Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Во-первых, рассмотреть теоретические основы понятия ИКТ, такие как сущность, классификация и экономическое значение. Во-вторых, проанализировать состояние ИКТ в современной экономике на примере России в целом и республики Татарстан в частности.
Объект исследования - разноплановое и многофункциональное воздействие информационно-коммуникационные технологий и его экономическое значение в условиях современной экономики.
Предмет исследования – изучение проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в России и в Республике Татарстан. Рассмотрение приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в России и в Республике Татарстан.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)20.05.13.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

                                  Бакалавриат: 080200. 62 «Менеджмент»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий».

 

Выполнила:

студентка 1 курса очной формы

обучения группы 21202

Миннегулова Алсу Табрисовна

 

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры

экономики Назмиев И.Ф.

 

Набережные Челны

2013

 

  Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодняшнее развитие российской экономики характеризуется значительным увеличением роли информации как важнейшего ресурса в бизнесе и в обществе. В условиях формирования информационной экономики наблюдается повышение научно-технического прогресса за счет увеличения объема, качества и скорости информационного обмена, а также возрастание научной роли как основной производительной силы, которая генерирует новые технологические возможности.

Согласно мировому опыту в настоящее время можно заметить, что увеличение добавленной стоимости в экономике происходит в значительной мере благодаря интеллектуальной деятельности, повышения технологического производственного уровня и распространения коммуникационных и информационных технологий. По статистическим данным объем российского рынка информационно-коммуникационных технологий за период с 2002 по 2012 год увеличился в сопоставимых ценах на 88,8%1.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня занимают центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизненной деятельности общества: муниципального и государственного управления, образования, бизнеса, здравоохранения, обеспечения безопасности, культуры и общественной жизни. Россия на сегодняшний день находится перед вызовом активно включиться в мировой процесс развития информационного общества и получить при этом максимальную выгоду от вложений в ИКТ. Для реализации возможностей, которые предоставляются развитием и использованием ИКТ, принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации и Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Предпринятые шаги уже дали первые результаты — впервые за время существования международных рейтингов развития информационного общества был отмечен резкий рост положения России в двух авторитетных рейтингах. В рейтинге готовности к электронному правительству ООН 2012 года Россия поднялась на 27-е место с предыдущего 59-го (в 2010 году), что связано, с активной работой по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид и созданием порталов для их предоставления2. В рейтинге готовности к сетевому обществу Всемирного экономического форума 2012 года Россия заняла 56-е место против 77-го в 2011 году3.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

Во-первых, рассмотреть теоретические основы понятия ИКТ, такие как сущность, классификация и экономическое значение. Во-вторых, проанализировать состояние ИКТ в современной экономике на примере России в целом и республики Татарстан в частности.

Объект исследования - разноплановое и многофункциональное воздействие  информационно-коммуникационные технологий и его экономическое значение в условиях современной экономики.

Предмет исследования – изучение проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в России и в Республике Татарстан. Рассмотрение приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в России и в Республике Татарстан.

Методологическая основа курсовой работы содержит ряд теоретико-методологических принципов и подходов, в том числе такие методы исследования, как анализ и синтез явлений, статистический, системный. Структура определяется целью и задачами данного исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы понятия ИКТ

1.1.Сущность ИКТ и  его экономическое значение

Развитие и применение в жизни современного общества информационных технологий выявляет необходимость проанализировать сущность и значение информационно-коммуникационных технологий, выявить его содержательные характеристики и структуру.

Осознание общественностью в целом и научным сообществом в частности глобальной роли информации в развитии личности и общества приводит к тому, что в научной системе выделяется новое направление исследования ИКТ.

Информатизация становится одной из важнейших характеристик сегодняшнего времени. Едва ли можно найти хоть одну область человеческой деятельности, которая в той или иной степени не была бы связана с процессом получения и обработки информации для ее практического использования. Принято выделять два основных теоретико-методологических подхода к проблеме информатизации общества:

1)Технократический подход сводит общественную информатизацию к технико-технологическому оснащению трудовой деятельности людей в сфере управления и производства. В таком случае информационные технологии расцениваются как способ повышения производительности труда.

2)Второе направление в понимании сущности информатизации общества – социологическое. Здесь информатизация рассматривается как процесс, который охватывает все сферы человеческой деятельности и воздействует на самого человека – его мораль и знания, духовные и экономические интересы, его развитие как личности. Информатизация общества представляется в виде совокупности взаимосвязанных технических, социальных, экономических, политических и духовно-культурных факторов. Они обеспечивают развитие и широкоформатное получение, обмен и применение информации в обществе с целью дальнейшего развития и совершенствования общества и его членов.

На сегодняшний день все большее значение для общества получает информатизация образования.

Из очень большого числа факторов, которые определяют взаимосвязи между информационным обществом и системой образования, самыми важными считаются следующие:

    • -понимание фундаментальной роли информации в общественном развитии;
    • -увеличение объемов информации;
    • -интенсивное развитие информационных технологий и техники;
    • -изменение характера социально-экономического развития современного общества;
    • -гуманитаризация и гуманизация общественной жизни современного общества;
    • -увеличение интенсивности информационных коммуникаций между людьми.

Следовательно, информатизация образования считается частью информатизации общества и изучается как комплекс мер для преобразования обучающих процессов на основе внедрения в систему образования и воспитания информационной продукции, технологий и средств.

В настоящий момент информатизация является одной из основных тенденций развития образования. Она способствует:

    • увеличению глубины усвоения новых знаний благодаря возможностям компьютера и информационных систем;
    • уменьшению сроков и повышению качества усвоения изучаемого материала благодаря более быстрому получению научного материала, получению исходного решения и наглядного его представления;
    • уменьшению трудоемкости процесса получения новых знаний.

Именно поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) раскрывает термин ИКТ-компетентности.

ИКТ-компетентность – это одна из ключевых компетентностей современного человека, она проявляется, прежде всего, в деятельности при решении разнообразных задач с привлечением компьютера, Интернета и других средств телекоммуникаций.

Понятие «ИКТ-компетентность» в современной науке появилось сравнительно недавно. Основной причиной его появления, как уже говорилось ранее, является постоянно усиливающаяся роль информации, информационной деятельности и информационных технологий в общественной жизни. При этом сразу обозначилась трудность толкования данного определения.

Чтобы выявить содержательные характеристики понятия «ИКТ-компетентность» изначально необходимо рассмотреть, что скрывается за термином «компетентность», активно используемым в отечественной науке и в официальных документах Министерства образования России. Компетентности, необходимые для формирования, не определены окончательно, равно как и само определение компетентности. Основой понятия «компетентный человек» считается способность человека принимать на себя ответственность при решении возникших проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В каждой предметной области вырабатывается собственное понятие компетентности. Это происходит из-за того, что в различных областях профессиональной деятельности компетентность раскрывается с помощью различных познавательно-практических понятий.

ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, персональных компьютеров, получения доступа к информации, инструментов коммуникации и/или сетей для создания информации, управления ей, ее интеграции, оценки информации с целью функционирования в современном обществе. В этом определении задействовано несколько понятий и терминов, также необходимые для рассмотрения.

ИКТ – предоставление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, однако не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология – это объединение информационных и коммуникационных технологий.

Грамотность – это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), который позволяет индивидууму постоянно учиться, развиваться и расти.

Цифровые технологии относятся к программному и компьютерному обеспечению; а инструменты коммуникации – к продуктам и услугам, благодаря которым передается информация, сети – это каналы для передачи информации.

Существование в современном обществе. Эта часть определения показывает многообразие контекстов применения человеком ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотность предоставляет человеку возможности для успешной жизни и работы в экономически развивающемся или уже развитом обществе.

Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что данное понятие ИКТ определяет умения и навыки, которыми должен обладать человек – грамотный в данном смысле. Эти умения и навыки можно представить в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, которые необходимы для их выполнения:

    • определение информации – это способность использования инструментов ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
    • доступ к информации – это способность собирать и/или извлекать информацию;
    • управление информацией – это навык применения существующих схем организации или классификации;
    • интегрирование информации – это способность интерпретировать и представлять информацию (сюда входит сравнение, обобщение и противопоставление данных);
    • оценивание информации – это навык выносить суждение о важности, качестве, эффективности или полезности информации;
    • создание информации – это умение создавать информацию, адаптируя, проектируя, применяя, изобретая или разрабатывая ее;
    • сообщение информации – это умение необходимым образом передавать информацию в сфере ИКТ. К нему относится способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

 

1.2. Классификация ИКТ

Данный раздел посвящен классификации процесса развития сектора ИКТ и его влиянию на экономику и общество.

            Развитие сектора ИКТ оказывает положительное влияние на производительность труда по экономике в целом, повышает эффективность государственного управления и способствует тому, что государственные услуги становятся более ориентированными на гражданина. На микроуровне увеличение  производительности труда означает рост конкурентоспособности, более высокую прибыль, а значит, и более высокую заработную плату, получаемую работниками, и расширение налогооблагаемой базы. Увеличение эффективности публичного управления приводит к более низким социальным затратам, более совершенному контролю и менеджменту. В это же время государственные услуги становятся все более ориентированными на граждан. Это выражается в продвинутых медицинских и образовательных технологиях, усовершенствованной системе социальной защиты, усовершенствовании управления системой общественного транспорта, эффективных электронных услугах, а так же в более широком участии граждан в общественной жизни.

Информация о работе Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий