Эффективность бюджетного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 06:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы раскрыть систему финансового планирования и прогнозирования.
Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:
- дать определение и раскрыть сущность финансового планирования и прогнозирования. Рассмотреть систему финансового планирования;
- раскрыть управление финансами на государственном уровне: рассмотреть планирование на уровне государства и хозяйствующего субъекта

Содержание

Введение 3
1 Сущность финансового планирования и прогнозирования 5
1.1 Сущность, цели и принципы финансового планирования и прогнозирования 5
1.2 Система финансового планирования. Финансовый план 8
1.3 Финансовые показатели 16
2 Управление финансами 20
2.1 Планирование на уровне государства и его субъектов 20
2.2 Планирование на уровне хозяйствующего субъекта 22
3 Основные направления совершенствования финансового планирования 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое планирование РК.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Сводный финансовый баланс представляет собой финансовую программу общегосударственного прогноза развития на среднесрочный (пятилетний) период. Его составлением занимается Министерство экономики при активном участии Министерства финансов, Министерства госдоходов, Национального банка.

В регионах расчеты баланса должны проводить соответствующие региональные органы. В сводном финансовом балансе отражаются состав и источники формирования денежных средств государства, предприятий и организаций других всех форм собственности и их использования на расширенное воспроизводство и общественные нужды (социально-культурные мероприятия, оборону, управление).

Основные показатели доходной части баланса включают: чистый доход, налоги на потребление (НДС, акцизы, таможенные пошлины), амортизационные отчисления, поступления от внешнеторговых операций, налоги и сборы, ресурсы краткосрочного кредитования, источники для долгосрочного кредитования.

Важнейшие показатели расходной части: расходы на развитие экономики (финансирование капитальных вложений, затраты на прирост оборотных средств, государственные субвенции), расходы по внешнеэкономическим операциям; отчисления в фонды потребления; расходы на социально-культурные мероприятия; расходы на управление и оборону; прирост краткосрочных кредитных вложений и средств для предоставления долгосрочных кредитов.

Сводный финансовый баланс, таким образом, представляет собой систему финансовых показателей, характеризующих финансовые ресурсы национального хозяйства. Состав показателей, включаемых в сводный финансовый баланс, показывает, что он является инструментом обеспечения сбалансированности материальных и финансовых пропорций плана социально-экономического развития страны.

При построении на пятилетний период с разбивкой по годам этот баланс предопределяет масштаб и характер развития финансовых и кредитно-денежных отношений. Сводный финансовый баланс составляется по укрупненным показателям без конкретной привязки их к министерствам и ведомствам.

Так, предусмотренная в нем сумма чистого дохода не распределяется по субъектам, то есть по адресам. То же касается и расходов. С помощью данного баланса подготавливается основа для адресного финансового планирования, осуществляемого в процессе составления государственного бюджета и финансовых планов хозяйствующих субъектов.

Важнейшим оперативным финансовым планом является государственный бюджет. Он имеет ряд существенных отличий от сводного финансового баланса. В нем отражаются не все доходы государства, а только их централизуемая часть. В сводном финансовом балансе данные о доходах и расходах государства приводятся в укрупненном виде, в целом по национальному хозяйству, а государственный бюджет имеет высокую степень детализации. В бюджете указаны конкретные наименования платежей в бюджет и их плательщики, назначение и их получатели.

В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов. Структура этих планов в основном одинакова как для хозяйствующих субъектов, так и для их объединений и других вышестоящих органов. [6, 193]

Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана.

Бизнес-план включает в себя следующие разделы:

а) вводную часть;

б) обзор состояния отрасли, к которой относится предприятие;

в) производственный план реализации проектов;

г) план маркетинга и сбыта продукции;

д) организационный план реализации проекта;

е) финансовый план;

ж) оценку экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта.

 Ключевым разделом  бизнес-плана является финансовый  план реализации проекта. Календарный план денежных потоков, поступлений и платежей в ходе реализации проекта включает три блока расчетов, относящихся к производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Расчеты по каждому блоку завершаются определением сальдо притока и оттока денежных средств.

Сальдо поступлений и платежей от производственно-сбытовой деятельности представляет собой сумму чистой и амортизационных отчислений предприятия по годам.

Сальдо инвестиционной деятельности получается вычитанием полного объема инвестиций из инвестируемых собственных средств предприятия (кроме реинвестируемых чистой прибыли и амортизации).

Сальдо финансовой деятельности равно разности между суммой заемных средств, включая продажу эмитированных акций, необходимых для реализации проекта, и суммой средств, направляемых для погашения долга, уплаты процентов и выплаты дивидендов.

Условием успеха инвестиционного проекта является положительное значение общего сальдо денежного потока, определяемое суммированием итоговых величин сальдо производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности

Основные показатели финансового плана: объем производства и продаж, выручка от реализации, прибыль, чистый оборотный капитал, себестоимость и некоторые другие. Финансовый план составляется на 3—5 лет и включает: отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств, балансовый отчет, а также группу показателей, характеризующих платежеспособность и ликвидность, управление активами, соотношение заемных и собственных средств.

При составлении финансового плана анализируется состояние потока реальных денег, устойчивость предприятия, источники и использование. средств. В заключение определяется точка безубыточности.

Отчет о прибыли составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть. представлений месячной разбивке. Он включает данные о прибыли от операций, балансовой прибыли, чистой прибыли, нераспределенной прибыли. Источником данных для отчета служит план маркетинга, опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов.

Прогноз потока реальных денег входит в финансовый план в форме Отчета о движении денежных средств. Такой прогноз составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году.

Различные выплаты и денежные поступления неравномерны во времени, не учет этих фактов в бизнес-плане приводит к упущенной выгоде («лишние» деньги можно положить на банковский счет) и даже к банкротству. Отчет о движении денежных средств, как и отчет о прибыли, строится на определенных предположениях, которые представлялись реалистичными на момент составления плана, но со временем могут и не подтвердиться. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы.

Все предположения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.

Третьим документом в рамках финансового плана является прогноз активов и пассивов предприятия в форме Балансового отчета.

Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (направления расходования средств по проекту) и пассивы (источники привлекаемых в проект средств).

При создании предприятия предприниматель должен знать, когда будет получена первая прибыль.

Для этого делается прогноз точки безубыточности, который дает ответ на вопрос, сколько единиц продукции или услуг необходимо будет продать, чтобы доходы предприятия совпадали с его расходами, т. е. чтобы предприятие окупилось. Такая информация позволяет оценить, сколько денег потребуется, чтобы поддержать новое предприятие на начальном этапе его существования.

Наиболее часто в приложениях приводят следующие документы: технические данные по продукции, копии контрактов, лицензий, подробности патентных документов, копии документов, из которых взяты исходные данные, сообщения консультантов по продукции и рынкам, анкетные данные руководящих работников, сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований, отчет о ревизии бухгалтерских документов, прейскуранты поставщиков.

Классическая форма баланса доходов и расходов включает четыре раздела:

1. Доходы и поступления  средств.

2. Расходы и отчисления  средств.

3. Платежи в бюджет.

4. Ассигнование из бюджета.

Первые два раздела могут балансироваться разделами, определяющими окончательный результат (сальдо) взаимоотношений хозорганов с бюджетом, то есть третьими и четвертыми разделами. Превышение расходов и отчислений средств над доходами и поступлениями средств финансируется привлечением средств за счет выпуска ценных бумаг за счет полученных кредитов или займов, либо целевыми ассигнованиями из бюджета - государственная субвенция для государственных предприятий.

Каждый раздел баланса включает соответствующие показатели.

В первый раздел баланса включаются: чистый доход; амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд (резерв); долгосрочные кредиты банков на капитальные вложения; средства фонда накопления, направляемые на финансирование капитальных вложений и других плановых затрат; экономия от снижения себестоимости по строительным монтажным работам; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; выручка от реализации выбывшего имущества; поступления налога на добавленную стоимость и акцизов; средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве; средства от продажи ценных бумаг; прирост оборотных средств; прирост (сокращение) краткосрочных кредитных вложений банков; другие привлеченные средства.

Раздел «Расходы и отчисления средств» отражает: капитальные вложения; убытки по основной деятельности; расходы по уплате процентов за просроченные и отсроченные краткосрочные кредиты и ссуды на восполнение недостатка собственных оборотных средств; отчисления в финансовый резерв и в хозрасчетные фонды; расходы на ремонт основных фондов за счет средств ремонтного фонда; операционные расходы; прирост собственных оборотных средств; погашение долгосрочных кредитов; изменение кредитуемых запасов.

Раздел «Платежи в бюджет» включают: платежи всех видов налогов, в том числе налога на добавленную стоимость и акцизов.

В разделе «Ассигнования из бюджета» предусматриваются на следующие мероприятия: государственные централизованные капитальные вложения; операционные расходы, финансируемые по решениям правительства и местных органов власти; возмещение расходов по разнице себестоимости и цен; другие расходы целевого назначения.

Хозяйствующие субъекты с небольшими оборотами средств составляют финансовые планы, состоящие из двух разделов: доходов и расходов, где возможные ассигнования из бюджета включаются в состав доходов, а платежи в бюджет - в состав расходов.

Характерной особенностью баланса доходов и расходов является то, что в нем отражаются конечные результаты хозяйственно-финансовой деятельности, а промежуточные -обороты денежных средств - нет.

Расчеты и фиксация оборотов денежных средств осуществляются в специальном финансовом плане - платежном календаре. В разделе «Поступления» отражаются: доход от реализации продукции, работ и услуг, поступления краткосрочных кредитов банков, просроченной дебиторской задолженности, прочие поступления денежных средств, остаток средств в кассе и на банковском счете.

В разделе «Расходы» отражаются затраты на приобретение товарно-материальных ценностей, оплату труда, уплату налогов, погашение ссуд банков, уплату вознаграждения интереса, прочие расходы. Таким образом, с помощью платежного календаря осуществляется оперативное финансовое планирование в течение коротких промежутков времени (от месяца до пяти дней в зависимости от объемов оборотов). Платежный календарь дополняет баланс доходов и расходов в части конкретизации и последовательности сроков расчетов, что обеспечивает их своевременность.

Некоторые особенности имеются в финансовых планах сельскохозяйственных предприятий, организаций кооперации.

Организации и учреждения некоммерческих видов деятельности непроизводственной сферы, как правило, не имеют собственных источников доходов и финансируются из бюджета. Они ежегодно разрабатывают сметы, представляющие собой вид финансовых планов. В них указываются предусмотренные планом количественные показатели (например контингент учащихся, штатная численность персонала) и потребность в финансировании по каждому направлению затрат, рассчитанная по установленным нормам. Путем суммирования смет отдельных организаций и учреждений формируются сводные сметы министерств, ведомств, отделов местных органов управления. Проекты сводных смет согласовываются с финансовыми органами и учитываются при составлении государственного бюджета республики. [7, 149]

 

 

1.3 Финансовые  показатели

 

В управлении и планировании хозяйственно-финансовой деятельностью используются финансовые показатели -плановые, отчетные или расчетные данные, характеризующие различные стороны деятельности, связанной с образованием и использованием денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, отраслей и национального хозяйства в целом. Выражаются в абсолютных и относительных (нормах) величинах. Финансовые показатели количественно и качественно отражают определенную финансовую категорию, субкатегорию, элемент финансовых отношений.

Информация о работе Эффективность бюджетного планирования