Этапы развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:00, лекция

Краткое описание

Наряду с формальной логикой широко стал применяться математический инструментарий, в частности предельный и функциональный анализ, изменился и подход к исследованию экономических процессов. Если раньше все рассматривали с позиции интересов производителя, то теперь большое внимание уделялось потребительским предпочтениям. В рамках маржинализма возникли такие крупнейшие теории, как "Теория предельной полезности", "Теория предельной производительности", "Теория рыночного ценообразования". Маржинализм явился основой неоклассического направления (Альфред Маршалл, Джон Бэйнтс Кларк, Артур Пегу). Неоклассическое направление синтезировало теорию издержек классической школы и теорию предельной полезности марженального направления. По большому счету, все имеющиеся наработки в области Микроэкономики берут свое начало из работ неоклассиков.

Вложенные файлы: 1 файл

Mikroekonomika_1.docx

— 6.14 Мб (Скачать файл)

3) Рыночное равновесие


 

Равновесие - это такое состояние, которое характеризуется гармонией интересов и отсутствием стимулов к изменению достигнутого баланса. Когда рыночный спрос равен рыночному предложению, возникает рыночное равновесие. Точка пересечения графика иллюстрирует ситуацию с формированием равновесной цены и равновесного спроса. Поскольку равновесие постоянно нарушается, то чаще на рынке можно наблюдать ситуацию с инфицитом товаров либо их дефицитом. 

сверху-инфицит, снизу-дефицит

Поскольку неравновесные  ситуации неестественны для рынка, он стремится их исправить.

При дефиците экономику приведут к равновесию покупатели, поскольку именно они, соглашаясь на рост цен, чтобы удовлетворить свои потребности, стимулирует предпринимателей производить больше.

В условиях инфицита рынок придет к равновесию под воздействием продавца, поскольку  чтобы сбыть произведенный товар, он соглашается на снижении цен.

Очень часто  ситуации инфицита и профицита провоцируются  государством. Когда с помощью  прямых или косвенных методов  пытается воздействовать на процесс  ценообразования.

Иногда и  сам рынок способен провоцировать  инфицит или дефицит из-за ошибок покупателей и предпринимателей. 

 

При изучении равновесия необходимо видеть разницу  между индивидуальным равновесием, рыночным и совокупным равновесием  иногда может возникнуть ситуация, что прямая спроса и предложения  вообще не пересекутся или в больше, чем в одной точке.

 

На рынке  труда возможна ситуация с двойным  равновесием. Связано со специфической  конфигурацией графика предложения.

Такая конфигурация связано с действием эффекта  замещения на рынке труда. Работник находится в альтернативном выборе между работой и досугом. При  невысоком уровне заработной платы  число рабочих рук будет увеличиваться  прямопропорционально. Но при высоких  уровнях заработной платы тенденция  сменится на обратную.

Такую конфигурацию провоцирует внешние факторы: «информационный  вакуум», люди не знают что будет  дальше.

Важно различать  устойчивое равновесие и условное равновесие.

Изменение рыночного  равновесия


Данная таблица  учитывает и временной фактор, но только в отношении цены. В  краткосрочном периоде объемы производства не меняются, если речь.

Эластичность.


1) Понятие эластичности: эластичность спроса и эластичность  предложении; эластичность по  цене и эластичность по доходу; методы или способы расчета  эластичности 


Эластичность-это  экономическое понятие, отражающее меру реакции одной величины на изменение  другой. Выделяют эластичность спроса и эластичность предложения.

Эластичность  спроса(предложения) – это реакция  спроса(предложения) на изменение какого-либо фактора. Обычно рассматривают 2 фактора: цена и доход, следовательно можно  рассматривать эластичность спроса(предл) по цене или эластичность спроса(предл) по доходу

Иногда рассматривают перекрестную эластичность, это разновидность простой ценовой эластичности спроса, когда речь идет либо о товарах-субститутах, либо о товарах-комплиментах

Эластичность  спроса по цене- все последующие  формулы применимы и для других видов эластичности

Способы подсчета, можно считать эластичность для  точки:

 

Для дуги: 
 

Для перекрестной:

 

Эластичность  позволяет количественно оценить  взаимозависимость и взаимодополняемость  товаров, если коэффициент перекрестной эластичности положительной значение, то это взаимозаменяемы товары, если он имеет отрицательное значение, то это взаимозаменяемые товары, если он близок к нулю, то это не сопряженные товары.

В зависимости  от значения коэффициента эластичности выделяют:

- эластичный  спрос : коэф>1

- жесткий  спрос(неэластичн) : коэф<1

- нейтральный  спроса : коэф=1

Причем стоит  учесть, что коэф. эластичности это всегда отриц. величина, если речь идет о функциональном спросе, поэтому эластичность (за исключением перекрестной) всегда рассчитывают по модулю.

Что касается эластичности по доходу, то в этом случае мы сможем сказать о качестве товара, нормальные товары имею положительное  значение коэф. эластичности, товары низшей категории- отрицательное значение.

Определяя коэф эластичности, по такому виду дохода как  выручка( TR=P^Q) мы должны знать следующее  правило: если выручка и цена меняются в одном направлении, то это признак  жесткого спроса, если в разных, то речь идет об эластичном спросе, если цена меняется, а выручка нет, то это признак  единичной эластичности

2) Факторы, влияющие на эластичность, практическое применение эластичности


 

1) эластичность зависит от числа заменителей. Чем их больше, тем эластичнее будет спрос

2) фактор  времени- чем длиннее промежуток, который мы оцениваем, тем эластичнее

3) зависит  от того является ли товар  предметом первой необходимости  или предметом роскоши 

4) от доли  расходов на данный товар ваших доходов

5) универсальность  товара

* Практическое применение


Определение эластичности может быть интересна как предпринимателям, так и покупателям.

У предпринимателя: при выборе ценовой политики фирмы  она должна учитывать эластичность спроса на ее товар. Стремясь к максимизации прибыли, фирма при эластичном спросе будет снижать цену. При жестком  спросе стремиться повысить ее. Более  того при определении эластичности спроса для фирмы нужно учитывать  одну зависимость :

При инвестировании на фондовом рынке показатель эластичности спроса позволяет выявить растущие отрасли, в которые и нужно  вкладывать. Такие отрасли обычно всегда имеют высокую эластичность спроса по доходу.

Эластичность  спроса и эластичность предложения  могут  показать, как перекладывается налоговое бремя с потребителя на производителя и наоборот.

Теория предельно  полезности когда речь идет о спросе и теория предельной производительности когда речь идет о предложении.

В соответствии с 1 законом Воссома предельная полезность каждой последующей единицы блага  снижается. От того на сколько она  снижается зависит эластичность спроса. Если она резко подает, то скорее всего спрос не эластичный если сокращается постепенно то скорее всего спрос эластичный.

Прибыль и издержки в экономической науке


1)Прибыль. Основное  понятие. Виды прибыли.


 

Очень часто  в экономической литературе используют как синонимы следующие категории: доход, прибыль, выручка. Это самое общее понятие. Доходом может быть и выручка и прибыль и заработная плата и рента и дивиденд и арендная плата и т.д.

Выручка - доход полученный фирмой после реализации товара (услуга, банковские услуги – то есть основная деятельность как предприятия)

Прибыль - это выручка, уменьшенная на величину издержек. Выясняя экономическую природу прибыли можно встретится с различными ее определениями все зависит от того к какой экономической школе принадлежит автор.

Продажу акций нельзя отнести ни к выручке, ни к прибыли, это просто доход.

С точки зрения марксизма, прибыль  это превращенная форма прибавочной  формы. Под последней понимается та часть стоимости продукта, которую рабочий создает сверх стоимости рабочий силы. Источник прибыли труд рабочего. По мнения неоклассика прибыль это доход от фактора производства, такого как предпринимательские способности. Она включает в себя так же определенное вознаграждение за фактор неопределенности. кейнсианцы очень часто трактуют прибыль как монопольный доход. Причина возникновения такой прибыли - искусственные ограничения, блокирующие действия свободной конкуренции

Необходимо различать следующие  виды прибыли:

1) бухгалтерская  прибыль будет рассчитываться  как разность между выручкой  и бухгалтерскими (внешними) издержками.

2) экономическая  прибыль - разность между выручкой  и эк. издержками (сумма внутренних и внешних издержки)

В экономической  литературе особняком стоит нормальная прибыль. Это экономическая категория ,которая показывает минимально допустимый уровень прибыли в долгосрочном периоде. Другими словами, это заработная плата предпринимателя за его труд.

Издержки - это  затраты, связанные с приобретением факторов производства. Важно различать издержки производства в эк. лит-ре и издержки призводства в бухгалтерском учете. это связано с оценкой внутренних издержек. В бухг. учете они не учитываются.

2)Издержки. Понятие. Виды  издержек.


 

Издержки  могут быть:

1) Внутренними (неявные) - это издержки, связанные с использованием собственной продукции, которая превращается в ресурс дальнейшего производства фирмы.

2) Внешние - затраты на приобретение факторов производства, не принадлежащих фирме.

Бухгалтерские -всегда внешние издержки, очень  редко учитывается часть внутренних по стоимости. Экономические издержки -сумма внешних и внутренних издержек (внутренние всегда берутся по рыночной цене).

В рамках внешних издержек иногда выделяют безвозвратные. Они осуществляются фирмой единожды, не требуют повторных затрат, не зависят от объемов производства и напрямую не могут быть возвращены фирме.

Поскольку экономические  издержки связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров и услуг, то, следовательно, экономические издержки -издержки упущенных  возможностей или альтернативные издержки. следовательно, в эк. издержки входит и нормальная прибыль.

 

3)Издержки в двух  временных периодах.


 

Издержки  рассматривают в двух временных  периодах:

1)краткосрочный  - время, в течение которого  предприниматель не может изменить  свои производственные мощности

2)долгосрочный  – время, в течение которого  объемы производства легко могут  быть изменены

Издержки в краткосрочном  периоде


 

В краткосрочном  периоде издержки делятся  на постоянные и переменные.

Постоянные издержки (TFC) – это издержки, величина которых не меняется в зависимости от объемов производства (арендная плата, затраты на электроэнергию, налоги, амортизация)

Переменные  издержки (TVC)-это те, которые зависят от объемов производства (зар.плата, затраты на сырье, материалы).

Общие издержки-это  сумма постоянных и переменных (TC= TFC+TVC)

График  1

От 0 до Q0 – положительный эффект масштаба

От Q0 и далее начинает действовать отрицательный эффект масштаба

В начале любого процесса производства переменные издержки нарастают уменьшающимися темпами, т.е. затраты на изготовление всегда меньше дохода, получаемого в результате реализации товара, но на определенном объеме ( для каждого производства этот объем собственный) издержки начинают нарастать очень интенсивно вследствие действия законоубывающей отдачи от фактора производства.

Для анализа  деятельности предприятия эффективно использовать показатель не общих, а  средних издержек.

Средние издержки это затраты на производство единицы продукции

ATC=TC/Q

AFC=TFC/Q

AVC=TVC/Q

График 2

 

MC- предельные  издержки – это прирост затрат  на дополнительную единицу продукции

MC=TCi-TCi-1=TVCi-TVCi-1

Издержки в долгосрочном периоде


 

Все издержки в долгосрочном периоде носят  характер переменных издержек.

График 3

При возможности  расширения производственных мощностей  предприниматель будет перепрыгивать  с одной кривой общих издержек на другую, правда с незначительным запаздыванием. Перепрыгивая с одной кривой на другую общие издержки сначала уменьшаются, но на определенном этапе (как бы он не расширялся) они постепенно начинают расти. Это объясняется завершение положительного действия масштаба для крупных производств и начала действия отрицательного эффекта масштаба, часто провоцируемого X-неэффективностью.

Положительный эффект масштаба – это некая первоначальная экономия средств, за счет таких факторов как специализация труда, более эффективное использование капитала, использование побочных продуктов, т.е. утилизация собственных отходов.

Отрицательный эффект масштаба возникает по многим причинам (X-неэфективность):

1) сложность управление крупным предприятием

2) снижение  эффективности контроля, чем больше  подчиненных, тем сложнее узнать, кто чем занимается

3) усложнение  путей координации.

Следовательно, в долгосрочном периоде  кривая средних общих издержек –  это нечто иное как кривая средних  переменных издержек. Конфигурация последней  зависит от вида производства:

1) кривая  с постоянной отдачей от роста  масштабов

(гр.4)

К отраслям с такой кривой относят легкую промышленность, деревообрабатывающую, пищевую.

 

 

 

 

2) кривая  с длительным действием положительного  эффекта масштаба

( гр.5)(большие концерны, вся добывающая  промышленность)

 

 

 

 

 

 

3) кривая  с быстроисчерпывающимся эффектом(гр.6) ,(питание, макдональдс)

Типы рыночных структур. Ценообразование в условиях совершенной  и несовершенной конкуренции.


1) Экономическая конкуренция, ее эволюция, виды и формы конкурентного поведения


 

Экономическая конкуренция – это соперничество  между участниками рынка за лучшее условие производства, купли продажи  товаров и услуг и т.д.

Конкуренция – это такой механизм, который  служит интересам всех членов общества, хотя для отдельно взятых индивидов  она может иметь негативные последствия. Современная конкурентная среда  является продуктом длительной эволюции. Первоначально понятие «конкуренция»  встречается в работах такого экономиста как Адам Смит. В рамках теории невидимой руки он подробно анализирует что из себя представляет конкуренция, как она воздействует на экономические интересы, насколько  она связана с механизмом саморегулирования  рынка. В течение долгого времени  экономисты анализировали только совершенную  конкуренцию. Анализ несовершенной  конкуренции впервые можно встретить  в работах экономистов начала 20 века таких как Эдуард Чемберлин, Джоан Робинсон, Джон Кейнс.

Информация о работе Этапы развития экономической теории