Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Во-первых, рассмотреть теоретические основы понятия ИКТ, такие как сущность, классификация и экономическое значение. Во-вторых, проанализировать состояние ИКТ в современной экономике на примере России в целом и республики Татарстан в частности.
Объект исследования - разноплановое и многофункциональное воздействие информационно-коммуникационные технологий и его экономическое значение в условиях современной экономики.
Предмет исследования – изучение проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в России и в Республике Татарстан. Рассмотрение приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в России и в Республике Татарстан.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)20.05.13.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Действительно, в настоящее время доля аудитории сети Интернет среди населения России составляет 42,2%5, в то время как значение данного показателя в среднем по Европе составляет 58,4%. В таких странах как, например, Германия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Великобритания величина данного показателя уже превышает 80%6.

Следует отметить, что динамика развития сети Интернет зависит от многих факторов, важнейшими среди которых являются состояние экономики и социальной сферы страны и регионов, государственная политика в области информатизации, уровень развития отдельных сегментов информационно-коммуникационной инфраструктуры. Анализ статистической информации по России и некоторым зарубежным странам подтверждает высокую зависимость уровня развития сети Интернет от состояния экономики (коэффициент корреляции r = 0,96).

На основе полученной информации можно сделать вывод о том, что в России в ближайшие годы следует ожидать высоких темпов роста доли пользователей сети Интернет среди населения. Согласно расчетным данным к концу 2013 года уже 50% населения страны будет пользоваться Интернетом.

Отметим, что необходимым условием такого сценария развития событий является обеспечение возможности доступа населения к ресурсам глобальной информационной сети. С этой целью в настоящее время в России реализуется ряд федеральных и региональных целевых программ.

Государственная поддержка в сфере информационно-коммуникационных технологий направлена, прежде всего, на увеличение количества пунктов коллективного доступа к сети Интернет, а также на повышение уровня использования линий широкополосного доступа к сети Интернет.

Распоряжением № 1815-р от 20.10.2010 Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы). Основная цель Программы – получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. Особое внимание уделяется созданию Центров общественного доступа к сети Интернет в местах приёма граждан и на базе отделений почтовой связи. Дополнительно создается сеть инфоматов – технических устройств, предназначенных для получения гражданами информации об услугах, предоставляемых разными ведомствами, оплаты штрафов ГИБДД, госпошлин ФМС и услуг ЖКХ. В 2010 году в субъектах Российской Федерации установлено более 500 инфоматов, предоставляющих гражданам, не имеющим доступа в Интернет, удобные и легкодоступные электронные сервисы получения и оплаты государственных услуг в электронном виде через инфраструктуру центров общественного доступа.

В Республике Татарстан предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде организовано через инфоматы и Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (uslugi.tatarstan.ru), включая его мобильную версию (m.tatar.ru).

Развитие сектора ИКТ подчиняется ряду законов и закономерностей, среди которых основополагающими являются 7:

- логистический закон (метод S-кривой), отражающий рост и насыщение  рынка телекоммуникационными услугами;

- информационно-экономический  закон, показывающий взаимосвязь  объема информации, произведенного  для производственных нужд в  стране за год, и величины ВВП;

- неравномерность спроса  на услуги отрасли ИКТ, обусловленной  различным уровнем доходов населения.

Для установления закономерностей экономического развития сектора ИКТ и прогнозирования его состояния в перспективе нами проведен анализ экономических показателей за интервал времени, характеризующийся устойчивым развитием сектора. В качестве такого интервала был использован период с 1999 по 2009 гг., поскольку кризисы 1998 г. и 2008 г., оказали значительное негативное влияние на производителей товаров и услуг, в том числе, и действовавших в секторе ИКТ.

На основании данных8, нами составлен прогноз развития сектора ИКТ на период до 2014 г. Прогноз составлен с учетом динамичности сектора ИКТ и исходя из предположения, что развитие сектора ИКТ будет происходить при наличии государственной поддержки инновационных предприятий в различных формах (развитие венчурного инвестирования, введение льготных условий ведения бизнеса в секторе ИКТ, наличие таможенных и налоговых льгот для предприятий сектора, реализация федеральных программ, направленных на внедрение ИКТ и т.п.) Из этого прогноза можно сделать вывод о положительных перспективах развития сектора ИКТ, и увеличении доли отрасли инфокоммуникаций к 2015 г. ВВП до 5,5 %.

Роль отрасли ИКТ в экономике Росси определяется ее принадлежностью одновременно, как к производительной, так и социальной инфраструктуре.

Инновационное развитие сектора ИКТ способствует ускорению НТП, повышает конкурентоспособность и эффективность экономики России в долгосрочной перспективе.

Положительно влияние сектора ИКТ на рост экономики России достигается как прямым, так и косвенным воздействием. Прямое воздействие обусловлено инвестициями в развитие сектора ИКТ (как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса), растущей доступностью информационных услуг, взаимопроникновением и телекоммуникационных технологий, ростом занятости в ИКТ-секторе. Косвенное воздействие проявляются в увеличении производительности труда, наращивании информационного потенциала страны и повышении её инвестиционной привлекательности.

Опережающее развитие ИКТ-сектора является одним из приоритетов экономической политики России. Наличие государственной поддержки является обязательным условием преодоления отставания страны от промышленно-развитых государств по уровню использования ИКТ-технологий. По некоторым оценкам, сейчас этот разрыв сейчас составляет от 5 до 10 лет.

2.2.Приоритетные направления  развития ИКТ в России и  в Республике Татарстан

Россия в наши дни по сценарию технологического развития повторяет глобальные международные тренды: высокими темпами развиваются высокоскоростные технологии связи и доступа к интернету; растет предложение и потребление современных информационных и цифровых услуг; увеличивается спрос на качественный разнообразный информационный, образовательный и развлекательный контент.

По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, развитие отрасли информационных технологий станет одним из главных приоритетов ведомства. Также впервые в ведомстве появилось специальное ИТ-направление, которое курирует отдельный заместитель министра. В настоящее время, по словам министра, сектор ИКТ в ВВП занимает примерно 3,9%. По сравнению с другими странами эта доля невелика. Поэтому Россия в этом отношении обладает серьезным потенциалом роста9.

Компания J’son & Partners Consulting проанализировала и представляет итоги исследования российского рынка потребления основных телекоммуникационных услуг10 в сегментах: B2C (Business-to-Consumer), B2B (Business to Business, включая микро, малые, средние и крупные предприятия) и B2G (business-to-government).

По мнению аналитиков Gartner, мировые расходы на телекоммуникационные услуги в 2013 году вырастут на 1% по сравнению с прошлым годом и составят 1,72 трлн долл. Результаты исследования J’son & Partners Consulting показали, что российский рынок телекоммуникационных услуг растет большими темпами, чем мировой. В 2013 году рост может составить 5%. Примерно такой же рост будет наблюдаться и в 2014 году.

Общий объем рынка основных телекоммуникационных услуг в сегменте B2C достиг по итогам 2011 года 891 млрд руб (рис. 2). В сегменте B2B выручка поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше – 199,6 млрд руб. Государственный сектор расходует на эти виды услуг 45 млрд руб. Доля частного (потребительского) сегмента в структуре доходов операторов от основных услуг составляет 78%. На B2B рынок приходится 18% и на государственный сектор 4%.

Рис. 2 - Структура российского рынка основных телекоммуникационных услуг, 2011 г.

В настоящее время объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы таких услуг как фиксированный доступ в Интернет и фиксированная телефония. По итогам 2011 года совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в 767,9 млрд руб., в то время как суммарная выручка операторов Интернета и телефонии составила 291,7 млрд руб.

В настоящее время уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в городах-миллионниках в России (в частности в Казани) сопоставим с уровнем крупнейших мировых мегаполисов. По итогам 2011 года в Казани услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались уже 80% домохозяйств.

В целом по стране, по итогам 2011 года услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались около 39% российских домохозяйств (21,7 млн), из которых примерно 38% (8,3 млн ДХ) приходились на города-миллионники. Около 18% пользователей сосредоточены в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн чел. По прогнозам J’son & Partners Consulting, доходы российских провайдеров в частном сегменте будут увеличиваться в среднем на 12% в год. При этом рост проникновения будет постепенно замедляться, и каждый его процент будет даваться труднее, в основном за счет подключения небольших городов и населенных пунктов. По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, будет создан публичный реестр населенных пунктов, в которых граждане не имеют доступа к современным услугам связи. Также планируется организация обратной связи от жителей проблемных в этом отношении территорий.

Несмотря на то, что как показали исследования компании comScore, по количеству всех жителей, пользующихся услугой интернет-доступа в домохозяйствах (традиционно считается, что в 1 домохозяйстве в России проживает 2,7 жителей), наша страна по итогам 2011 года в Европе явилась абсолютным лидером, по уровню проникновения ШПД (который измеряется в подключенных домохозяйствах) Россия все еще значительно отстает от стран-лидеров – в Европе проникновение составляет в среднем 70%, а в США 77%. Среди европейских стран Россия занимает 3 место по числу подключенных домохозяйств, отставая от Германии и Франции на 5,5 и 0,9 млн подключений соответственно (Рис. 3).

Рис. 3 - Сравнение основных показателей рынка ШПД в России, Европе и США, 2011 г.

По итогам 2011 года лидером по числу абонентов ШПД среди стран

Мира является Китай, в котором насчитывается 153,5 млн. подключенных домохозяйств. Десятку лидеров замыкает Италия – около 16 млн подключений. Россия за прошедший год поднялась с 7 на 6 место, опередив Англию почти на миллион абонентов (Рис. 4).

Рис. 4 - Топ-10 стран Мира по числу пользователей проводного широкополосного доступа в Интернет

По результатам исследования J’son & Partners Consulting, объем рынка фиксированного широкополосного доступа в Интернет (по технологиям FTTx, ADSL и DOCSIS) достиг 112,9 млрд руб. в 2011 году. Годом ранее данный показатель составлял 100,9 млрд руб. Годовой рост составил 12%.

Из этого объема (112,9 млрд руб.), наибольшая доля доходов приходится на сегмент B2C (64%). На B2B сегмент приходится 24% доходов и вдвое меньше на государственный сектор (12%) (Рис. 5).

Примерно 70-80% компаний среднего, малого (включая микропредприятия) и крупного бизнеса в крупнейших городах России пользуются широкополосным доступом в Интернет. В ближайшие 2-3 года выручка провайдеров в сегменте B2B будет увеличиваться в среднем на 4% в год.

Проникновение услуги в государственном секторе в 2011 году достигло 94%. При этом объем рынка в госсекторе в среднесрочной перспективе будет уменьшаться примерно на 6-9% в год, что связано в первую очередь со снижением стоимости госконтрактов, уменьшением количества выделяемых бюджетных средств, а также повышением требований к экономической обоснованности стоимости проектов

Рис. 5 - Структура доходов операторов от фиксированного ШПД, 2011 г.

Сегодня на рынке фиксированной связи сложилась сложная ситуация, результатом которой становится отток абонентов к операторам мобильной связи, предлагающих более выгодные тарифы, а также увеличение числа пользователей VoIP – телефонии. Несмотря на это, фиксированная телефонная связь в России остается высоко востребованной и предоставляется в полном объеме с надлежащим качеством.

По итогам 2011 года объем рынка фиксированной телефонной связи, согласно результатам исследования J’son & Partners Consulting, составил около 178,8 млрд руб. За год объем рынка снизился почти на 3%, что обуславливается сокращением расходов компаний B2B и B2G сегментов. Доходы операторов от частного сегмента составили 89,1 млрд руб. (50% от общего рынка). B2B сегмент занимает 37% рынка (67,1 млрд руб.). Оставшиеся 13% (22,6 млрд руб.) приходятся на государственный сектор (Рис. 6).

Рисунок 6 - Структура доходов операторов от фиксированной телефонии, 2011 г.

Рынок телефонной связи в сегменте B2C демонстрирует стабильный рост выручки, который продолжится и в дальнейшем. По прогнозам J’son & Partners Consulting, среднегодовой рост составит примерно 5%. Основным драйвером будет являться увеличение тарифов Федеральной службой по тарифам. В сегменте B2B объем рынка имеет отрицательную динамику. В ближайшие несколько лет ожидается снижение объема в среднем на 4-5% в год.

Объем рынка в государственном секторе также имеет отрицательную динамику. По прогнозам J’son & Partners Consulting, снижение доходов составит примерно 10% в год (Рис. 7).

Рисунок 7 - Динамика доходов от фиксированной телефонии, 2010-2013 гг.

 

 

По состоянию на конец 2011 года общий доход операторов от мобильной голосовой связи достиг 767,9 млрд руб. По сравнению с 2010 годом данный показатель вырос на 7% (или на 56,8 млрд руб.).

Из этого объема (767,9 млрд руб.) на сегмент B2C приходится 663,7 млрд руб., что составляет 86% от общего рынка. В сегменте B2B операторы заработали 97,5 млрд руб. - 13% от общего рынка (Рис. 8). Выручка операторов в государственном секторе составила около 1% (6,7 млрд руб. в общей структуре доходов).

Информация о работе Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий