Деловая этика и ее развитие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Уходит в прошлое жесткая дисциплина, послушание, иерархия, карьера, власть, централизация, результат любой ценой, на смену приходят такие ценности, как самоопределение, участие, коллектив, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, творчество, компетентность.
Актуальность обусловлена еще и тем, что важнейшей составляющей современной экономики России является предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе. Деятельность предпринимателей проходит в условиях рынка, но цивилизованный рынок невозможен без соблюдения определенных правил, основанных на таких моральных нормах, как деликатность, порядочность, обязательность, уважение к партнеру.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность деловой этики и ее основные принципы 4
Глава 2. Деловая этика и ее развитие в России 8
Глава 2.1 Этика деловых связей и деловых отношений в России 8
Глава 2.2 Деловая этика современного российского общества 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 22.docx

— 45.74 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Сущность деловой этики и ее основные принципы 4

Глава 2. Деловая  этика и ее развитие в России 8

Глава 2.1 Этика  деловых связей и деловых отношений  в России 8

Глава 2.2 Деловая  этика современного российского  общества 13

Заключение 18

Список использованной литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Жизнь делового человека непосредственно  связана с общением. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции формируются на основании  национального, конкретно-исторического  и социально-культурного компонента, практическом использовании психологических  техник управления людьми, системном  понимании сущности общения, его  многофункциональности и деятельностной природы.

Каждая организация стоит  перед необходимостью формирования собственного облика — определения  своих целей и ценностей, стратегии  качества производимой продукции и  оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания  репутации в деловом мире. Все  это - деловая культура, без решения  которой нельзя добиться эффективной  работы компаний.

Таким образом, культуру делового общения можно определить как совокупность нравственных норм и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Уходит в прошлое жесткая  дисциплина, послушание, иерархия, карьера, власть, централизация, результат любой  ценой, на смену приходят такие ценности, как самоопределение, участие, коллектив, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, творчество, компетентность.

Актуальность обусловлена  еще и тем, что важнейшей составляющей современной экономики России является предпринимательство, основанное на частной  собственности и личном интересе. Деятельность предпринимателей проходит в условиях рынка, но цивилизованный рынок невозможен без соблюдения определенных правил, основанных на таких  моральных нормах, как деликатность, порядочность, обязательность, уважение к партнеру.

Глава 1. Сущность деловой  этики и ее основные принципы

Этика (греческое ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) – совокупность нравственных правил в той или  иной сфере поведения человека или  организации.

Всем знакомы общественные установления, связанные с этичностью: быть вежливым, проявлять уважение, не обманывать и т.п. Однако в деловой  этике эти общественные пожелания  раскрываются в конкретных практических руководствах и принципах, которые  позволяют менеджеру не просто быть приятным человеком, но решать деловые  задачи.

Это простые и понятные принципы, благотворность которых формально  признается любым человеком, рассуждающим о нравственности ведения бизнеса  или этике управления. Но достаточно проанализировать отношения в обществе с устоявшейся этичной бизнес-средой и в обществе с незрелой бизнес-средой, чтобы сделать вывод о том, где эти принципы соблюдаются, а  где нет; и почему общество, где  эти принципы соблюдаются, лучше  для бизнеса и для жизни; и  почему эти и подобные принципы надо соблюдать.

Этика не предписана ни государственным  законодательством, ни даже законами природы. Например, если человек пренебрежет  законами природы и попробует  дышать под водой, он будет жестоко  наказан. Если человек нарушит законы государства, то также последует  наказание. Нарушения этики не караются таким буквальным образом. И отсюда возникает иллюзия, что этика  необязательна, но этика предпочтительна.

Этическое поведение является предметом предпочтительности, то есть добровольного выбора, либо выбора, обусловленного воспитанием, гуманитарной или профессиональной подготовкой. Регулятором этики является не столько  наказание, сколько поощрение. Да, неэтичный  менеджер, как и неэтичный бизнесмен, скорее всего, потерпит неудачу. Но это  не будет моментальной и неотвратимой карой, как в случае с законами физики или государства. Куда важнее, что следование законам этики  приводит к формированию успешной среды для бизнеса и управления, то есть к успеху. Вот почему соблюдение этических основ в деловых отношениях регулируется не наказанием, а поощрением.

Базовые принципы человеческого  общения таковы, что общество предпочитает этичных. Следовательно, и конкретные люди, если хотят встроиться в общественные структуры, просто вынуждены предпочитать этичное поведение.

Предпочтительность этики  означает, что менеджер, следующий  этическим принципам в деловых  отношениях, получает конкурентные преимущества. Если же менеджер работает в высокоэтичной  деловой среде, каковой с необходимостью является развитая цивилизованная рыночная общественная система, то следование этическим  принципам становится уже не столько  конкурентным фактором, сколько фактором допуска в бизнес и в деловую  среду. Неэтичный менеджер не попадет  в приличное общество — хоть светское, хоть акционерное.

Непосредственная связь  этики с жизненной практикой  хорошо прослеживается в сфере, так  называемой, профессиональной этики.

Профессиональная этика - это нравственные нормы, которые  регулируют отношения людей в  процессе их профессиональной деятельности, а также их отношение к профессиональным обязанностям. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых  отношений. Основное место в этике  деловых отношений занимает этика  бизнеса.

Этика бизнеса – это  деловая этика, основывающаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности действовать на рынке  в соответствии с существующими  законодательством и традициями. Она включает в себя:

    • нормы, требования, регулирующие деятельность и взаимоотношения предпринимателей;
    • этику ведения переговоров;
    • этику конкурентной борьбы;
    • деловой этикет;
    • влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение;
    • проблемы социальной ответственности бизнеса и т.д.

Система норм и правил, принятая в настоящее время в мировом  бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного  исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного  следования людей определенным традициям  и обычаям.

Первичные основы этики бизнеса  были заложены еще в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут  свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы  торговли, в том числе – (что  особенно важно для ситуации в  отечественном бизнесе) представление  о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи  между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как  отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

Интерес к этике бизнеса  в 70-е годы XX века в США, был вызван огромным количеством социальных конфликтов и политических скандалов. В результате общественность заговорила об ответственности  корпораций перед обществом и  моральных нормах администрации. Все  это потребовало разработки норм и правил ведения бизнеса, регламентации  взаимоотношений с деловыми партнерами. В профессиональной деятельности складываются специфические отношения между  людьми, свой язык общения, определенное отношение к обществу, в результате чего и формируются нравственные нормы, которые регулируют эти отношения.

В России к этой дисциплине обратились только в начале 90-х годов. Необходимость изучения этики бизнеса  была вызвана рядом причин. Переход  к рыночной экономике повлек за собой  множество изменений в привычных  и устоявшихся нормах поведения  людей. Однако, в условиях централизованной экономики принятие ответственных  решений было нередко результатом  приспособленческого поведения: главное  здесь не экономическая эффективность, а отношение к принятому решению  со стороны вышестоящих органов.

В рыночных условиях ситуация существенным образом изменилась. Этика  бизнеса в современной России связана с особенностями культурного  характера. Слепое копирование европейских  стандартов на российской почве было не всегда осуществимо из-за другого  менталитета, иных традиций и норм поведения.

Этика деловых отношений подразумевает:

1) уважение к традициям — общественным и деловым установлениям;

2) уважение к человеку.

Соответственно, для реализации этических принципов деловых  отношений надо, во-первых, знать  и уважительно соблюдать основные установки делового общения, во-вторых, знать и уважительно соблюдать  принципы взаимоотношений с другими  людьми.

Таким образом, деловая этика, возникнув как проявление повседневного  морального сознания в рамках конкретных видов деятельности, затем развивалась  на основе обобщенной практики поведения  представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов.

 

 

 

 

Глава 2. Деловая этика и ее развитие в России

Глава 2.1 Этика деловых связей и деловых отношений в России

 

Этические нормы установления деловых связей, деловых отношений, этические требования в России были известны и распространены в сфере  деятельности купцов уже в середине ХVIII в. Так, в книге «Средневековый купец» А.Я.Гуревич рассказывает о  купце А.Фомине из Архангельска: «При всех сих сведениях следует ему ( купцу) быть трудолюбиву, ласкову, обходительну, учтиву, честну, скромну … умеющу говорить красно и порядочно …  Надо, чтобы бодрость и предприимчивость были ево удел; осторожность и быстрота мыслей – его щастие, а довольная  опытность и осмотрительность –  его подпора. Противоестественно купцу  быть лениву или тратить время  в излишних забавах… Но при том  всем купец за самое главное правило  почитать должен честность и непоколебимое  держание своего слова».

Русский купец был религиозен и благочестив. Его религиозное  поведение сочеталось с коммерческим подходом к добрым делам, за которые  купец ожидал помощи и покровительства  Бога. Результатом деятельности его  должно быть не только личное обогащение, но и общественная польза, богатство  государства: любое действие, поступок, поведение рассматривалось и  оценивалось с позиции пользы – критерия оценки деятельности владельца  собственного дела.

Российские мыслители  и философы размышляли над этой проблемой  и вырабатывали взгляды и подходы  к проблемам труда и трудовой этики, которые утверждали, что достоинство  человека определяется его трудом. Для купечества и промышленников труд был средством накопления и  обогащения. Однако в середине ХIХ  века появляются и другие мотивы труда, не только обогащение: само дело, деятельность, направленная на созидание, становится для российских предпринимателей важным мотивом их труда.

Характеризуя купеческую этику как профессиональную в  конце ХVIII и ХIХ вв., современники говорили о ней достаточно противоречиво: с одной стороны, честность, верность слову, добросовестность, стремление сохранить  доброе имя; с другой – склонность к обману, стремление к наживе любой  ценой, нарушение взятых на себя обязательств. Исследователи отмечают благотворное влияние и воздействие православия  на деловую этику. Это воздействие  имело, прежде всего, общий позитивный морально-этический характер. Конкретные проявления этого воздействия были различными. Православная церковь поощряла благотворительную деятельность, но осуждала ростовщичество. Это вело к торможению разворачивания банковского  дела, следовательно, задерживало экономическое  развитие страны в целом.

Следует отметить еще один момент. Религиозность воспринималась в предпринимательской среде  как безусловная добродетель. Достаточно часто твердое, неколебимое отношение  к вере в купеческой среде способствовало упрочению деловой репутации  того или иного бизнесмена. В отсутствие письменных документов (которые входили  в практику деловой жизни очень  медленно) «верность Богу» ассоциировалась  с твердостью и надежностью в  «держании слова» при устном заключении контракта.

В истории появления и  развития основных идей деловой этики  и этики управления в России важная роль принадлежит старообрядческой ветви религии. Выходцами из старообрядцев  были купцы и промышленники Рябушинские, предприниматели и купцы Строгановы, Прохоровы, Абрикосовы и другие. Процесс  появления деловых людей из числа  старообрядцев и упрочения их положения проходил в середине ХVII века, когда патриарх Никон провел реформы. Исправление книг и обрядов  по греческим образцам, принятым в  южнославянских странах, служило укреплению церковно-политических связей России с этими странами, находившимися  под турецким игом. Унификация культа подчиняла церковь общегосударственной  системе централизации. Значительная часть духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол. Царь, правительство поддерживали Никона и его реформы, однако значительная часть населения, разные его слои активно сопротивлялись, что выражалось в нежелании жить в тех местах, где действовали сторонники патриарха Никона. Те, кто поддерживался старых религиозных устоев - старообрядцы, переселялись в Сибирь, на Урал, на Север, туда, где их не могли преследовать. Они оседали в новых местах, становились владельцами новых предприятий – промышленных, торговых, занимались поиском и добычей полезных ископаемых. На новых местах поселения, в новых суровых условиях жизни у старообрядцев сложились и новые этические нормы – правила жизни и общения, которые впоследствии выделили их из общей массы народа и сделали возможным достижение успехов в предпринимательстве. Все это привело к сосредоточению в руках старообрядцев огромных богатств.

Информация о работе Деловая этика и ее развитие в России