Контрольная работа по "Деловое общение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:52, контрольная работа

Краткое описание

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер.

Содержание

1. Понятие, виды и функции общения.................................................................. 3
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия.......................... 7
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а. Стереотип
Б. Предубеждение
1) Односторонний, искажённый, как правило, предубеждённый взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов
2) Личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут учавствовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не учавствовать……………………………………………………………….…… 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

деловое общение.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского  психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал  фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых. Затем он показал  эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.

Значит, привлекательность  нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное 
как степень приближения к тому типу внешности, который 
максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства, и, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо кнам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большего сходства его взглядов с собственными от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.

Задачей первого впечатления  является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и не известных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.

Впостоянном общении  становится важным более глубокое и  объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения  к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

1. Наиболее простой  способ понимания другого человека  обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях - методика Д. Карнеги (1888-1955), изложенная им в книге « Как оказывать влияние на людей», основана на механизме идентификации.

2. Очень близка к  идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Один из оновновокоположников гуманистической психологии К Роджерс определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть, правильно ли мое понимание». Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.

3. С точки зрения  характеристики общей» как идентификация, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: какбудет тот, другой, т. е. партнер по общению, принимать меня.

Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексации. В социальной психологии под рефлексацией понимаетсяосознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Это уже не просто знаниедругого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Общение как рефлексивный процесс был описан ещё в конце XIX в. Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два ,а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение, Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри

Джон, каков он есть сам  по себе

Джон, каким он сам  себя видит

Джон, каким его видит  Генри

Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуации:

Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.

Соответственно у Генри  те же четыре позиции. 
Общая модель рефлексии представлена в учебнике по социальной психологии Г. Андреевой.

Есть два субъекта общения: А и Б. Между ними устанавливаются коммуникации:

А >Б Б >А

Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе: А—А1, а Б—Б2, а также представление о другом: у А—Б2, у Б—A2.

Взаимодействие в процессе общения осуществляется следующим образом: А (в качестве А1) обращается к Б2 реагирует (в качестве Б1) на A2.. Насколько это близко к реальным А и Б, еще надо исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеют не совпадающие с реальностью А1, Б1, A2, Б2, и при этом между А и А2, Б и Б2 нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линии — А—А1—А2 и Б—Б1—Б2. Если выступающий (А) имеет неверное представление о себе (А1), о слушателях (Б2), и главное, о том, как его воспринимают слушатели (А2), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.

Приближение всего этого  комплекса представлений друг другу  — сложный процесс, требующий  специальных усилий. 

 

 

 

 

3. Соотнесите  предлагаемые социально-психологические  понятия и их определения:

а. Стереотип

Б. Предубеждение

1) ОДНОСТОРОННИЙ, искажённый, как правило, предубеждённый взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.

2) ЛИЧНАЯ АНТИПАТИЯ ИЛИ АКТИВНАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ; ПРИ ЭТОМ ИНДИВИДЫ МОГУТ УЧАВСТВОВАТЬ В ДИСКРИМИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВАНИИ СВОИХ ВЗГЛЯДОВ, А МОГУТ И НЕ УЧАВСТВОВАТЬ.

1) – А

2) – Б 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Андреева Г. М. «Социальная психология» М: Аспект Пресс, 2006г. – 363с.

2. Битянова М. Р. «Социальная психология» М. «Межд. Пед. Академия», 1994г. – 106с.

3. Гамезо М. В., Домашенко И. А. «Атлас по психологии» информационно методическое пособие по курсу «Психология человека» М. Пед. Общество России, 2006г. – 276с.

4. Леонтьев А. А. «Психология общения» М: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005г. – 368с.

5. Психология.   Словарь/Под   общ.    Ред.    А.В.Петровского,

М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

 




Информация о работе Контрольная работа по "Деловое общение"