Экономическое содержание и значение налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:52, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 71.20 Кб (Скачать файл)

Например, К.П. Романов 5 мая 2011 г. открыл в банке рублевый вклад на год в размере 100 000 руб. под 21% годовых. Проценты начисляются ежеквартально по истечении каждого трехмесячного периода с даты открытия вклада. 
Значит, в 2011 г. он получит процентный доход по вкладу дважды - 5 августа и 5 ноября. 
Допустим, что в течение периода, за который начислялись проценты, действовала ставка рефинансирования ЦБ РФ в размере 15%. 
По правилам ст. 839 ГК РФ проценты на сумму вклада начисляются со дня, следующего за днем ее поступлением в банк. 
Таким образом, 5 августа 2011 г. банк начислит проценты на сумму вклада К.П. Романова в размере 5293,15 руб. (100 000 руб. x 21% x 92 дн. / 365 дн.). 
Проценты, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в расчетном периоде, составят 5041,1 руб. ((100 000 руб. x (15% + 5%) x 92 дн. / 365 дн.)) Следовательно, налоговая база по процентному доходу равна 252,05 руб. (5293,15 руб. - 5041,1 руб.), а сумма налога, подлежащая уплате с указанного дохода, составит 88 руб. (252,05 руб. x 35%). 
5 ноября 2011 г. на сумму вклада К.П. Романова банк также начислит проценты в размере 5293,15 руб. (100 000 руб. x 21% x 92 дн. / 365 дн.). 
Проценты, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования, составят 5041,1 руб. (100 000 руб. x (15% + 5%) x 92 дн. / 365 дн.). Следовательно, налоговая база по процентному доходу равна 252,05 руб. (5293,15 руб. - 5041,1 руб.), а сумма налога, подлежащая уплате с указанного дохода, - 88 руб. (252,05 руб. x 35%).

По  ставке 35% облагаются процентные доходы и по срочным пенсионным вкладам, если они превышают указанные  пределы. Причем вне зависимости  от того, когда такие вклады были открыты (Письма Минфина России от 13.08.2008 N 03-04-05-01/294, от 28.07.2008 N 03-04-05-01/274, от 07.06.2008 N 03-04-06-01/161, от 03.06.2008 N 03-04-05-01/187, от 18.01.2008 N 03-04-05-01/6, УФНС России по г. Москве от 17.01.2008 N 28-10/004172). 
Ставка 35% применяется в отношении процентов по срочным пенсионным вкладам, которые начислены с 2008 г. При этом за предыдущие периоды исчисленный НДФЛ с таких доходов по данной ставке не пересчитывается (Письмо УФНС России по г. Москве от 24.06.2008 N 28-11/059324).

Обратите внимание! 
Если вклад в банке открыт не в денежных средствах, а, к примеру, в драгоценном металле, то, по мнению контролирующих органов, проценты по такому вкладу облагаются НДФЛ по ставке 13%. Причем налогообложению подлежит вся сумма процентов независимо от того, превышает она установленные пределы или нет (Письма Минфина России от 11.03.2009 N 03-04-06-01/56, от 13.02.2009 N 03-04-06-01/31, от 20.02.2007 N 03-04-06-01/43, УФНС России по г. Москве от 05.12.2008 N 18-14/4/113545, от 24.03.2008 N 28-10/028581);

3) при  получении дохода в виде материальной  выгоды от экономии на процентах  по заемным (кредитным) средствам  (абз. 4 п. 2 ст. 224 НК РФ). Причем налог платится со следующих сумм (п. 2 ст. 212 НК РФ): 
- по рублевым займам (кредитам) - с суммы превышения размера процентов, исчисленного исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты налогоплательщиком процентов, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (пп. 3 п. 1 ст. 223, пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ); 
- по валютным займам (кредитам) - с суммы превышения размера процентов, исчисленного исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

4) при  получении пайщиками следующих  доходов от кредитного потребительского  кооператива или сельскохозяйственного  кредитного потребительского кооператива: 
- дохода в виде платы за использование кредитным потребительским кооперативом денежных средств, внесенных пайщиками; 
- процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых от пайщиков в форме займов. 
НДФЛ необходимо рассчитать с части превышения размеров указанных доходов над суммой процентов, исчисленной исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5% (п. 2 ст. 224 НК РФ) <4>. 
-------------------------------- 
<4> Указанные положения действуют с 1 января 2011 г. (п. 3 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 207-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Налог на прибыль

Одним из основных источников увеличения доходной части государственного бюджета  является налог на прибыль. Данный вид  налога взымается с физических и юридических лиц в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В 2013 году никаких серьезных поправок в Налоговый кодекс не ожидается, поэтому, можно сказать, что налог на прибыль в 2013 году останется без изменений.

В соответствии со статьей 284 Налогового кодекса РФ, ставка налоговая на прибыль устанавливается в размере 20%, но есть исключения. Данная ставка делиться на 2% — они поступают в Федеральный  Бюджет РФ и на 18% — они перечисляются  в местные бюджеты субъектов  РФ.

Для отдельных категорий налогоплательщиков налоговая ставка на прибыль может  быть снижена. Местные органы самоуправления имеют право понижать налоговую  ставку на средства, которые зачисляются  в местный бюджет субъекта РФ. Но при этом, ставка на прибыль не может  быть ниже 13,5 %.

Также кроме основной ставки имеется  и специальные ставки налога на прибыль, регулируемые Налоговым кодексом РФ. Ставки налагаются на доходы, полученные от дивидендов — 0%, 9%, 15%; применяются  для отдельных видов долговых обязательств — 0%, 9%, 15%; для зарубежных организаций, доходы которых не связанны с деятельностью в РФ через  постоянные представительства — 10%, 20%, а также для ЦБ РФ — 0%.

Подоходный налог

В РФ одним из самых распространенных налогов является подоходный налог, так как он взымается абсолютно со всех работающих граждан. Ведь от того, какой будет размер данного налога в 2013 году, зависит, какие доходы будут в каждой семье. Поэтому к нему такое пристальное внимание. Рассмотрим, какие изменения ожидают российских граждан в налоговом законодательстве, а также как изменится сам подоходный налог в 2013 году и какие будут ставки НДФЛ?

К счастью изменения ставки НДФЛ и подоходного налога в 2013 году для  российских граждан не предвидится. Российским Правительством и Президентом  Российской Федерации было принято  решение не увеличивать подоходный налог в 2013 году. Для покрытия дефицита бюджета необходимо не повышать налоги, а искать более эффективное использование  бюджетных средств.

Как и в предыдущем году в 2013 году граждане, у которых годовой доход  не превышает пятьсот двенадцать тысяч рублей, будут оплачивать подоходный налог в размере 13% от общей суммы  доходов. Если годовой доход превышает  пятьсот двенадцать тысяч рублей, то подоходный налог составит 23%. Можно  сделать вывод, что в 2013 году ставки НДФЛ не изменятся.

Налог на объекты роскоши

Последние годы в России ходят слухи  о введение налога на роскошь. Конкретных решений пока нет, но планы прорабатываются  и в экспертном сообществе, и в  правительстве.

В соответствии с разработанными Правительством РФ дополнениями владельцы автомобилей  мощностью более 410 лошадиных сил  будут платить дополнительные налоги. Также введены дополнительные ставки для владельцев дорогой недвижимости.

Налоги для ИП

Налоги ИП с 2013 года несколько меняются.

Налоговым кодексом РФ регулируется упрощенная система налогообложения, а в частности главой 26.2. Организации  и ИП могут по своему желанию выплачивать  упрощенный налог вместо налога на прибыль, НДС и налога на имущество. Налог может выплачиваться по двум ставкам. Это 6% с суммы всех общих доходов (УСН с объектом «Доходы») либо 15% с разницы между  расходами и доходами (УСН с  объектом «Доходы минус расходы»).

В соответствии со статьей 346.12 НК РФ определенным организациям и ИП нельзя использовать упрощенную систему налогообложения. В специальной книге налогоплательщики, использующие упрощенный налог обязательно  ведут учет расходов и доходов. Предоставление налоговой декларации осуществляется до 31 марта года, который следует за отчетным. Авансовые платежи рассчитываются и уплачиваются в течение отчетного года.

С 2013 года вводится патентная система  налогообложения. Индивидуальный предприниматель  имеет право приобретать патент на определенные виды деятельности (их перечень приведен в статье 346.43 НК РФ), если деятельность осуществляются не по договору о совместной деятельности (договору простого товарищества) либо договору доверительного управления имуществом. Патентной системой налогообложения  могут воспользоваться индивидуальные предприниматели, у которых оформлено  не более пятнадцати наемных работников и доходы от реализации по патентным  видам деятельности не превышают 60 миллионов рублей в год, и регулярно  уплачивающие патентный налог.

Стоимость патента исчисляется  по ставке 6% от возможного дохода индивидуального  предпринимателя на протяжении одного года. Субъектом Российской Федерации  определяется потенциально возможный  годовой доход. Минимальная сумма  его составляет сто тысяч рублей, а максимальная один миллион рублей.

Предприниматель, получивший патент освобождает от уплаты налога на имущество  и НДФЛ в отношении имущества  и доходов, используемых в осуществлении  деятельности, для которой был  приобретен патент. Приобретение патента  возможно на период от одного месяца до года. Патент действует только на территории его приобретения. Для того чтобы  приобрести патент ИП необходимо обратиться в налоговый орган с письменным заявлением. Патентный налог выплачивается  частями на протяжении периода его  действия. Самый большой плюс патента  состоит в том, что индивидуальному  предпринимателю не нужно представлять декларацию в налоговый орган.

 

 

 

 

 

 

Прямые и косвенные  налоги

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).  
В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.  
В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:  
- Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия. 
- Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), — подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на владельцев транспортных средств. Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Кто является плательщиком данного налога? Его плательщики — это предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также иностранные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью в России.  
 
Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

Виды прямых налогов

1. Подоходный налог с  физических лиц (налог на личные  доходы) является вычетом из доходов  налогоплательщиков - физических лиц,  как имеющих, так и не имеющих  постоянного местожительства в  Российской Федерации, включая  иностранных граждан, так и  лиц без гражданства. Платежи  осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится  в конце его. Нормой налогообложения  является налоговая ставка - размер  налога на единицу налогообложения.  В России минимальная ставка  подоходного налога составляет 12%, максимальная - 45%.  
 
Не подлежат налогообложению: государственные пособия по социальному страхованию; все виды пенсий; доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму 12-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.  
 
2. Налог на прибыль предприятий взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. В России ставка этого налога близка к той, что действует в развитых странах - до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.  
 
3. Социальные взносы охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично - их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансирование этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.  
 
4. Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства.  
 
5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.  
 
Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории РФ. Освобождаются от НДС услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

 

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.  
 
В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально — его покупатель.

Преимущества  и недостатки косвенных налогов

Главным недостатком косвенных  налогов является то, чти при них  о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению  лица, тогда как истинная платежная  способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее  в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность  обложения. При обложении же предметов  первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными  средствам плательщиков.  
 
Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.  
 
К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.  
 
Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

Виды косвенных  налогов

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают акцизы –  косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего  производства, в отдельных странах  акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу  взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные  виды и группы товаров, и универсальные  – взимаемые со стоимости всего  валового оборота (НДС). Универсальные  акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление  универсального акциза в бюджет), ими  облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный  акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный  налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня  для него характерна однократность  обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие  от налога с оборота взимается  не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая  добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные  расходы.  
 
Второй вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.  
 
Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:  
 
1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;  
2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок) ;  
3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

Информация о работе Экономическое содержание и значение налогов