Экономическое неравенство и бедность как проблемы российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть последствия бедности и экономического
неравенства для российской экономики;
исследовать особенности и характерные черты бедности и
неравенства в России;
выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации и
рассмотреть политику социальной защиты населения.

Содержание

Введение…………………………………..……………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект анализа трудовых доходов и бедности ..….5
Понятие, причины и критерии бедности ……………………………..5
Понятие «Трудовые доходы» и их роль в обеспечении качества жизни……………………………………………………..……. .............9
Глава 2. Экономическое неравенство и бедность как проблемы российской экономики …………………………………………………………………….13
2.1. Особенности, тенденции, динамика и результаты неравенства в
России…………………………………………………………………………13
2.2. Социальная защита населения в России………………………………16
Заключение …………………………………………………………………..21
Список источников ………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АСТХс.docx

— 65.31 Кб (Скачать файл)

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  1. Поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума;
  2. Создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  3. Снижения уровня социального неравенства;
  4. Повышения доходов населения.

Общий объём социальных выплат показан в таблице 2.4 (см. Приложение 2).

Обеспечение минимальных  социальных гарантий - важное направление  социальной защиты - оно качественно  отличается от других тем, что оно  призвано обеспечить независимо от материального  положения и социальных рисков равный доступ граждан страны к базовым  социальным благам и государственную  гарантию удовлетворения минимальных  потребностей населения.

Система минимальных гарантий охватывает все основные направления  и формы социально-трудовых отношений - от установления минимальной оплаты труда до определения минимальных  размеров конкретных выплат.

Заключение

 

Бедность значительной части  населения на протяжении ряда лет  продолжает оставаться одной из главных  социальных угроз успешного развития общества. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних  лет, серьезно изменили социальную структуру  общества. Произошло стремительное  социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство  людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в  условиях рыночной нестабильности. В  этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью. Неудовлетворение потребности может  вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к  его гибели.

Бедность ведёт к самым  негативным последствиям как для общества, так и для экономики. Поэтому борьба с ней является первоочередной задачей. Можно прийти к выводу, что бедность нельзя искоренить полностью. Однако это не означает, что с бедностью не надо бороться. Соответствующие усилия предпринимались и предпринимаются. Для решения проблемы бедности государству и общественным организациям недостаточно просто проводить социальные программы по поддержке малоимущих, а нужно еще и стимулировать увеличение числа представителей среднего класса.

Нельзя забывать о гражданах  из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи  и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных  причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий  населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.

В ходе выполненной работы были сделаны следующие выводы:

1. Бедность – это острейшая социальная проблема. Изменить ситуацию к лучшему могут только совместные усилия государства и общества.

2. Процессы, происходящие в экономике России характеризуются наиболее острой формой неравенства.

3. Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения.

В Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, среди основных приоритетов  социальной политики указано снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов, в том  числе: 

  • преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с 2010 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016 - 2020 годам); 
  • снижение уровня абсолютной бедности с 13,4 процента в 2007 году до 6 - 7 процентов в 2020 году и относительной бедности (или малообеспеченной части населения) с 22 процентов в 2007 году до 15 процентов в 2020 году, увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения;
  • снижение дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных) с 16,8 раза в 2007 году до 12 раз в 2020 году;

Таким образом, все  поставленные во введении задачи были решены.

Список источников

 

  1. Бобков В.С. Российская бедность: измерение и пути преодоления/ В.С. Бобков// Общество и экономика.- 2007.- № 3.- с.19-37.
  2. Богомолова Т.Ю. Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр/ Т.Ю. Богомолова// Экономист.- 2009.- № 6.- с.4-11.
  3. Денисов, Н.А. Проблема бедности в России в контексте макроэкономической политики/ Н.А. Денисов// Уровень жизни населения регионов России.- 2010.- № 1-2.- с.54-69.
  4. Журавлев В.В. Государственный бюджет : Конспект лекций / В. В. Журавлев, Н. Т. Савруков. – СПб. : Изд–во Политехника, 2008. – с.13-14.
  5. Кислицына О.Ф. Неравенство в распределении доходов и здоровья в современной России / О.Ф. Кислицына. – М. -  2006. – 47с. Курс экономической теории: учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2007. - 1040 Римашевская Н. М. Богатство и бедность  //Народонаселение 2011 №2.
  6. Римашевская Н. О проблеме преодоления бедности и неравенства. // Экономическая наука современной России, 2005, №3.-с.254-271
  7. Словарь гендерных  терминов, Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной 
  8. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия): Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1998. - 326 с.
  9. Федеральная служба государственной статистики, Об уровне жизни [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики - режим доступа:
  10. http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/level/ (Обновлено 02.07.2012 г.)

 

Приложение 1

 

Таблица 2.3.

Средний размер назначенных  пенсий по видам пенсионного обеспечения  и категориям пенсионеров на 1 января 2012 года (рублей). [10]

 

Всего

В том числе

Трудовой пенсии

Накопительной части трудовой пенсии

По государственному пенсионному  обеспечению

Все пенсионеры

7593,9

7117,5

-

476,4

Из них получающие пенсии:

       

По старости

8165,8

8043,0

-

122,8

По инвалидности

5136,5

5006,2

-

130,3

По случаю потери кормильца (на каждого  нетрудоспособного члена семьи)

4819,1

4771,7

-

47,4

Пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и  члены их семей

6855,9

2037,8

-

4818,1

Федеральные государственные гражданские  служащие

10968,6

8952,8

-

2015,8

За выслугу лет (из числа пенсионеров-космонавтов)

56574,2

1524,2

-

55050,0

Летчики-испытатели

51017,9

29658,0

-

21359,9

Социальные

4730,5

-

-

4730,5


 

 

 

 

Приложение 2

 

Таблица 2.4.

Общий объем социальных выплат (по данным баланса денежных доходов  и расходов населения, млрд. руб)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Социальные выплаты

1755,6

2080,4

2477,7

3333,3

4247,7

5711,3

из них:

           

пенсии

1254,6

1438,3

1669,7

2282,3

2825,8

3961,4

пособия

314,9

467,5

639,5

830,0

1167,9

1498,3

стипендии

10,0

11,3

26,4

35,7

39,8

40,8

Удельный вес социальных выплат, процентов:

           

в ВВП

8,1

7,7

7,5

8,1

10,9

12,7

в объёме денежных доходов населения

12,7

12,0

11,6

13,2

14,8

17,8

Изменение социальных выплат, в процентах  к предыдущему году

110,7

108,0

109,3

117,9

114,1

125,8


 

(http://www.nizstat.sinn.ru/digital/region12/DocLib/obshij_obem_soc_vyplat.htm)

1 Бобков В.С. Российская бедность: измерение и пути преодоления/ В.С. Бобков// Общество и экономика.- 2007.- № 3.- с.19-37.

2 Журавлев В.В. Государственный бюджет : Конспект лекций / В. В. Журавлев, Н. Т. Савруков. – СПб. : Изд–во Политехника, 2008. – с.13-14.

3 Кислицына О.Ф. Неравенство в распределении доходов и здоровья в современной России / О.Ф. Кислицына. – М. -  2006. – 47с. Курс экономической теории: учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2007. - 1040 с.

4 Богомолова Т.Ю. Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр/ Т.Ю. Богомолова// Экономист.- 2009.- № 6.- с.4-11.

5 Денисов, Н.А. Проблема бедности в России в контексте макроэкономической политики/ Н.А. Денисов// Уровень жизни населения регионов России.- 2010.- № 1-2.- с.54-69.


Информация о работе Экономическое неравенство и бедность как проблемы российской экономики