Внешние и внутренние барьеры в бизнес-сотрудничестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:54, реферат

Краткое описание

Актуальность проблемы внешних и внутренних барьеров в бизнес-сотрудничестве обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, политики, педагогики, инженерного труда и т.п. невозможно эффективное осуществление деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Распознавание барьеров на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности

Содержание

Содержание:
Введение 3
Глава 1. Внешние и внутренние барьеры в бизнес-сотрудничестве 4
Глава 2. Основные виды барьеров в предпринимательстве и торговле 12
§ 1. Административные барьеры 12
§ 2. Рыночные и торговые барьеры 15
Глава 3. Основные виды барьеров психологического характера. 20
§ 1. Барьеры в деловом общении. 20
§ 2. Коммуникативные барьеры. 22
Заключение 25
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Внешние и внутренние барьеры в бизнес-сотрудничестве.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

Введение

Глава 1. Внешние и внутренние барьеры в бизнес-сотрудничестве             

Глава 2. Основные виды барьеров в предпринимательстве и торговле

§ 1. Административные барьеры

§ 2. Рыночные и торговые барьеры

Глава 3. Основные виды барьеров психологического характера.

§ 1. Барьеры в деловом общении.

§ 2. Коммуникативные барьеры.

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность проблемы внешних и внутренних барьеров в бизнес-сотрудничестве обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, политики, педагогики, инженерного труда и т.п. невозможно эффективное осуществление деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Распознавание барьеров на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности.

На фоне экономических реформ, развития частного предпринимательства, формирования новых рыночных отношений, а также в условиях привлечения зарубежных инвестиций, возникает необходимость применения новых методов менеджмента. В этом плане проблема бизнес-этики все более приобретает актуальный характер. В развитых странах мира к ней относятся с большим вниманием. Потому что, не учитывая этические аспекты бизнеса, невозможно создать нормальные торговые и экономические отношения между странами.

Известно, что успешное развитие бизнеса-сотрудничества в какой-либо стране или в компании возможно в том случае, если члены компании или граждане относятся с доверием и уважением друг к другу. Подобное доверие и уважение основывается на таких понятиях, как социальная ответственность, хороший менеджмент и прозрачность. Основной проблемой управления процессом развития является преодоление различных барьеров, препятствующих или замедляющих процесс. Барьеры могут быть внутренними и внешними.

В данной теме мы рассмотрим классификацию барьеров в бизнесе и пути их преодоления.


Глава 1. Внешние и внутренние барьеры в бизнес-сотрудничестве

Барьеры, препятствующие развитию в бизнесе для любого вида деятельности, можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние барьеры

Анализируя основные объекты системы деловой культуры, можно все факторы можно определить в следующие группы. Факторы, связанные с обществом, представленным государствам в целом, его законами, чиновниками.

Исторически так сложилось, что в России предприниматель и государство чаше всего противостояли, и, к сожалению, по-прежнему противостоят друг другу. Государственная власть исходит из того, что предприниматель нечестен, но изворотлив, и все до конца изъять у него невозможно. Отсюда основная установка; требовать по максимуму, хотя заранее известно, что эти требования нереальны. Предприниматель, в свою очередь, понимает, что если он отдаст нее, что от него требует власть, то разорится. Он действительно начинает искать способы извернуться, уклониться от выполнения предъявляемых непомерных требований.

Таким образом, взаимный обман становится правилом игры, аморальность - моральной нормой, а взаимооценка задается одинаковым прогнозом: «Все равно украдут». Предприниматели не верят в то, что собранные налоги будут израсходованы по назначению, а не расхищены чиновниками. Власти не верят в то, что предприниматели отдали все, что положено, и не укрыли большую часть.

Еще одна характерная особенность российской экономической системы - господство разрешительного, а не регистрационного принципа деловой активности, когда любое ее проявление ставится в зависимость от согласия того или иного чиновника.

Теневая и криминальная экономика как факторы формирования деловой этики. И та и другая присутствуют в экономике всех стран мира без исключения. Существенна, однако, разница в той доле, которую они занимают в законной экономике: от 3-5% в Скандинавии до 40% в некоторых странах Латинской Америки и в России.

Теневики строят свои отношения в основном на устных обязательствах. Внешне весьма парадоксально выглядит ситуация, при которой преступники ведут дело, как бы исходя из того, что партнер - порядочный человек и ему можно верить, а законопослушные граждане, напротив, исходят из «презумпции виновности»- партнера, из того, что партнер - потенциальный жулик. Этот внешний парадокс обеспечивается, как хорошо известно профессионалам, жесткими и скорыми санкциями, когда неспособность сдержать слово карается весьма часто высшей мерой наказания. Таким образом, и в преступном мире существует достаточно развитая система норм и принципов, неформальная система самоорганизации, которая поддерживается бандитским сообществом. В последние годы в специальной литературе появились даже сообщения о попытках сформулировать и принять формальный, писаный свод (кодекс) правил, которые пока передаются из уст в уста. Что касается фасада, внешнего предпринимательства, то его невозможно отличить от нормального бизнеса, настолько он внешне респектабелен. Особая опасность такой мимикрии, подделки под порядочных предпринимателей, состоит именно в том, что бандитские принципы демонстрируют эффективность двуличия и публичного лицемерия. С другой стороны, нельзя не отметить и обратного влияния: преимуществ нормального, социально приемлемого предпринимательства на преступную идеологию. Не случайно бандиты во всем мире мечтают о том, что их дети или, по крайней мере, внуки смогут стать, в конце концов, порядочными бизнесменами. И в это же время нормальные предприниматели, как это ни парадоксально, мечтают о том, что обязательность и надежность в их среде, оперативность арбитража поднимутся на уровень эффективности преступного сообщества.


Внутренние барьеры

1. Отношение к обсуждению проблем этики вообще и предпринимательской этики в особенности.

Начиная с подросткового возраста, люди полагают, что они уже достаточно хорошо разбираются в этих проблемах и имеют свой взгляд на вещи. Признать необходимость дополнительного обсуждения означает для большинства людей признание в собственной некомпетентности по вопросам, которые давно должны были быть решены. Поскольку это снижает самооценку, то в действие вступают защитные психологические механизмы, «выдающие» в сознание аргументы типа: «Все это уже известно», «Сам знаю» и т.п.

Вместе с тем совершенно уйти от проблем этики никому еще не удавалось. Они укоренены в повседневной деловой практике, которая постоянно заставляет отвечать на вопросы: хорошо ли это, справедлив ли мой партнер по отношению ко мне, а я по отношению к нему, надо ли соблюдать этот закон или лучше его обойти, давать взятку или нет и т.д.

2. Скептическое и негативное отношение к нововведениям.

С энтузиазмом к инновациям относятся обычно не более 15% людей. Остальные встречают их настороженно, отрицательно или скептически. В основе такой реакции лежит, главным образом, принцип экономии энергии. Новое требует изменений в привычном укладе жизни, предъявляет новые требования, заставляет прилагать дополнительные усилия. Гораздо легче и проще отвергнуть новшество с порога.

3. Пессимизм и фатализм.

Судьба любой новой идеи такова, что поначалу ее отвергают. В этом есть и определенный функциональный смысл: идея должна пройти проверку на прочность, доказать свою жизнеспособность. Известен путь, который она проходит: этого быть не может - в этом что-то есть - кто же этого не знает. Доказывая другим и себе, что «этого быть не может потому, что не может быть никогда», люди встают на позицию пессимизма или его разновидности - фатализма. Обычно это находит выражение в суждениях типа: «Так всегда было и так будет. Ничего здесь не изменишь». Порой эти общие суждения подкрепляются ссылками на историю. Применительно к обсуждаемой проблеме можно слышать: «Воровали и воровать будут»; «В России две вещи неизменны - взятки и бездорожье».

4. Смещение ответственности на других.

Следующей, не менее общей характерной психологической особенностью является возложение ответственности и вины за состояние дел на других людей. В целом человеку свойственно считать себя лучше других людей, что позволяет ему поддерживать высокую самооценку, самоуважение, столь необходимые для психического здоровья. Психологам также хорошо известен феномен так называемой атрибутивной ошибки. Он заключается в том, что чужие успехи мы склонны объяснять внешними причинами, а неудачи - внутренними. Совсем иначе обстоит дело, когда речь идет о себе. Мы склонны объяснять свои достижения внутренними причинами, а неудачи - внешними. Если преуспел кто-то, то «ему повезло», если я, то «потому, что умный, много трудился»; если потерпел неудачу кто-то, он «дурак, растяпа», если я, то «помешали, ножку подставили». В некоторых исследованиях было обнаружено интересное явление. Отвечая на вопрос: «Подводили ли Вас ваши партнеры?», около 80% сказали «Да». На вопрос «Подводили ли Вы ваших партнеров?» было получено примерно столько же отрицательных ответов. Спрашивается, если все респонденты ведут себя порядочно, то откуда берутся нарушители?

Типичная реакция применительно к этическим Принципам может быть выражена суждениями: «Я бы с удовольствием, да вот другие...»; «Вот если бы они (все) тоже, тогда, конечно...». Ответственность и вина могут смещаться не только на других людей, но и на любые внешние обстоятельства: государство, чиновников, законы, внешнюю среду в целом.

Между тем очевидные факты жизни говорят о том, что ближайшим и, следовательно, наиболее доступным объектом влияния для любого человека является он сам. Следовательно, начинать надо с себя.


5. Неуверенность в своей моральной последовательности.

Многие люди воздерживаются от каких-либо моральных обязательств из опасения, что, взяв их, они рискуют попасть в неловкое положение в случае нарушения этих обязательств, непоследовательности, непринципиальности. Лучше, полагают они, стремиться соблюдать принципы без каких-либо деклараций. Трудно отказать такой точке зрения в здравом смысле, однако столь же правомерно и наблюдение психологов: взяв на себя публичное обязательство, человек получает дополнительную внутреннюю опору, ему легче следовать своим принципам. Многие это знают и осознанно, добровольно прибегают к такому приему.

6. Сомнение в практической осуществимости применения Принципов.

Одним из самых серьезных внутренних барьеров является сомнение в том, что Принципы смогут практически действовать. Главная проблема усматривается здесь в том, что они не имеют, наподобие закона, силы обязательного исполнения и не предусматривают санкций за нарушение. Такой подход основан на представлении о том, что действенны лишь те общественные установления, которые подкрепляются силой государства и наказаниями. Между тем существует большое количество норм либо нигде не закрепленных, либо закрепленных в законе, но исполняемых независимо от их закрепления.

Внешние барьеры могут быть обусловлены социально-политической ситуацией, рыночной конъюнктурой и источниками финансирования.

Негативные внешние барьеры в малом предпринимательстве связаны, в основном, с неразвитостью правовой системы, отношений собственности и слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью и непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры и исторически сложившимся монополизмом на многих рынках. Неразвитость законодательства проявляется в плохом качестве законов, несовершенстве всей правовой системы, нечеткости законотворческих процедур. Здесь различные виды коррупции порождаются:

•противоречивостью законодательства, что позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов), особенно на низовом уровне;

•несовершенством законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. Довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, «закрытых», плохо доступных инструкций (в основном написанных «под себя»), создающих дополнительные условия для коррупции;

•отсутствием законодательного регулирования процедур подготовки нормативных и иных регулирующих и распорядительных актов (законов, указов, постановлений и т.п.), что существенно облегчает возможности для коррупции. Все это усугубляется общим пренебрежением к процедурной строгости.

Для успешного продвижения товаров на зарубежные рынки необходимо четко понимать природу и причины возникновения тех или иных барьеров, которые оказывают реальное влияние на состояние торговли предприятия. В этой связи можно условно разделить барьеры, с которыми сталкиваются компании при экспорте своих товаров, на 2 группы: внутренние (внутри компании) и внешние (вне компании). Внешние барьеры связаны с условиями на рынках, в которых предприятия оперируют. Это, например, тарифы, квоты, фитосанитарные нормы. Внутренние барьеры, присущие предприятию, возникают вследствие недостатка ресурсов, недостаточно квалифицированного персонала, чтобы извлечь преимущества из того или иного экспортного рынка или проанализировать и оценить проблемы с внешними барьерами. Ценовая стратегия фирмы, экспортные каналы, взаимоотношения с иностранными партнерами могут приводить к возникновению внешних барьеров для таких компаний.

Внутренние барьеры связаны преимущественно со структурой и персоналом. При многоступенчатой иерархии импульсы к преобразованиям, идущие как сверху (от лидеров предприятия), так и снизу (от рабочих, инженеров, экономистов и т. д.), могут затухать и искажаться после прохождения многочисленных иерархических "фильтров".

Барьеры, обусловленные персоналом, являются следствием особенностей производственной культуры и традиций фирмы. Многие внутренние барьеры связаны с неуверенностью в успехе преобразований. Боязнь отрицательных последствий является ключевой проблемой глубоких изменений.

Однако основными барьерами все же являются внешние барьеры, создаваемые правительствами других стран на пути импорта с целью регулирования его присутствия на внутреннем рынке. Многие из этих барьеров не являются четко зафиксированными, а выявляются лишь в ходе взаимоотношений между экспортером и властями экспортного рынка.

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные  ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Информация о работе Внешние и внутренние барьеры в бизнес-сотрудничестве