Искусство делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой же я ставлю цель не только научиться теоретическим знаниям в области этики делового общения, но и попробовать практически применить способы и методы воздействия на людей в процессе делового общения.
Таким образом, целью моей курсовой работы будет являться сопоставление теории делового общения с практикой. В практической части своей работы я попытаюсь сформулировать правила, принципы, которые могут способствовать руководителю в достижении его целей и целей организации. Таким образом, я попытаюсь теоретические знания в области делового общение применить на практике.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….....3
Основная часть:
1. Теоретический аспект изучения делового общения ………6
1.1 Общение как основная форма человеческого бытия. Понятие делового общения. Значение делового общения ……………………………………………....6
1.2 Формы делового общения. Методы воздействия на людей в процессе
общения ………………………………………………………………………………..8
1.3 Организация общения. Этапы делового общения ……………………………..10
1.4 Организация проведения деловых совещаний и переговоров ………………..12
1.4.1 Деловое совещание …………………………………………………………...12
1.4.2 Деловые переговоры ………………………………………………………….13
1.5 Понятие деловой этики. Деловой этикет ……………………………………….15
1.6 Советы Дейла Карнеги …………………………………………………………..17
2. Практический аспект изучения делового общения ………………………
ЗАО «Крестьянский рынок» ………………………………………………....21
2.1 Местоположение, правовой статус организации и
виды деятельности …………………………………………………………..21
2.2 Организационно-правовая структура ЗАО «Крестьянский
рынок». Размеры и специализация хозяйства …………………………..….21
2.3 Основные экономические показатели финансового
состояния платежеспособности ЗАО «Крестьянский рынок» …………....25
3. Практический аспект конфликтных взаимодействий на
примере организации ЗАО «Крестьянский рынок» ……………………….33
Заключение ……….…………………………………………………………..38 Список литературы ………………………………………….………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик 2007.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Для достижения максимального  эффекта от делового совещания необходимо учитывать то, что его продолжительность  не должна быть больше 40-60 мин., так как  оптимальная продолжительность  умственной деятельности большинства людей составляет всего 40-45 мин.

Таким образом, совещание  при соответствующем уровне подготовки и проведения является эффективным  методом управленческой деятельности, так как в основе принимаемых  решений по различным проблемам  и вопросам лежат их коллективные обсуждения и рекомендации. [Кабушкин Н.И. Основы менеджмента, с. 311-323]

 

      1.4.2 Деловые переговоры

Переговоры – средство, взаимосвязь между людьми, предназначены для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие или противоположные интересы.

Основой ведения эффективных  деловых переговоров является принцип: «Ничего, абсолютно ничего не должно даваться бесплатно». Переговоры предназначены  в основном для того, чтобы с  помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы) получить отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устраивали всех участников.

Обобщенную схему проведения деловых переговоров можно представить  следующим образом:

 

1 этап

подготовка переговоров

2 этап

проведение переговоров

3 этап

решение проблемы (завершение переговоров)

4 этап

анализ итогов


 

1 этап. Успех переговоров всецело зависит от того, насколько хорошо руководитель подготовился к ним. Именно поэтому в процессе подготовки переговоров необходимо изучить следующие вопросы: 1) цель переговоров; 2) партнер по переговорам; 3) предмет переговоров; 4) ситуация и условия переговоров; 5) присутствующие на переговорах; 6) организация переговоров.

2 этап. При проведении переговоров обычно используются следующие методы:

а) вариационный метод  используется зачастую при сложных  переговорах (например, если уже заранее  можно предвидеть негативную реакцию  противной стороны);

б) метод интеграции предназначен для того, чтобы убедить партнера в необходимости оценивать проблематику переговоров с учетом общественных взаимосвязей и вытекающих отсюда потребностей развития кооперации. Данный метод используется в тех случаях, когда партнер игнорирует общественные взаимосвязи и подходит к осуществлению своих интересов с узковедомственных позиций. Однако применение этого метода не гарантирует достижение соглашения;

в) метод уравновешивания  основан на рассмотрении аргументов партнера как своих собственных. При использовании данного метода руководитель пытается поставить себя на место собеседника;

г) компромиссный метод используется, когда участники переговоров готовы пойти на компромиссы после неудавшейся попытки договориться между собой. При этом они частично отходят от своих требований, соглашаясь при этом частично с требованиями партнера.

3 этап. Завершение переговоров. В ходе переговоров должно выработаться общее решение. При этом переговоры ни в коем случае не должны испортить отношения, а даже, наоборот, улучшить их.

4 этап. Анализ итогов деловых переговоров. Переговоры можно считать завершенными, если тщательно и ответственно проанализированы их результаты, когда приняты необходимые мероприятия для их реализации, сделаны определенные выводы для подготовки следующих переговоров.

Таким образом, переговоры – это сотрудничество. Любое сотрудничество должно иметь общую базу, поэтому важно найти «общий знаменатель» для различных интересов партнеров. Любые переговоры должны быть диалогом, поэтому важно уметь задать правильно вопрос и выслушать партнера. Позитивные результаты переговоров следует рассматривать как их естественное завершение, поэтому в заключении необходимо остановиться на содержании договора, в котором нашли отражение все интересы партнеров.

Переговоры считаются  завершенными, если их результаты подверглись тщательному анализу, на основе которого сделаны соответствующие выводы. [Кабушкин Н.И. Основы менеджмента, с. 323-333]

 

 

 

 

1.5 Понятие деловой этики. Деловой этикет

 

Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) – одна из  древнейших  теоретических  дисциплин. Объектом ее изучения является мораль. Для  обозначения  учения о нравственности термин «этика» был введен еще Аристотелем. Аристотель глубокомысленно заметил, что этика «помогает познать, что следует делать и от чего  следует воздержаться». Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы и нормы.

Для нас этика – прежде всего отрасль знания, особая  наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения  их  соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных  норм,  определяя поведение людей либо как этическое, либо  как  неэтическое. Отсюда полезно различать этику как идеал  и  этику  как действие. Руководителя должно интересовать и то,  и другое, но в рамках профессиональной этики.

Существует так называемая «профессиональная этика», и  в частности – «деловая этика». Речь идет о нормах поведения руководителя, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Деловая этика – это адаптированные к практическим  нуждам руководителя сведения об основных этических понятиях,  о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

Деловая этика – это, прежде всего, этика ведения  переговоров с партнерами; этика ведения документации;  использование этических методов конкуренции. [Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Экономика и психология бизнеса, с. 77-83]

Существует деловой  этикет, который формируется под  влиянием традиций и определенных сложившихся исторических  условий конкретной страны. Деловой этикет (от фр. etiquette – порядок) – это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид руководителя, последовательность  и  манеру ведения переговоров и так далее. Деловой этикет – важнейшая сторона профессионального поведения делового человека, руководителя. Дейл Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 – от его умения общаться с людьми». [Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения, с. 251]

Основные морально-этические  правила профессионального поведения  можно сформулировать следующим  образом:

    Правило 1: в деловой сфере больше всего ценятся такие этические нормы отношений, как честность и надежность.

    Правило 2: в  последнее время одним из основных  требований к деловому партнеру  является обязательность.

    Правило 3: важной  этической проблемой делового  общения является поиск так называемой «золотой середины» между необходимостью конкуренции и пониманием значения сотрудничества.

    Правило 4: в  деловой сфере важно придерживаться  норм служебной субординации, основанной  на обязательном подчинении младших  старшим, правилах служебной дисциплины и разграничении профессиональных полномочий.

   Правило 5: наличие  корпоративной культуры.

Мне кажется, что при  сотрудничестве с деловыми партнерами просто необходимо знать основные моменты делового этикета. Ведь эти знания позволят  легче наладить контакт и укрепить взаимовыгодные отношения, а, следовательно, достичь наилучшего результата.

          Таким  образом, исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать постулаты профессиональной этики современного руководителя:

цивилизованный руководитель:

  1. убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества;
  2. исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;
  3. верит в  бизнес,  расценивает  его  как  привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
  4. признает необходимость конкуренции, но понимает и  необходимость сотрудничества;
  5. уважает себя как личность, а любую личность – как себя;
  6. уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;
  7. доверяет себе, но и другим,  уважает  профессионализм  и компетентность;
  8. ценит образование, науку и  технику,  культуру,  уважает экологию;
  9. стремится к нововведениям;
  10. не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;
  11. терпим к недостаткам других людей;
  12. согласовывает цели предприятия с личными целями  сотрудников;
  13. никого никогда не унижает;
  14. имеет бесконечное терпение.

Руководитель  должен  создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознавать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для «умения вести  себя в обществе», но и для обыкновенного житейского  бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями.  Нужно иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой  благородный образ, тот самый имидж руководителя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности. Для того чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

   - правила представления  и знакомства;

   - правила проведения деловых  контактов;

   - правила поведения на  переговорах;

   - требования к внешнему  облику, манерам, деловой одежде;

   - требования к речи;

   - культуру служебных документов.

Остается добавить: чем больше руководителей в России заинтересуются в продолжительном и захватывающем успехе, тем больше людей задумаются  о  проблемах  этики вообще и деловой этики в частности. А рост количества людей, «чтящих этический кодекс», поставит нашу страну на один уровень со странами, где давно существует цивилизованный рынок. [Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Экономика и психология бизнеса, с. 77-83]

 

1.6 Советы Дейла Карнеги

 

Известный американский психолог Дейл Карнеги в третьей части своей книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», которая называется «12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения», предлагает очень интересные суждения, выводы и правила, касающиеся этики делового общения, поэтому я обратила на них внимание. Вот что он пишет.

«Проявляйте уважение к мнению Вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав». Этот совет был проверен на собственном опыте: «Скажите о себе все оскорбительные слова, которые, как Вы знаете, у Вашего собеседника на уме или на языке, причем произносите их прежде, чем сделает это он, и Вы выбьете у него из-под ног почву. Можно поставить сто против одного, что он займет в таком случае великодушную, снисходительную позицию и сведет Ваши ошибки к минимуму. «Если Вы не правы, признайте это быстро и решительно».

«С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона». Дейл Карнеги считает, что если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжелательства по отношению к Вам, то никакая логика не сможет склонить его к Вашему мнению. «Ворчливым родителям, деспотичным хозяевам и мужьям, равно как и сварливым женам, следовало бы понять, что люди не хотят менять своих взглядов. Их нельзя заставить или побудить согласиться с Вами или со мной. Но, может быть, их удастся привести к этому, если действовать мягко и дружелюбно, очень мягко и очень дружелюбно».

 Очень интересен и «метод утвердительных ответов». Беседуя с каким-либо человеком, не начинайте разговора с обсуждения тех вопросов, по которым расходитесь с ним во мнениях. Сразу же подчеркните те аспекты, в отношении которых вы единодушны. Все время упирайте на то, что вы оба стремитесь к одной и той же цели, что разница между вами только в методах, а не в сути. Добейтесь того, чтобы Ваш собеседник с самого начала говорил «да, да». Старайтесь не давать ему возможности отвечать «нет». В психологическом отношении ход мыслей здесь совершенно ясен. Если человек уверенно говорит «нет», то он не просто произносит слово из трех букв, а делает нечто большее. Весь его организм настраивается на активное противодействие. Создается впечатление, что человек как бы физически отшатывается или вот-вот отшатнется от Вас. Короче говоря, вся его нервномышечная система настораживается, готовясь дать Вам отпор. Когда же, наоборот, он говорит «да», никакой реакции противодействия у него не происходит. Его организм открыто проявляет решимость пойти Вам навстречу, согласиться с Вами. Поэтому, чем большее количество «да» мы сумеем получить от собеседника с самого начала, тем более вероятно, что нам удастся склонить его к принятию нашего конечного предложения. Метод Сократа основывался на стремлении получить от собеседника утвердительный ответ. Он задавал такие вопросы, которые заставляли его оппонента соглашаться с ним, и все снова и снова добивался признания своей правоты, а тем самым и множества утвердительных ответов. Он продолжал задавать вопросы до тех пор, пока, наконец, его оппонент, почти не отдавая себе в этом отчета, приходил к тому самому выводу, который яростно оспаривал несколькими минутами раньше.

Информация о работе Искусство делового общения