 

8

- Деловые переговоры - это особая форма совещания. Существует ряд их отличительных признаков: 
1. В деловых переговорах принимает участие не менее двух сторон, каждая из которых преследует свои интересы. 
2. Согласование по результатам переговоров интересов является главной их целью. 
3. После проведения переговоров результат обязательно фиксируется в каком-либо юридическом документе.

В переговорах принимает участие группа, представляющая интересы организации. Возглавляет ее, как правило, руководитель. Здесь очень важны его навыки в общении с людьми, умение вести себя гибко в зависимости от ситуации, От него на деловых переговорах будет зависеть результат, который непременно скажется на всей организации. 
- Деловое совещание - способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов. Носит официальный характер. Оно может принимать различные формы: личная встреча, селекторное совещание, электронная конференция и т.д. Главная цель делового совещания - выработка и подготовка к выполнению решений в сфере управления. К ним относятся решения по поводу разработки планов, организационные вопросы, проблемы изменения структуры фирмы, разработка системы мер стимулирования, способы устранения недоработок и недостатков в ходе выполнения задач, контроль, учет и т.д. Совещание тоже требует немалых усилий по его подготовке. Так же, как и в ходе приготовления к деловой беседе, определяются состав участников, вопросы, время проведения и т.д. Управлять ходом совещания должен руководитель. Сперва заслушивается и принимается к сведению вся имеющаяся у сторон информация, а затем на ее основе принимается решение. Утверждать принятое по результатам совещания решение может только руководитель и никто более. 
- Публичные выступления - передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и использованием ораторских приемов.

По содержанию деловое общение может быть: 
- материальное – обмен предметами и продуктами деятельности; 
- конъюнктивное – обмен знаниями;

- мотивационное  – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; 
- деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями и навыками.

Конечные цели делового общения: взаимопонимание, деньги, дело, деятельность, результат, продуктивное сотрудничество.

9

Информация о работе Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности