Эластичность спроса и предложения, зависимость эластичности от цены и дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 19:36, контрольная работа

Краткое описание

Товар Гиффена — это товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)

ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Кафедра экономики

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Ценообразование»

Вариант - 3

 

 

 

 

                                                                        Выполнила ст. гр. ЗЭ-21

                                                          Мустафина А.А.

 

                                   Проверил к.э.н., доцент

                    Шульгин О. В.

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск - 2014

 

1. Теоретическая  часть

    1. Эластичность спроса и предложения, зависимость эластичности от цены и дохода.

 

Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной. Эластичность спроса и предложения – способность спроса и предложения оставаться постоянными при изменениях цены, доходов покупателей и других факторов.

Коэффициент эластичности – показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит. Измеряется изменением количества экономической величины (например, величины спроса, предложения) при изменении фактора (например, цены) на единицу.

Виды эластичности:

1.) эластичность спроса по цене,

2.) эластичность спроса по доходу,

3.) перекрестную эластичность по  цене 2х товаров.

Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным. Товар Гиффена — это товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

  • Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) — рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).
  • Эластичный спрос (Ep(D) > 1) — рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.
  • Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) — это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.
  • Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

ΔQ — изменение величины спроса;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью (эластичностью, стремящейся к бесконечности) графически будет выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикальная линия.

Основные факторы, определяющие эластичность спроса по цене можно выделить следующие:

  • Наличие и доступность товаров-заменителей на рынке; 
  • Временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);
  • Доля расходов на товар в потребительском бюджете;
  • Степень насыщения рынка рассматриваемым товаром;
  • Разнообразие возможностей использования данного товара;
  • Важность товара для потребителя

Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.

В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.

Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).

Понятие эластичности, особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений.

 

    1. Государственная политика в области цен и ценообразования.

 

Ценовая политика – это практические действия федерального центра, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, направленные на установление, формирование и регулирование цен в национальной экономике, сфере услуг и осуществление контроля над соблюдением законодательства в области ценообразования. Ценовая политика является важной составляющей экономической политики государства, которая проводится путем анализа практики формирования цен (свободных, регулируемых и устанавливаемых государством). Государственными органами власти разрабатываются общие положения, рекомендации, направления, принципы, методы и нормативы установления и регулирования цен (тарифов), надбавок, наценок.

Способы государственного регулирования цен можно подразделить на:

Способы директивного (прямого) регулирования — установление:

  • фиксированных цен (фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);
  • предельных (максимальных и минимальных) цен (предельные уровни тарифов на электроэнергию, потребляемую населением);
  • базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (при расчете тарифов за услуги связи, в зависимости от категории потребителей, времени суток, дня недели);
  • индексации цен (при регулировании тарифов на ж/д перевозки грузов);
  • предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок(регулируются торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, продукты питания первой необходимости);
  • предельного уровня рентабельности;
  • гарантированных цен (предусматривается возможность применения гарантированных закупочных цен при реализации непосредственно государству с/х продукции, сырья и продовольствия).

Меры экономического (косвенного) регулирования:

  • Бюджетные дотации,
  • Компенсации затрат производителям,
  • Льготное кредитование и налоговые льготы (что позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен).

Важнейшие направления государственной ценовой политики определяются наряду с законодательными и нормативными правовыми актами указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Указом Президента РФ от 28.02.1995г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов», которым признается необходимость дальнейшей либерализации цен (тарифов) и осуществление их государственного регулирования на продукцию естественных монополий, постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утверждены Перечни продукции производственного технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем российском рынке осуществляют Правительство РФ, федеральные органы государственной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, а также Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Это прежде всего касается цен и тарифов на стратегическое сырье (газ, нефть), электро- и теплоэнергию, топливо, реализуемое населению, алмазное сырье и драгоценные камни, продукцию оборонного назначения, транспорт (перевозки пассажиров, багажа и грузов), связь, жилищно-коммунальные услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения и др.

Государственное регулирование цен (тарифов) продукции естественных монополий закреплено Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».

Также имеются нормативные документы по тарифам на электро- и тепловую энергию, которые регулируются федеральной службой по тарифам. В Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, введенных Министерством экономики РФ (в настоящее время Министерство экономического развития и торговли РФ), предусматривается порядок формирования и применения свободных цен (тарифов) продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме тех видов, по которым согласно действующему законодательству осуществляется государственное регулирование цен и тарифов.

 

2. Практическая часть

 

Исходные данные для расчета полной себестоимости и оптово-отпускной цены детали:

Наименование

Обозначение

Значение

Стоимость 1 кг материала (руб)

Цм

4,9

Чистый вес изделия (кг)

Мчд

1,1

Норма расхода материала на одно изделие (кг)

Мнрм

1,5

Стоимость возвратных отходов за

1 кг (руб)

Цотх

0,49

Транспортно-заготовительные расходы (%)

dтр

11

Штучное время на изготовление изделия (трудоемкость) (н/час)

Тд

0,5

Разряд работы для определения часовой тарифной ставки

Зчс

4

Премия (%)

dпр

38

Дополнительная заработная плата (%)

dдз

16

Страховые взносы (%)

dотч

34

Износ инструментов и приспособлений (%)

dиип

57

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (%)

dрсэо

520

Цеховые расходы (%)

420

Общезаводские расходы (%)

dобз

360

Внепроизводственные расходы (%)

dвнп

2,8

Плановая рентабельность (%)

R

23

НДС (%)

НДС

18

Программа выпуска (тыс. штук)

N

20


 

 

1. Определение материальных затрат

1.1 Затраты на материалы:

См = Мнрм*Цм = 1,5*4,9=7,35 (руб.)

1.2 Определение величины  отходов материала:

Мотх = Мнрм - Мчд  = 1,5-1,1=0,4 (кг.)

1.3 Определение стоимости отходов:

Сотх = Мотх*Цотх = 0,4*0,49=0,2  (руб.)

1.4 Стоимость основных  материалов за вычетом отходов:

С’м = См - Сотх  = 7,35-0,2 = 7,15(руб.)

1.5 Определение транспортно-заготовительных  расходов:

Стр = [См*dтр]/100%  = (7,35*11)/100%=0,8 (руб.)

2. Определение заработной платы основных производственных рабочих

2.1 Заработная плата с  учетом районного коэффициента:

Зо = Тд*Зчс*1,15=0,5*4*1,15=2,3 (руб.)

2.2 Премия:

Зпр = [Зо*dпр]/100% = (2,3*38)/100%=0,9   (руб.)

2.3 Дополнительная заработная  плата основных рабочих:

Здз = [(Зо + Зпр)*dдз]/100% = ((2,3+0,9)*16)/100%=0,51 (руб.)

2.4Страховые взносы:

Зотч = [(Зо + Зпр + Здз)*dотч]/100% = ((2,3+0,9+0,51)*34)/100%=1,26(руб.)

3. Затраты на износ инструментов и приспособлений:

Сиип = (Зо * dиип )/100% =(2,3*57)/100% = 1,3 (руб.)

4. Ррасходы на содержание и эксплуатацию оборудования:

Срсэо = (Зо* dрсэо )/100% = (2,3*520)/100%=11,96  (руб.)

5. Цеховые расходы:

Сц = (Зо* dц )/100% = (2,3*420)/100%=9,66 (руб.)

6. Общезаводские расходы:

Собз = (Зо* dобз )/100% = (2,3*360)/100%=8,28 (руб.)

7. Определение производственной себестоимости:

Спр = С’м + Стр + Зо + Зпр + Здз + Зотч + Сиип + Срсэо + Сц + Собз = 7,15+0,8+2,3+0,9+0,51+1,26+1,3+11,96+9,66+8,28 = 44,12 (руб.)

8. Внепроизводственные расходы:

Свнп = (Спр * dвнп )/100% = (44,12*2,8)/100% = 1,24 (руб.)

9. Определение полной себестоимости:

Сп = Спр + Свнп = 44,12+1,24 = 45,36  (руб.)

10. Нормативная прибыль:

Пн = (Сп * R)/100% = (45,36*23)/100% = 10,43  (руб.)

12. Расчетно-отпускная цена изделия:

Цо = Сп + Пн + НДС = 45,36 + 10,43 = 55,79  (руб.)

Калькуляция себестоимости детали

Калькуляционные статьи затрат

Сумма,

в руб.

В % к полной с/с

1.Основные материалы за  вычетом отходов

2.Транспортно-заготовительные  расходы

7,15

0,8

15,8

1,8

3.Итого материальных затрат

7,95

17,5

4.Зарплата производственных  рабочих

5.Премия

6.Дополнительная зарплата

7.Страховые взносы

8.Износ инструментов и  приспособлений

9.Расходы на содержание  и эксплуатацию оборудования

10.Цеховые расходы

11.Общезаводские расходы

2,3

0,9

0,51

1,26

1,3

11,96

 

9,66

8,28

5,07

19,8

1,12

2,8

2,9

26,4

 

21,3

18,3

12.Производственная себестоимость

13.Внепроизводственные расходы

44,12

1,24

97,27

2,7

14.Полная себестоимость

15.Прибыль (нормативная)

16.НДС

45,36

10,43

18

100

23

39,7

17.Оптовая цена с НДС

55,79

123

Информация о работе Эластичность спроса и предложения, зависимость эластичности от цены и дохода