Контрольная работа по "Этикету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Изучение вопросов начну, прежде всего, с рассуждения о том, что любая наука в процессе своего развития накапливает массу фактических знаний. Чтобы легче было ими пользоваться, возникает необходимость в их систематизации и уплотнении их смыслового содержания. Эту задачу в значительной степени и выполняют этические категории. Термин «категория» происходит от греческого слова kategqrein, что в переводе на русский язык означает суждение, определение, высказывание.

Содержание

Ведение 3
1. Базисные понятия морального сознания: 5
1.1 Добро и зло 5
1.2 Долг, совесть, ответственность 9
2. Застольный этикет: 14
2.1 Ланч 15
2.2 Коктейль. 17
2.3 Фуршет 19
3. Застольный этикет: 21
3.1 Банкет-чай. 21
3.2 Шведский стол 23
4. Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по этике.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

 

ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра «Экономика и бухгалтерский учет»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

регистрационный номер_________________

 

на тему: ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

вариант №___________

 

по дисциплине___________________________________________________________________

 

студента (ки) ____________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

____________курса_________________________________________________формы обучения

 

 

по специальности _____________________________________________________________

(шифр, название)

 

номер зачетной книжки___________

 

 

 

Рецензент: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________

(Ф.И.О., ученая степень,  ученое звание, место работы, должность)

 

 

_______________________________  «____»___________20___г.

(подпись)

 

Контрольная работа

 

(зачтена / не зачтена)

 

_______________________

(подпись)

 

Омск – 2013

 

Оглавление

 

 

Ведение

 

Изучение вопросов начну, прежде всего, с рассуждения о  том, что любая наука в процессе своего развития накапливает массу  фактических знаний. Чтобы легче  было ими пользоваться, возникает необходимость в их систематизации и уплотнении их смыслового содержания. Эту задачу в значительной степени и выполняют этические категории. Термин «категория» происходит от греческого слова kategqrein, что в переводе на русский язык означает суждение, определение, высказывание. Но не всякое высказывание принято называть категорией. Как мы знаем категориями науки являются наиболее общие понятия, которые служат для выражения связей и отношений в вещах. Это понятия для обозначения основных форм бытия объектов, понятия, от которых происходят все остальные. Основатель учения о категориях Аристотель считал, что имеется всего 10 категорий (сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание, положение).

Категории этики отличаются от категорий других наук рядом особенностей, которые связаны с самим предметом этики. Во-первых, категории этики отражают многогранные связи людей, которые возникают в данном обществе в системе общественных отношений. Во-вторых, именно с помощью категорий этики дается положительная или отрицательная оценка поведения людей. В-третьих, категории этики имеют значение нормы, побуждая каждого к определенным действиям, которые одобряются общественным мнением. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение: категории этики - это наиболее общие понятия морали, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, одобряя или порицая свое собственное поведение и поведение других. Категории этики - основные понятия, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали, которые составляют теоретический аппарат этической науки. Следует иметь в виду, что о категориях этики можно вести речь только на уровне научного сознания. Эмпирическое сознание фиксируется в представлениях, понятиях, нормах, принципах, чувствах, оценках, которые возникают и существуют в сердцах людей и составляют важную сторону их внутренней душевной жизни, проявляясь внешне как нравственная культура личности.

Из всех категорий  этика традиционно выделяет такие  общие моральные понятия, как благо, добро, зло, долг, счастье, совесть, честь, достоинство, смысл жизни, справедливость, ответственность - понятия, которые образуют логическую основу нравственных знаний и нравственной жизни человека и общества. Без знания этих и других категорий трудно разобраться в содержании и сущности нравственных чувств, эмоций, поведения, поступков.

 

1. Базисные понятия морального сознания:

1.1 Добро и зло

 

Добро и зло являются самыми важными, первыми категориями  этики, поскольку добро и зло  служат для различения морального и аморального, нравственного и безнравственного, ответственного и безответственного в поведении человека.

Добро и зло - центральные  понятия морального сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Эти понятия выработаны моральным сознанием очень давно и уже первые этические системы используют их в своих построениях. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал. Кроме того, добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает в качестве мотива поступка. В то же время добро - качества человека (добродетель). Такое многозначное определение добра вытекает из самой природы нравственности, которая пронизывает собой все стороны жизнедеятельности людей.

Зло противоположно добру. Категория зла является обобщенным выражением представлений обо всем безнравственном, что заслуживает  осуждения и должно быть преодолено. Например, в отношениях между людьми, зло - это когда к человеку относятся не как личности как таковой, а с целью извлечь выгоду, использовать в своих корыстных целях.

Зло - родовое понятие  по отношению ко всем нравственно  негативным явлениям - обману, подлости, жестокости, и т.п. Зло проявляется как в малом, так и в большом. Зло укоренилось в привычках, в нравах, в повседневной психологии. Когда, совершив неблаговидный поступок, мы пытаемся свалить вину на другого, то тем самым мы поступаем неблагородно, мы теряем свое достоинство. Когда ради какой-то выгоды, мы поступаемся своими нравственными принципами - во всех этих случаях мы совершаем поступки, которые могут квалифицироваться как злые - как моральное зло.

Действовать в морали, - значит выбирать между добром и злом. Свободный сознательный выбор человек может сделать лишь тогда, когда он знает, что такое добро и зло, когда он относится положительно к добру и отрицательно к злу, и когда он, стремясь поступать по линии добра имеет для этого объективные условия и возможности. В то же время нельзя утверждать, что добро это нечто абсолютное, ибо добро и зло взаимосвязаны между собой.

Я приведу пример. Часто  в прошлом, когда хотели достать  воду из колодца, пользовались большим  колесом, которое приводилось во вращение с помощью быков, лошадей или даже людей. Тот, кто наблюдал за ними, видел, как одни из них как бы приближаются к колесу, а другие в то же время как бы удаляются от него, и можно было прийти к выводу, что они движутся в двух противоположных направлениях. Но если бы человек мог наблюдать этот процесс с высоты, то он бы ясно увидел, что и те, и другие идут в одном и том же направлении и выполняют одну и ту же работу.

Этот пример показывает, что добро и зло, которые выглядят как противоположные проявления, в действительности являются двумя силами, впряженными в одну работу, но поскольку на них не смотрят с высоты, то есть с духовной, точки зрения, то говорят, что это две силы, которые выступают друг против друга. Все те, кто смотрит на факты, события снизу, то есть на том уровне, где они происходят, ошибаются. Если бы они попытались подняться, чтобы наблюдать за ними с точки зрения мудрости, с точки зрения духа, то они имели бы правильное видение. Они увидели бы круг, колесо... и они бы поняли, что добро и зло - это две силы, запряженные вместе, чтобы вращать колесо жизни.

Добро и зло впряжены в одно колесо; если бы существовало только добро, то оно бы не смогло заставить  его вращаться. Добро не способно сделать всю работу, если зло ему не поможет. Зло - это противоположная сила.

Если мы хотим уничтожить зло, то добро тоже будет уничтожено. Конечно же, это не значит, что  мы должны питать и усиливать зло, нет, оно достаточно сильно и без  нашей помощи, но не надо также пытаться избавиться от него - впрочем, это и не удается.

Моральная жизнь человека, как правило, противоречива, раздираема противоречивыми стремлениями. С  одной стороны человек нацелен  на удовлетворение своих желаний, себялюбивых  склонностей, частных интересов, с  другой стороны, ему присуще сознание долга, ответственности перед другими людьми.

Человек взаимодействует  с другими людьми и с природой, поэтому положительную или отрицательную  значимость имеют для него не только действия людей, но и природные явления, вещи (в т. ч. элементы второй природы, созданной трудом человека). Бывает так, что одни и те же природные явления в одних случаях - благо для людей, а в других случаях - зло. Например, дождь: в пору восхождения семян благо, а во время уборки урожая - зло.

Насколько абсолютно/относительно различие между благом и злом? Может ли благо быть злом, а зло благом? Одно и то же явление-действие может быть в одном отношении благом, а в другом - злом. Однако, если мы оценили что-то как благо, то в качестве блага это что-то не может быть злом, и наоборот, если мы оценили что-то как зло, то в качестве такового это что-то не может быть благом. В этом смысле различие между благом и злом абсолютно. Благом является всё, что «служит сохранению и развитию жизни» Злом - всё, что разрушает жизнь и препятствует ее развитию.

Н.А. Бердяев размышляет: «Основное положение этики, понявшей парадокс добра и зла, может быть так формулировано: поступай так, как  будто бы ты слышишь Божий зов  и призван в свободном и  творческом акте соучаствовать в  Божьем деле, раскрывай в себе чистую и оригинальную совесть, дисциплинируй свою личность, борись со злом в себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять злых и зло в ад и создавать адское царство, а для того, чтобы реально победить зло и способствовать просветлению и творческому преображению злых».

 

1.2 Долг, совесть, ответственность

 

Долг - категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Понятие долга, прежде всего, раскрывает отношения личности и общества. Личность выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и реализует в своей деятельности. Категория долга очень тесно связана с такими понятиями как ответственность, самосознание. В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг офицера и, наконец, долг Человека. Что под этим обычно подразумевается?

Истолкование природы и происхождения  долга составляло одну из самых трудных проблем в истории этики. Основание и источник долга усматривали то в божественных заповедях, то в априорном моральном законе (Кант), то в самой человеческой природе, в «естественном» стремлении человека к наслаждению. По разному пытались сказать, кто, в конечном счете, правомочен определить содержание долга: общество - социально апробативные теории, Бог - религиозные теории, совесть - Фихте, моральное чувство - теории нравственного чувства. Следовательно, основанием долга объявлялся авторитет того или иного рода, но тем самым лишался смысла вопрос о содержании морального долга. Долг предполагает в людях ответственность, способность переступить через личное «хочу» ради высокого ответственного «должен».

Апологетом долга был Кант, который  становился патетичным, говоря о долге: «Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать уважение к себе (хотя и не всегда исполнение); перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне противодействовали, - где же твой, достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения, гордо отвергающего всякое родство со склонностями, и откуда возникают необходимые условия того достоинства, которое только люди могут дать тебе? Это может быть только то, что возвышает человека над самим собой (как частью чувственно воспринимаемого мира), что связывает его с порядком вещей, который может мыслить только рассудок и которому вместе с тем подчинен весь чувственно воспринимаемый мир, а с ним - эмпирически определяемое существование человека во времени и совокупности всех целей… Это не что иное, как личность».

Ф. Ницше восстал против ригоризма  Канта, у которого «закон» властвовал и над явлениями внешнего мира, и над человеческой душой. Согласно автору «Генеалогии морали» понятие долга исторически возникло из отношений кредитора и должника. В случае неуплаты долга кредитор получает власть над должником, которая оказывается больше власти простого требования уплаты долга. Моральное превосходство служит своеобразной компенсацией, которую получает кредитор в том случае, если долг ему не возвращается. Прощая долг, проявляя милосердие, кредитор наслаждается унижением должника.

Совесть - особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг.

Главная функция совести - самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек - это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Совестливый никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но

настойчивый голос совести - мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе.

Совесть - феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения. О ней говорят «муки совести», «угрызения совести».

В древнегреческой мифологии муки совести изображались в виде Эриний - страшных чудовищ, которые неотступно преследуют и терзают человека.

Будучи по своей природе эмоциональной, совесть выступает в каком-то смысле как сверхразумная. Что это  значит? Конечно, совесть включается только тогда, когда человек знает  моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от ценностей, нужно их знать и принимать душою. В этом смысле совесть связана с разумом. Однако разум - большой хитрец в отношении того, как найти оправдания для нашего неморального поведения. Когда человек отступает от повелений морали, он обычно говорит себе: «я не мог», «я не успевал», «мои старания все равно не дали бы результата», т. е. ищет рациональные, практические аргументы, обосновывающие собственное несовершенство. Вот здесь и вступает в силу сверхразумная природа совести. Совесть игнорирует рациональные аргументы, многословные рассуждения и витиеватые доказательства. Она приходит к человеку чувством, которое без слов говорит: «Ты лжешь себе, ты мог повести себя по-другому». Совесть упрекает, молча, но неотступно. Она заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов предпринимать реальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.

Информация о работе Контрольная работа по "Этикету"