Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении законов спроса и предложения, их роли в установлении рыночной цены и уравнивании стоимости и ценности товаров и услуг.
Для достижения поставленной мной цели предполагается решить следующие задачи:
1.Закон спроса и предложения
2.Эластичность спроса и предложения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Закон спроса и предложения 5
1.1 Равновесие на рынке 5
1.2 аНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………….13
2. Эластичность спроса и предложения 15
2.1 Эластичность спроса 15
2.2 Эластичность предложения 17
Заключение 21
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Закон спроса и предложения - копия.docx

— 166.95 Кб (Скачать файл)

      Следует также отметить, что колебания цен товаров с различной эластичностью спроса по-разному влияют на изменение цен остальных товаров. Так, если цена товара с неэластичным спросом возрастает, то общие расходы на покупку этого товара растут, что при неизменном доходе приводит к сокращению спроса на другие товары, а следовательно, и к снижению их цен.

      Когда мы говорим о спросе, то подразумеваем, конечно, платежеспособный спрос. Поэтому, как уже было показано ранее, одним из важнейших факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы говорим об эластичности спроса в зависимости от дохода. В частности, хорошо известно, что изменение доходов покупателей оказывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими словами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше.

      Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом  эластичности:

      

      Для большинства товаров зависимость  между доходами и спросом прямая, т. е. с ростом доходов спрос увеличивается. Однако в некоторых случаях зависимость может быть обратной. Обычно это касается товаров низкого качества, с низкими потребительскими свойствами, которые потребляют наиболее бедные слои населения. С ростом доходов также обычно падает спрос на такие продукты питания, как хлеб и картофель, поскольку потребители получают возможность включать в свой рацион больше мяса, овощей и фруктов.

      На  основе  анализа  взаимосвязи  между  изменением  дохода  и  спросом на разные товары можно построить  график «доход-расходы» для отдельного блага (при предположении, что цена блага остается неизменной). Такие графики называют кривыми Энгеля.4( Эрнст Энгель (1821-1896)-немецкий статистик, занимавшийся анализом влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов.  )В приложении 3 показан примерный вид кривых Энгеля для нормальных товаров (кривая EJ, предметов роскоши (кривая Е2) и низкокачественных товаров (кривая Е3). На оси абсцисс откладывается уровень дохода (/), а на оси ординат - расходы на потребление данного блага

      Рассуждения относительно эластичности спроса в целом могут быть применены и при анализе воздействия цены на предложение.

2.2 Эластичность предложения

      Эластичность  предложения - это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения (Е) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

      

      В приложении 3 показаны три линии предложения с разной эластичностью. Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т. д.

      Говоря  об эластичности спроса и предложения, т. е. о том, насколько при изменении цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во времени и, следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Особенно большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.

      Исходя  из этого, наше понимание рыночного  равновесия должно быть дополнено анализом согласования спроса и предложения  с учетом элемента времени.

      Предположим, спрос на какой-либо товар вырос. Поскольку предложение этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь повышением цены. Кривая предложения S1 представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса в положение D2 увеличивает цену равновесия до Р2.

      В условиях краткосрочного равновесия число предприятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предложение несколько увеличивается, и кривая S2 становится слегка наклонной, поскольку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предложения немного возрастает до Q3, а цена равновесия Р3 становится ниже.

      Наконец, когда рассматриваем длительное равновесие (См. приложение 3), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4, a цена равновесия еще более снизилась.

      Таким образом, эластичность предложения  растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени, что способствует установлению нормальных цен. То, насколько быстро предложение может приспособиться к изменившимся ценам в конечном итоге зависит от степени мобильности экономических ресурсов.

      С понятием эластичности спроса и предложения  связано понятие гибкости цены, которая может быть определена как величина, обратная эластичности. Она измеряет влияние данного изменения величины спроса и предложения на цену.

      Понятия эластичности спроса и предложения  по цене имеют большое практическое значение не только для понимания поведения потребителя на рынке или ценовой стратегии фирм, но и для анализа последствий экономической политики государства, в частности, политики налогообложения. Одним из важнейших здесь является вопрос распределения налогового бремени, т. е. кто реально уплачивает тот или иной налог. Предположим, равновесная цена товара на рынке составляет 1 долл., и государство вводит дополнительный налог на производителя в размере 50 центов на каждую единицу данного товара. Кривая предложения в этом случае сдвигается вверх на величину налога, и цена товара должна возрасти.

      Если  бы увеличение цены в точности соответствовало  размеру налога, то это бы означало, что производитель полностью перекладывает уплату налога на покупателя (это возможно в случае нулевой эластичности спроса). На рисунках  показано, что реальное распределение налогового бремени между продавцом и покупателем зависит от эластичности спроса и предложения.  При неэластичном спросе и эластичном предложении цена сильно увеличивается и большую часть налога уплачивает покупатель (в нашем примере 35 центов из общей суммы налога фактически платит покупатель и только 15 центов - производитель). При эластичном спросе и неэластичном предложении повышение цены приводит к тому, что потребители существенно сокращают закупки данного товара, переключая свой спрос на товары-субституты, и производителю уже не удается переложить на покупателя бремя уплаты налога (цена возрастает только на 15 центов, а остальную сумму налога платит сам производитель).

 

Заключение

      В  курсовой работе было рассмотрено закон спроса и предложения, его роль в установлении рыночной цены, рыночное равновесие спроса и предложения и эластичность спроса и предложения.

      Подведем  краткие итоги моей работы:

      Роль  закона спроса и предложения в  установлении рыночной цены очень существенна. Согласно закону равновесия спроса и предложения, формируется цена любого товара.

        Равновесие — это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкретных сил.

      Закон спроса имеет силу в отношении  практически всех товаров.

      Эластичность  предложения - это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Роль закона спроса и предложения в установлении рыночной цены очень существенна. Согласно закону равновесия спроса и предложения, формируется цена любого товара. Равновесие — это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.

      Равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкретных сил.

      Закон спроса имеет силу в отношении  практически всех товаров.

        Эластичность предложения - это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Роль закона спроса и предложения в установлении рыночной цены очень существенна. Согласно закону равновесия спроса и предложения, формируется цена любого товара.

    Понятие спроса и предложения относятся  к числу самых фундаментальных  в микроэкономике.

    Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.

    В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает  покупаемые блага с теми "жертвами", которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между  потребностями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью – деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос – это планы или намерения покупателя относительно покупки товара. Спрос и его динамику в зависимости от цены можно проиллюстрировать с помощью таблицы   и рисунка.

    Закон предложения показывает, что производители  хотят изготовить и предложить к  продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при  низкой. Для продавца цена – побудительный  мотив и стимул к тому, чтобы  производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя  цены – сдерживающий фактор, так  как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

    Взаимодействие  спроса и предложения, их координация  осуществляется на основе ценового механизма  и конкуренции. Эго взаимодействие приводит к формированию равновесной  цены, при которой величина спроса и величина предложения сбалансированы.

    Цена равновесия – это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. В этой точке совпадают количества товаров, которое потребитель желает купить, а производитель – продать.

    Термин  эластичность используется для обозначения  меры реагирования одной переменной величины на изменение другой.

    Изменение эластичности по доходу тесно связано  с понятием нормальных товаров и  товаров низшего качества. Для  нормальных товаров рост дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в  этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на нормальные товары положительна. Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Здесь доход и спрос изменяются в противоположном направлении, а значит, эластичность спроса по доходу на товары низшего качества отрицательна. Товары первой необходимости не чувствительны к доходам: их потребление, как правило, не меняется в зависимости от роста или падения дохода.

    Таким образом, эластичность спроса по доходу можно разделить условно на три  основные формы:

    1) положительная. Здесь объем спроса  растет с ростом дохода –  это нормальные блага; 

    2) отрицательная. Здесь объем спроса  падает с ростом дохода –  это блага низшего качества;

    3) нулевая (нейтральная). Здесь объем  спроса не чувствителен к изменению  дохода – это товары первой  необходимости. 

    Перекрестная  эластичность спроса связана с понятием товаров- субститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга. Она  показывает степень изменения в  количестве покупаемого товара в  ответ на изменение в цене на другой товар.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения