Экономическое неравенство и бедность как проблемы российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть последствия бедности и экономического
неравенства для российской экономики;
исследовать особенности и характерные черты бедности и
неравенства в России;
выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации и
рассмотреть политику социальной защиты населения.

Содержание

Введение…………………………………..……………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект анализа трудовых доходов и бедности ..….5
Понятие, причины и критерии бедности ……………………………..5
Понятие «Трудовые доходы» и их роль в обеспечении качества жизни……………………………………………………..……. .............9
Глава 2. Экономическое неравенство и бедность как проблемы российской экономики …………………………………………………………………….13
2.1. Особенности, тенденции, динамика и результаты неравенства в
России…………………………………………………………………………13
2.2. Социальная защита населения в России………………………………16
Заключение …………………………………………………………………..21
Список источников ………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АСТХс.docx

— 65.31 Кб (Скачать файл)

Общество охраняет и защищает трудовые доходы людей. В то же время  оно дает отпор стяжательским  устремлениям отдельных лиц, стремящихся  жить за счет чужого труда.

 Основная нагрузка по финансированию роста трудовых доходов населения, улучшению условий и охраны труда работников, повышению качества рабочей силы, совершенствованию пенсионного обеспечения и социального страхования, помощи семьям с детьми, сдерживанию массовой безработицы, помощи временно не работающим гражданам ляжет на предприятия, бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, финансовые ресурсы которых при их рациональном расходовании позволят осуществить намеченные меры.3

Нормативно – правовые документы регламентирующие трудовые доходы:

 «О развитии системы сертификации персонала в РФ» Постановление Минтруда и СР РФ, от 29 апреля 1997 г., № 21/9.

Трудовой кодекс РФ. Принят ГД 21 декабря 2001 г., СФ— 26 декабря 2001 г., вводится в действие с 1 февраля 2002 г. (до этого действовал «Кодекс законов  о труде РСФСР от 9 декабря 1971 г.»).

«О милиции». Закон РФ № 1026-1 от 18 апреля 1991 г.

«О федеральных органах  налоговой полиции». Закон РФ от 24 июня 1993 г.

«О центрах психологической  диагностики МВД, ГУВД, УВД (с изменениями  от 25 мая 1996 г.)». Приказ МВД РФ № 330 от 22 августа 1995 г.

«Об утверждении Положения  о психологической службе таможенных органов РФ». Приказ ГТК РФ № 402 от 7 июля 1997 г.

Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках (требований) по общеотраслевым отраслям служащих. Постановление Минтруда РФ № 32 от 6 июня 1996 г.

Об охране труда

«Об основах охраны труда  в РФ». Федеральный закон. Принят ГД 23 июня 1999 г., одобрен СФ 2 июля 1999 г. // Бюллетень Минтруда, 1999, № 8.

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний». Федеральный закон. 1998-1999-2000.

«О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». Постановление  Минтруда и СР РФ от 14 марта 1997 г. № 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономическое неравенство и бедность как проблемы     российской экономики

2.1. Особенности, тенденции, динамика и результаты неравенства в России

             Переход в России от государственной системы формирования доходов населения и гарантированной государством системы социального обеспечения всего населения к рыночным принципам формирования доходов граждан неизбежно вызвал кардинальные изменения во всей системе доходов. Об этом свидетельствуют данные таблицы [Приложение 2]. Эти изменения сочетались с падением объёмов производства, разрушением традиционных хозяйственных связей и приватизацией государственной собственности.

Произошло значительное изменение  источников доходов населения. С  одной стороны, происходило снижение доли оплаты труда в исчислении денежных доходов в силу объективного и  оправданного увеличения доходов от собственности и предпринимательской  деятельности. Практически неизменной оставалась доля социальных трансфертов. Значительная социально-экономическая дифференциация по доходам в рыночной экономике неизбежна в силу целого ряда причин: объективных различий в оплате труда, социальных приоритетов поддержки тех или иных видов деятельности, более высоких доходов в предпринимательской среде и т.д. Однако процессы, происходившие в экономике России на первом этапе, характеризовались наиболее острой формой неравенства - поляризацией доходов.

Это нашло выражение в  разрыве между доходами самых  бедных и самых богатых слоёв  населения. Социальное неравенство  в получении доходов нашло  своё выражение в дифференциации расходов.

Таким образом, сформировались существенно различающиеся, фактически полярные группы по уровню доходов, уровню и характеру потребления благ. России оказалась перед сложной  задачей - внести существенные изменения  в характер распределения доходов  в обществе при одновременном  увеличении объёмов денежных доходов  на душу населения.

О сложности данной задачи говорит тот факт, что хотя за 2004 - 2011 гг. номинальные среднедушевые денежные доходы увеличились значительно - с 3337,2 руб. в декабре 2004 г. до 15 880 руб. в декабре 2011 г., этот рост не сопровождался серьёзными изменениями структуры доходов населения в сторону более справедливого распределения благ. Об этом свидетельствует дальнейший, хотя и более медленный, рост коэффициента Джинни, который достиг в 2008 г. 0,406, продолжающийся рост коэффициента фондов. Конечно, позитивным является то, что рост данных показателей замедлился, однако прежние тенденции поляризации доходов далеко еще не преодолены.

Черта бедности (poverty line) Ориентировочный уровень дохода, позволяющий не опуститься до нищеты. Этот уровень зависит от многих факторов: количества иждивенцев в семье, пристрастия к дурным привычкам, включая алкоголь и табак; необходимости платить проценты по займам, взятым по причине чрезмерных предыдущих трат; способности расходовать столько денег, сколько у них есть. Страны различаются также тем, в какой мере некоторые потребности например медицинское обслуживание, обеспечиваются коллективно. Из-за этого бедность, похоже, будет приносить значительные страдания, до тех пор, пока минимальный доход не превысит уровня, достаточного для средней семьи со средним уровнем развития, без долгов, пороков и совершенно здоровой.

Направления и механизмы  снижения уровня бедности.

Среди государственных мер  по снижению бедности выделяют:

  • Создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения
  • Поддержание макроэкономической стабильности
  • Проведение антиинфляционной политики
  • Установление минимального размера оплаты труда
  • Разработка социальных программ и механизмов их реализации.

 

            Предпринятые меры по легализации скрытых доходов через введение единой ставки налога на доходы физических лиц несколько снизило долю данных доходов. По данным Минэкономразвития и торговли РФ, основную часть денежных расходов населения составляют потребительские расходы - их доля уменьшилась с 77,7% в 2006 г. до 68,5% в 2011 г. При этом доля покупки товаров также устойчиво сокращалась (соответственно с 62 до 54,4%), а доля оплаты услуг, напротив, возрастала - с 14,9 до 18,8%. Однако, следует отметить, что в 2012 г. тенденция сокращения потребительских расходов в денежных расходах населения существенно изменилась. Указанная доля в 2012 г. по сравнению с 2011 г. возросла с 68,5 до 69,3%. Потребительская активность населения в 2012 была столь велика, что привела к росту доли потребительских расходов в доходах населения, которая до этого непрерывно снижалась, начиная с 2005 г. В целом подобная динамика достаточно прогрессивна с учётом роста общего уровня доходов и формирования более сбалансированной структуры расходов населения. Позитивным аспектом прогрессивного изменения структуры расходов населения является также тенденция к росту сбережений населения.4

Порочный круг бедности проблема, характерная для развивающихся стран, состоящая в том, что низкий доход не позволяет осуществлять сбережения, а следовательно, инвестиции, в масштабах, необходимых для развития производства, увеличения доходов. В итоге бедность порождает бедность. Чтобы вырваться из этого круга бедности, необходимы внешние или внутренние источники инвестиций в экономику.

 

2.2  Социальная защита населения в России

В современных условиях система  социальной защиты населения имеет  большое значение для экономического и социального развития России. Её качественные и количественные параметры  определяют порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость экономической динамики, что особенно актуально в период экономического кризиса. При формировании дальнейшей политики социально-экономического развития регионов России особое внимание необходимо уделить факторам, которые обеспечивают рост экономических показателей. Одним из таких факторов является обеспечение социальной защиты населения. Социальная защита - это совокупность институтов и комплекс экономических, социальных и правовых мер экономической политики, направленных на предупреждение или смягчение негативных последствий для отдельного человека или группы людей действия социальных рисков и угроз и обеспечивающих всем гражданам равные возможности для сохранения определённого уровня жизни.

Социальная защита, её институты  и меры призваны обеспечить социальную устойчивость положения граждан  независимо от их статуса и положения  в обществе. Она тем самым выполняет  важнейшую функцию обеспечения  нормальной жизнедеятельности всех членов общества, включённых в трудовые отношения, так и по тем или  иным причинам не являющихся субъектами последних. Отсюда - многообразие форм социальной защиты, их постоянное развитие и изменение. Благодаря этой роли социальной защиты в поддержании социальной устойчивости она одновременно позволяет сглаживать противоречия и минимизировать неблагоприятные последствия социально-трудовых отношений, недостатки распределения доходов, обеспечить гарантии доступа к благам лиц, которые по тем или иным причинам не включены или не были включены в трудовую деятельность.5

Следовательно, социальная защита в системе социальной устойчивости общества выполняет следующие функции. Во-первых, она обеспечивает определённые минимальные гарантии для всех граждан страны по доступу к базовым (основным) социальным благам, обеспечивающим жизнедеятельность любого человека. Во-вторых, она обеспечивает страхование граждан страны от рисков, возникающих в процессе их жизненного цикла. В-третьих, она обеспечивает помощь и поддержку гражданам страны, которые в силу тех или иных причин поставлены в трудное, а иногда особо сложное положение в обществе.

Исходя из роли и основных функций социальной защиты, можно  выделить следующие основные её направления:

  • социальное страхование;
  • социальная помощь;
  • обеспечение минимальных социальных гарантий.

Социальное страхование - направление социальной защиты населения, предназначенное для обеспечения  населения в случае наступления  социальных рисков различного рода. Социальные риски - наступление временной нетрудоспособности, несчастные случаи на производстве, утрата работы и кормильца в семье  и т.д. - сопровождают жизнь каждого  человека. Они носят характер массового  социального явления и касаются всех членов общества. Вследствие этого  создание надёжной, устойчивой системы  социального страхования - важнейшее  направление социальной защиты в  любом развитом государстве.

В России эффективное управление финансовыми средствами на социальное страхование призваны обеспечивать государственные внебюджетные социальные фонды (ВСФ): пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ); Фонд социального  страхования (ФСС); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФМС).

Внебюджетные социальные фонды являются финансовыми учреждениями при Правительстве РФ и формируются  в основном за счёт средств работодателей, а также бюджета и в незначительной части индивидуальных платежей.

Обязательное социальное страхование – одна из основных форм социального обеспечения, осуществляемая в соответствии с федеральным  законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального  страхования". Оно представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Пенсионеры – лица, постоянно  проживающие в Российской Федерации  и реализовавшие право на получение  пенсии в соответствии с законодательством  Российской Федерации и межгосударственными  соглашениями. В общую численность пенсионеров включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а так же судьи, пребывающие в отставке, состоящие на учете в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и получающие ежемесячное пожизненное содержание.

Средний размер назначенных  пенсий определяется делением общей  суммы назначенных пенсий на численность  пенсионеров, состоящих на учете  в системе Пенсионного фонда Российской Федерации таблица 2.3. (см. Приложение 1).

 Социальная помощь - оказание  поддержки гражданам, нуждающимся  в материальном содействии в  связи с ухудшением их положения  и недостаточным уровнем личного  дохода, семейным положением, возрастом,  состоянием здоровья и другими  причинами. Социальная помощь  предоставляется в виде льгот  и выплат, которые могут осуществляться  в различной форме - денежной  и натуральной, в виде услуг  и товаров. В отличие от социального  страхования, которое ориентировано  на всех граждан, социальная  помощь носит конкретный - адресный  или категориальный характер. Этим  она принципиально отличается  от системы страхования.

Информация о работе Экономическое неравенство и бедность как проблемы российской экономики