Контрольная работа по "деловому общению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

Деловое общение - необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И, общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.

Содержание

Введение 3
1 Основные понятия этики 4
2 Общие этические принципы делового общения 7
Тест 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

КР по деловому общению.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Деловое общение»

Вариант 19

 

 

 

 

 

 

                                     Выполнила: студентка III курса,

                                          финансово-кредитного факультета,

                                           специальности бакалавр экономики

                               Личное дело: №10ФЛБ00969

                             Стрекалова Елена Юрьевна

                                                             Проверил: Бойко Владимир Николаевич

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Деловое общение - необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И, общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. В этом заключается актуальность выбранной темы.

 

1 Основные понятия этики

 

Этика (греч. ethika, от ethos – обычай) – это наука о морали. В особую дисциплину ее выделил еще Аристотель. Он же ввел этот термин в название своих работ: «Никомахова этика», «Большая этика», «Евдемова этика». Целью этики Аристотель считал формирование добродетельного государства. Главное в этике, согласно Аристотелю, это поступки. Ее изучают для того, чтобы поступать добродетельно, поэтому этику часто называют «практической философией».

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; одна из форм общественного сознания.

Мораль всегда предполагает определение нравственного идеала, образца для подражания. В современной деловой практике такие черты, как трудолюбие, бескорыстная доброжелательность, пунктуальность, точность, справедливые решения и т. п., квалифицируются как моральные качества. И, наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовка фактов, уклонение от ответственности и пр. оцениваются как аморальные.

Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Общение выступает как  способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализации. По мнению, Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека». Поэтому «тот, кто неспособен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».

Важнейшие категории  этики: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть», «честь» и некоторые другие. Вся традиция этики замыкается на выяснении того, что является должным для человека, т. е. соответствует неким глубинным законам человеческого бытия. Стремясь разграничить добро и зло, определить, что такое добродетель, люди выработали нормы морального поведения – сложную систему правил, позволяющих людям сосуществовать.

Нормы морали получают свое идейное выражение в общих  представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является « противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного».

В противоречии между  должным и сущим заключена  и противоречивая сущность мотивации общения. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.

Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и  практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.

Этика делового общения  занимается выявлением норм и правил общения, принятых в тех или иных ситуациях и условиях общения, а также прогнозированием и определением линии поведения и изучением факторов, влияющих на поведение в деловой сфере.

Нравственная сторона  делового общения играет большую  роль. В практике деловой жизни  люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не забывать в деловых отношениях золотое правило морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении есть ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать неудач в процессе общения:

  1. в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе;
  2. нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих;
  3. когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив – начни с себя.

Специфика делового общения  обусловлена тем, что оно возникает  на основе и по поводу определенного  вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей.

Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.

Таким образом, этика  делового общения определяется как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношение людей в процессе их производственной деятельности.

Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит ее основные характеристики.

 

2 Общие этические принципы  делового общения

 

Этику делового общения следует  учитывать в различных ее проявлениях:

  1. в отношениях между предприятием и социальной средой;
  2. между предприятиями;
  3. внутри одного предприятия - между руководителем и подчиненным, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса.

Между сторонами того или иного вида делового общения  существует своя специфика. Задача и  состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей.

В деловой сфере в рамках одного предприятия выделяют три вида отношений: руководитель – подчиненный; подчиненный – руководитель; коллеги одного статуса.

Этим трем видам общения присущи  этические нормы общения соответственно: этика делового общения «сверху-вниз»; этика делового общения «снизу-вверх»; этика делового общения «по горизонтали».

Несмотря на то, что люди и отношения  очень разные в деловом мире все  принципы общения сводятся к одному: «Не делай другим того, что не хочешь получить сам».

Этика делового общения  «снизу-вверх». Отношения между руководителем и подчиненными оказывают большое влияние на деятельность фирмы и на конечный результат. Отношения должны быть нормированы. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. На этом уровне формируются в первую очередь эталоны и образцы поведения. Прежде всего руководитель не должен ставить себя выше своих подчиненных, если того не требует ситуация. Но так же необходимо вести себя так, чтобы своими поступками добиться авторитета у своих подчиненных. Руководитель должен ценить и уважать своих подчиненных, вознаграждать за проделанную работу и не давать безответственным работникам водить себя за нос. В общении никогда не стоит переходить из делового мира в личную жизнь человека, давать ему какие-либо советы.

Этика делового общения «снизу-вверх». Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти общий язык и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем. В первую очередь не нужно ставить себя выше начальника, навязывать ему свою точку зрения. Для руководителя важно, чтобы его коллектив был дружным, доброжелательным и сплоченным, поэтому важно постараться создать такую атмосферу внутри организации. Необходимо информировать начальство о всех важных событиях фирмы и проявлять активность в разрешении сложных ситуаций.

Этика делового общения «по горизонтали». Высказывание о том, что каждый хочет занять свое место под Солнцем, особенно ярко проявляется в современном мире. Люди одного статуса работая, с одной стороны, в одной команде ради одних и тех же целей, с другой стороны, стремятся получить свои выгоды и становятся соперниками. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу. Чтобы достичь максимального комфорта в общении с коллегами, нужно придерживаться следующих принципов. Как и в предыдущих случаях не нужно возвышать себя над собеседником. В работе необходимо как можно четче разграничить круг своих обязанностей от остальных. Если просят человека из Вашего отдела перевести в другой, хорошо было бы выбрать добросовестного и ответственного человека, потому как по этому человеку будут судить о работниках отдела. Никогда не следует связывать деловые отношения с личными отношениями. На мой взгляд, это самая большая ошибка между сотрудниками. Но, тем не менее, не надо быть роботом. К своим коллегам относиться доброжелательно, использовать все средства, чтобы показать свое хорошее отношение к человеку.

Противоречие между  этикой и бизнесом, должным и сущим  весьма остро проявляется и сегодня  в деловом общении, причем на самых  разных его уровнях: как между  организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две позиции.

Каждый руководитель выстраивает отношения с коллегами  и партнерами и принимает решения для получения максимальной пользы. Т.е. каждый день сотрудники используют деловой прагматизм. Прагматизм - термин, употребляемый в исторической науке с довольно различными значениями. Прагматизм (от др.-греч. πράγμα — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.

Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении  и вообще в бизнесе этика не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.

Прагматик - это человек, который выстраивает свою систему поступков, дел и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов. И можно сказать, что деловой прагматизм - это система поступков, действий, норм поведения, которые человек выстраивает для достижения своих профессиональных целей и получения пользы. Деловой прагматизм затмевается той пользой, ради которого он существует, и участники данного процесса зачастую забывают о деловом этикете.

Информация о работе Контрольная работа по "деловому общению"