Контрольная по "Деловому общению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение психологии общения.
Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:
Раскрытие понятия, видов и функций общения, делового общения, восприятия в процессе общения.
Изучение понятий стереотип и предубеждение, с приведенными примерами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие, виды и функции общения. 5
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия. 11
их определения: 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

К.р. по ДО (Калмыкова).docx

— 54.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Понятие,  виды и функции  общения. 5

2. Роль восприятия  в процессе общения. Ошибки  восприятия. 11

их  определения: 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и  осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет  потребности, трудится) не иначе как  через взаимодействие, общение с  другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое. 

Психология  общения встречается в любой  сфере деятельности, где работает больше двух людей.

В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями. В общении происходит обмен информацией  и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке. В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также в качестве названия теоретического курса, посвященного их изучению, используется составной термин "этика делового общения". 

Целью данной работы является изучение психологии общения.

Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:

Раскрытие понятия, видов  и функций общения, делового общения, восприятия в процессе общения.

Изучение  понятий стереотип и предубеждение, с приведенными примерами.  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие,  виды и функции  общения.

Потребность в общении, как  считают психологи, относится к  числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с наименьшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные потребности». Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более  людей, состоящее в обмене между  ними информацией познавательного  или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера [1, c. 113].

Виды общения.

В зависимости от используемой техники общения и его целей  можно выделить следующие виды.

«Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует  стремление понять и учесть особенности  личности собеседника. Этот процесс  общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

Формально-ролевое общение  — регламентированы и содержание, и средства общения социальными  ролями партнеров по общению: врач и  пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и  пассажиры автобуса и т.д.

Светское общение —  определяется формальной вежливостью. Его особенность состоит в  том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

Манипулятивное общение — направлено на получение односторонней выгоды от собеседника с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Духовное межличностное  общение — общение между людьми, при котором раскрываются глубинные  структуры личности. Характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника[1, c.114].

Деловое общение — направлено на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания  отношений и достижения общего результата.

Все многообразие видов общения  можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно ролевым. Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое. 

В целом деловое общение отличается от обыденного тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. Деловое общение может проявляться  в различных формах:

  • деловые беседы (встречи, переговоры, совещания, «круглые столы», дискуссии, дебаты, прения);
  • деловые встречи (групповые и с глазу на глаз);
  • публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия, самопрезентации и т.п.);
  • собрания;
  • пресс-конференции (брифинги);
  • деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты;
  • собеседования (например, при приеме на работу);
  • общение через средства массовой коммуникации (по телефону, через Интернет, по обычной и электронной почте) и др.

 

          Деловое общение  принято разделять на официальное и неофициальное. Особенностями официального общения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченность тематики рамками служебных задач. Обычно это стандартизированное, втиснутое в правовые рамки общение, которое со временем может привести к формализму и потере интереса к теме. Чтобы этого не произошло, следует прибегать к неформальному общению, которое чаще всего происходит в неформальной обстановке. Это позволяет разнообразить тематику, вызывать интерес и к теме общения, и к собеседнику, способствует расширению общего и профессионального кругозора. Умение общаться в неофициальной обстановке - важный компонент профессиональной культуры любого специалиста. Кроме двух основных видов делового общения, можно выделить и другие: контактное (здесь, сейчас) и дистантное (там, потом); непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через средства массовой коммуникации); устное и письменное; диалогическое и монологическое; межличностное и массовое и т. д.[2,142].

Предметом делового общения является дело:     

Содержание  делового общения – социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации. 

Целью делового общения является организация и оптимизация определенного  вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения [3, c 324]. 

Особенности делового общения:

1. Партнер в деловом  общении всегда выступает как  личность, значимая для субъекта;

2. Общающихся людей отличает  хорошее взаимопонимание в вопросах  дела;

3. Основная задача делового  общения – продуктивное сотрудничество[1, c. 117].

Общение как взаимодействие предполагает, что  люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить  совместную деятельность, сoтрудничать.  
 Общение – сложный многогранный процесс, включающий:

  • формирование определенных образцов и моделей поведения;
  • взаимодействие людей;
  • взаимное влияние людей друг на друга;
  • обмен информацией;
  • формирование отношений между людьми;
  • взаимное переживание и понимание людьми друг друга;
  • формирование образа внутреннего «Я» человека.

Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором  его жизнедеятельности и духовных устремлений [1, c. 115].

 

Роли и задачи, которые  общение выполняет в процессе социального бытия человека, представляют собой функции общения. Функции эти многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

Одно из общепринятых оснований  классификации — выделение в  общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

(1) перцептивной — процесса  восприятия и понимания людьми  друг друга в процессе общения;

(2) информационной — процесса  обмена информацией;

(3) интерактивной — процесса взаимодействия людей в общении.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой  лежит восприятие и понимание  другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной  сферы человека, поскольку общение  является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная  функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику: (1) осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства); (2) обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения [1, c. 118].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль восприятия в  процессе общения. Ошибки восприятия.

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие — нечто  значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире [5].   

В процессе приема и переработки человеком  различной информации, поступающей  в мозг через органы чувств, происходит слияние, или синтез, ощущений в единый перцептивный образ. Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы прошлый опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и психические процессы более высокого уровня (память, мышление). Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

Перцептивные действия - основные, структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение  объекта восприятия и соотнесение  его с образами памяти. Перцептивный - относящийся к восприятию. Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции. Образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориентировку и регулирование поведения в соответствии с объективными условиями среды и субъективными потребностями воспринимающего субъекта деятельности и поведения.

Общение определяется тем представлением о  партнере, которое складывается в  восприятии. Восприятие - это процесс  отбора, организации и интерпретации  чувственных данных.

Информация о работе Контрольная по "Деловому общению"