Деловая этика и ее развитие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Уходит в прошлое жесткая дисциплина, послушание, иерархия, карьера, власть, централизация, результат любой ценой, на смену приходят такие ценности, как самоопределение, участие, коллектив, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, творчество, компетентность.
Актуальность обусловлена еще и тем, что важнейшей составляющей современной экономики России является предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе. Деятельность предпринимателей проходит в условиях рынка, но цивилизованный рынок невозможен без соблюдения определенных правил, основанных на таких моральных нормах, как деликатность, порядочность, обязательность, уважение к партнеру.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность деловой этики и ее основные принципы 4
Глава 2. Деловая этика и ее развитие в России 8
Глава 2.1 Этика деловых связей и деловых отношений в России 8
Глава 2.2 Деловая этика современного российского общества 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 22.docx

— 45.74 Кб (Скачать файл)

М.Вебер назвал их протестантской этикой. Свободное от работы время протестанты затрачивали опять на работу, которую они считали средством спасения души. Чистый досуг протестанты оценивали как бессмысленную трату времени, как грех перед Богом. Бережливость, удивительное трудолюбие, отвращение к пустым забавам и развлечениям, аскетизм в быту, осторожность и расчетливость в делах, приверженность строгости и простоте в одежде и питании были этическими нормами старообрядцев. Таким образом, протестанты образовали на базе веры общность, социальную группу, которая оказала влияние на возникновение и развитие капиталистических отношений, на упрочение экономической базы. Этические нормы внедрялись в практику владения и управления промышленностью, торговлей, строительством. Внутри старообрядческих поселений сложилась взаимовыручка и взаимоподдержка – важная этическая норма.

Россия XIX – начала XX вв. характеризуется  уже набором традиций, позволяющих  ей встать на один уровень с ведущими нациями мира. Мировую известность получили имена Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Путилова, Алексеева, Чижова и др. В это время в России существовал механизм, позволяющий «отсекать» от предпринимательства тех, кто не стремился соблюдать принятые во всем мире морально-этические нормы. В каждом городе действовало купеческое общество, имевшее право рекомендовать или не рекомендовать предпринимателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить добросовестностью и личной честностью. Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы. Существовал Совестный суд, который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью. Благодаря этому вырабатывались, прочно входили в обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет», и др. Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом.

Характер внутрифирменных  отношений в России конца XIX века, как правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное  дело. Фирмы, где из-за плохого обращения  служащие часто менялись, не пользовались уважением в обществе; их презрительно называли «проходными дворами». Немалую  роль в формировании такого типа отношений  сыграло то, что и купцы, и заводчики, и работавшие у них пролетарии были недавними выходцами из крестьян. Нормы нравственности, бытовые привычки в их семьях носили отпечаток норм и обычаев крестьянства, что выразилось в «общинности», «соборности» и совпадении понятий «работники» и «члены семьи». Некоторые исследователи  отмечают, что в поведении русских  купцов более, чем у представителей других государств, присутствовала «истовость»  в поступках, и объясняют это  их приверженностью к православной вере. Отчасти это можно признать справедливым, хотя и с той же оговоркой, что и соответствующее утверждение о христианской основе деловой этики, приведенное выше.

И все же предпринимательский  слой в начале века был неоднороден. Деловая культура России представляла собой сложное переплетение новых  образцов делового поведения и старых стереотипов, обусловленных не только особенностями становления и  развития великорусской нации, религии, но и влиянием государства на деловую  жизнь. К тому же новые формы деловых  отношений сковывались устарелыми приемами ведения дела еще во многих предприятиях. Ощущалась потребность  в самоорганизации предпринимателей, что стало реализовываться через  создание ассоциаций, союзов и клубов деловых людей, в частности, с  целью наведения порядка в  своей среде. Делались шаги и по неформальной регламентации деловых отношений. Среди них - принятие в 1912 году российским деловым сообществом «Семи принципов  ведения дел в России», которые  можно считать отправной точкой формирования современного этического кодекса российской деловой культуры. Эти семь принципов следующие: уважай власть; будь честен и правдив; уважай право частной собственности; люби и уважай человека; будь верен своему слову; живи по средствам; будь целеустремлен.

Первая мировая война, октябрьский переворот и гражданская  война прервали поступательное развитие России, привели к разрухе и  ломке общества. Была проведена экспроприация  собственности, разгромлен класс предпринимателей, введена командно-бюрократическая  система хозяйствования. Вместе с  тем в советский период произошла  существенная деформация ряда нравственных категорий и норм морали. Осуществлялись массовые беззакония в отношении  личности, ее интересы были почти полностью  подчинены интересам тогдашнего общества.

В России социалистического  периода, строго говоря, об этике бизнеса  речь вообще не могла идти, поскольку  бизнес – это предпринимательская  деятельность, т.е. «дело, занятие, являющееся «источником наживы».  Занятие бизнесом преследовалось и влекло за собой наказание, вплоть до смертной казни. Если деловая этика в дореволюционной России опиралась на этические нормы православного христианства, то основой деловой этики социализма, безусловно, служила марксистская этика. Обосновывая относительную самостоятельность морали как формы общественного сознания, она утверждала классовый характер нравственных требований и норм. Отсюда в трудовых отношениях общественное всегда превалировало над личным, дисциплина – над инициативой и т.д.

Следует отметить, что в  среде руководителей в период сталинского тоталитарного режима господствовала очень жесткая этика, главным стержнем которой была лояльность к системе. В постсталинский период произошло постепенное замещение  целей: бюрократический, технократический аппарат стал ориентироваться на собственные узкие цели личного  характера. В итоге декларированная  социализмом деловая этика размывалась  «двойной моралью». А этика предпринимательства, основанная на православных устоях и  духовности воспитания, будучи поставлена вне закона, оказалась утраченной.

Глава 2.2 Деловая этика современного российского общества

 

После распада Советского Союза Россия оказалась в сложных  экономических и социальных условиях. Переход к рынку был связан со значительными социальными потрясениями. Все это отразилось на поведении  первых российских бизнесменов - «новых русских». Ситуация, в которой они  оказались, во многом напоминала положение  второй половины XIX века. России вновь  пришлось ускоренными темпами проходить  этап первоначального накопления капитала. Дореволюционные традиции ведения  дел были утрачены, а советские  не соответствовали условиям рынка. В результате, у российских предпринимателей отсутствовали элементарные нормы  ведения дел. Если в советские  времена на неотесанность партнеров  закрывали глаза, так как они выступали как представители государства, гарантировавшего выполнение даже невыгодных контрактов, то после распада СССР, когда никаких гарантий нельзя было получить, такое поведение российских бизнесменов вызывало недоверие. Нестабильность политической системы, недостаточность законодательной базы, дезорганизация системы управления, задержка платежей также негативно сказались на отношении к «новым русским» со стороны иностранных партнеров.

В период перестройки система  ценностей и этические представления  людей начали быстро меняться. Зарождавшаяся  этика российского бизнеса оказалась  под влиянием сразу двух культур  делового поведения, которые существовали в стране при социализме. Первая культура связана с описанной  выше традиционной административно-командной  системой, господствовавшей с начала 30-х годов. Воззрения, связанные с  ней и привносимые в этику  бизнеса, зависят от происхождения  субъектов – участников предпринимательской  деятельности, составивших класс  российских бизнесменов. Здесь выделяются следующие варианты.

1. Представители партийной  (комсомольской) номенклатуры, а  также хозяйственники, занимавшие  командное положение в промышленности  в 80-е годы. Эти люди во многом  придерживаются этических ценностей  прежних бюрократических структур.

2. Люди, пришедшие в предпринимательство  из «нормальной» жизни. Они  в целом характеризуются высоким  уровнем интеллекта и достаточно  высокими моральными качествами. Их отличительными чертами являются  стремление восстановить традиции  с учетом принятых в мировой  практике норм деловой этики. 

Вторая культура – это  жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Несмотря на огромную личную опасность  частного предпринимательства для  человека в советский период, оно  все равно существовало, базируясь  на недостатках системы, и в последний период социалистического развития сильно влияло на общество. Уже к началу 90-х годов, по некоторым оценкам, в теневом секторе экономики производилось около 20% совокупного общественного продукта и было занято примерно 25-30 млн. человек. Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры.

В настоящее время на стыке  поведенческих традиций этих групп  происходит своеобразный процесс мутации, поиск новых жизнеспособных форм. Соответственно этика нового класса бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные  этические традиции и системы  ценностей, т.к. в российском бизнесе  занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разный экономический базис. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся  западной этики. Контакты с ними обусловливают  весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых  национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение  российского бизнеса в систему  мировых этических норм делового поведения.

В настоящее время, отечественные  бизнесмены отходят от методов «дикого  капитализма» и стремятся вести  дела в соответствии с международными нормами. Класс предпринимателей очищается  от случайных людей, а многие вчерашние  «новые русские» сняли малиновые  пиджаки и массивные золотые  цепи, осознали необходимость, как в  образовании и повышении квалификации, так и соответствии нормам поведения, отвечающим их статусу «делового  человека». С конца 90-х в России поступательно идет процесс формирования зрелых форм культуры рыночного общества. Что касается ситуации развития этики  российского бизнеса, то отличительной  особенностью современного этапа предпринимательства является возрастание роли социально-культурного фактора. Основной подход к формированию деловой культуры базируется на следующих положениях:

деловая этика является одной  из основ глобализации экономических  процессов. Освоение этических норм бизнеса снимает «культурные» барьеры  установления технологических цепочек  между компаниями разных стран. Кросс-культурный аспект отношений обеспечивает эффективную  кооперационную интеграцию в рамках международного разделения труда только при отсутствии организационных  барьеров (например, в виде политических мотивов решений, завышенных таможенных преград) или дискриминационных  правил взаимодействия фирм разных стран  по отношению к России, которые  пытается установить ВТО.

механизм формирования национальной деловой культуры необходимо рассматривать  как подстраивание реальной существующей модели и норм на национальном уровне к нормативной деловой культуре. При этом последняя рассматривается  как свод абстрактных правил, интегрирующих  мировой опыт менеджмента, а не его  национальные модели.

Современное применение этики  бизнеса отличается гибкостью, недогматичностью и разнообразием. Реальная российская деловая культура — это постоянное совершенствование национальной модели в направлении творческого осмысления российской практики применения свода  обобщенных правил менеджмента в  хозяйственной деятельности. С одной  стороны, это рационализация внутрифирменных  процессов в условиях России, с  другой, — практика взаимодействия с российскими партнерами и партнерами из стран СНГ, с третьей, — опыт хозяйственных связей с зарубежными  партнерами из стран с развитыми  рыночными отношениями, с четвертой, — практический опыт хозяйствования, представляющий эволюцию практики управления, начиная с советского периода, и  изменение подходов и методов  управления, произошедших за последние  десятилетия. Вместе с тем, условия  глобализации экономики обусловливают  творческое наполнение национальных норм корпоративной культуры российской экономики в условиях постоянного сокращения преград межнациональных хозяйственных связей, а также их современных организационных форм: от самоорганизации технологических цепочек производства и реализации на международных рынках до транснациональных компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Этика - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Деловая этика – это  совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный  престиж бизнес-групп в обществе.

Каждое общество, каждая деловая культура, каждый деловой  человек проходит основные этапы  своего развития. На пути исторического  развития в каждую культуру закладываются  отличия, которые включают в себя особенности: территориальные, этнические, демографические, психологические, религиозные, социальные, этические, моральные, правовые и другие. Россия имеет свой собственный  социокультурный путь развития бизнеса  и предпринимательства, что и  было рассмотрено в настоящей  работе.

Этика бизнеса в России складывалась в разные периоды под  воздействием разных факторов, но в  периоды социально-политической устойчивости деловая культура в стране достигала  высокого уровня, о чем свидетельствует  целая плеяда выдающихся тружеников-предпринимателей, развивших базовые отрасли народного  хозяйства страны на рубеже XIX-XX вв.

Российский бизнес не изолирован от мирового, и условием его развития является усвоение этических норм и  приемов использования. Если несколько  лет назад существовала возможность  быстрого успеха только благодаря отсутствию конкуренции, отмыванию денег, получению  льгот, уклонению от уплаты налогов  и др., то сегодня ситуация меняется, и важным условием развития бизнеса  становятся усвоение и соблюдение этических  норм принятых в мировой практике.

Информация о работе Деловая этика и ее развитие в России