Экономический потенциал Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:24, лекция

Краткое описание

Потенциал – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения определенных целей.
Совокупный экономический потенциал – максимально возможная способность НЭ производить товары и услуги в соответствии с запросами рынка.
Важнейшими составляющими совокупного экономического потенциала РБ являются:
- природно-ресурсный потенциал;
- демографический и трудовой потенциал;
- научный, научно-технический и инновационный потенциалы;
- информационно-технологический потенциал;
- производственный потенциал;
- инвестиционный потенциал;
- внешнеэкономический потенциал;
- экологический потенциал.

Содержание

1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.
2. Территория и природные ресурсы Республики Беларусь.
3. Демографический и трудовой потенциалы.
4. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.
5. Информационно-технологический потенциал.
6. Производственный потенциал.
7. Инвестиционный потенциал.
8. Внешнеэкономический потенциал.
9. Экологический потенциал.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2. Экономический потенциал Беларуси.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

 

** Экономический бюллетень НИЭИ  Министерства экономики Республики  Беларусь. – 2011. - №2. – С.26.

 

 

8.  Внешнеэкономический потенциал – совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической деятельности государства.  Он определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза за границу.

Важнейшими экономическими показателями внешнеэкономического потенциала, являются:

- объем производства ВВП, в  том числе на душу населения;

- удельный вес экспорта товаров   и услуг в ВВП;

- доля экспорта промышленных  товаров в общем объеме экспорта  товаров;

- платежный баланс страны.

Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенциал имеет особое значение, так как по мировым масштабам она является небольшим европейским государством с открытой экономикой, доля экспорта в которой составляет около 2/3 ВВП.

По территории РБ находится  на 13 месте среди европейских стран. По объему производства ВВП (по паритету покупательной способности в долл. США) – 25 место среди европейских государств.

Занимая  в мире по территории 0,15%, по численности населения 0,17%, Беларусь производит значительные по удельному весу  объемы отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной  продукции: тракторы – 8%, минеральные удобрения – 3, в том числе калийные – 14, химические волокна и нити – 1,3, холодильники и морозильники – 1,2, масло животное – 0,9. Доля страны в мировом производстве важнейших видов сельскохозяйственной продукции составляет: льноволокно – 6,4%, картофель – 2,8, молоко – 0,9, мясо в убойном весе – 0,3, сахарная свекла – 0,6.

По удельному весу экспорта товаров  и услуг в ВВП Беларусь находится  на 1-ом месте среди стран СНГ и значительно превосходит большинство стран Евросоюза. В тоже время по производству  ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) она уступает России,  Казахстану и всем европейским странам.

Роль и значение внешнеэкономического потенциала для НЭ определяются  совокупностью факторов. Для Беларуси это:

- выгодное экономико-географическое  положение;

- развитая система транспортных  коммуникаций и производственная  инфраструктура в целом;

- многоотраслевой промышленный  комплекс;

- научный и инновационный потенциалы;

- мощная строительная база;

- значительные лесные и водные  ресурсы, наличие полезных ископаемых;

- высокий общеобразовательный  уровень населения и сложившаяся  система подготовки специалистов;

- многовекторные внешнеэкономические связи.

 

Внешнеэкономический потенциал  не ограничивается оценкой  возможностей экспорта товаров и услуг, а включает также валютно-финансовые и кредитные  отношения, инвестиции, туристский обмен, международную миграцию населения  и др. Концентрированное выражение все эти виды взаимосвязей находят в платежном балансе страны, который составляется Национальным банком РБ по методологии Международного валютного фонда.

Платежный баланс – статистический отчет, в котором в систематизированном виде представлены данные о внешнеэкономических операциях, которые совершаются между резидентами и нерезидентами РБ с товарами, услугами, доходами, а так же финансовыми требованиями и обязательствами.

Классификации платежного баланса  предполагает выделение в его структуре двух основных разделов:

1) счет текущих операций (текущий  счет);

2) счет операций с капиталом  и финансовых операций.

Счет текущих операций охватывает любые операции с реальными ценностями (за исключением операций с финансовыми активами), совершаемые между резидентами и нерезидентами РБ. В нем отражается информация об экспортно-импортных операциях с товарами, услугами, доходами и текущими трансфертами. Доходы представлены  оплатой труда работников и доходами от инвестиций (прямых, портфельных, других). В состав текущих трансфертов входят гуманитарная и техническая помощь, другие поступления на безвозмездной основе.

 

Счет операций с капиталом включает капитальные трансферты  с различных секторов с делением на трансферты, связанные с миграцией населения, прощением долгов и т.д. В финансовом счете регистрируются операции с финансовыми активами и обязательствами, в результате которых происходит переход права собственности на внешние финансовые активы и обязательства страны. Активы включают операции, связанные с инвестициями  резидентов РБ за границу. В обязательствах отражаются изменения объемов инвестиций нерезидентов РБ в экономику страны. Финансовый счет включает: прямые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции и резервные активы. Статья «Резервные активы» охватывает операции по изменению высоколиквидных активов органов денежно-кредитного регулирования, которые в любой момент могут быть использованы для финансирования  дефицита платежного баланса.

Составляется стандартное и аналитическое представления платежного баланса. Отличие между ними заключается в том, что в аналитическом представлении выводится сальдо, отражающее влияние всех операций платежного баланса на изменение официальных резервных активов страны. Аналитическое представление  получают из стандартного  путем выделения  из финансового счета платежного баланса операций, которые связаны с изменением официальных резервных активов страны.

 

Несмотря на расширение круга стран  – торговых партнеров Беларуси, в структуре экспорта республики по-прежнему  основные 9 стран занимают более 80% (Россия, Нидерланды, Германия, Украина, Латвия, Польша, Соединенное Королевство, Индия, Бразилия), в структуре импорта – более 80% занимают 7 стран (Россия, Германия, Украина, Польша, Китай, Италия, Соединенные Штаты).

 

 Среди факторов, оказывающих  влияние на экспортно-импортные  отношения, можно выделить:

- девальвацию белорусского рубля;

- высокую импортоемкость производства;

- проблему сбыта промышленной  продукции. 

 

Приоритетные направления развития внешнеэкономического потенциала страны:

- повышение конкурентоспособности  отечественных товаров и услуг;

- развитие экспортоориентированных  производств;

- освоение новых рынков;

- развитие инфраструктуры экспорта;

- соответствие отечественной продукции международным стандартам;

- расширение экспорта национального  капитала;

- совершенствование правовых условий;

- повышение роли регионов;

- создание совместных производств. 

Отдельно выделим такой фактор укрепления внешнеэкономического потенциала как вступление в ВТО, что позволит развивать внешнеторговые отношения на долговременной, стабильной основе, защищать национальные интересы на общепринятых  в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.

 

Дополнительная литература:

 Борисов С.М. Платежный  баланс Белоруссии // Деньги и  кредит, №8, 2010.

Лученок А. Макроэкономическое регулирование в 2010 году //ФУА, №2, 2010 (экспорт, импорт, структура импорта).

Жизнь взаймы: красиво  и недолго // Дело, №10, 2009 (гос. долг РБ и его обслуживание).

 

 

 

9. Экологический потенциал  характеризует возможность сохранения  и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы.

Экологический потенциал не может  быть полностью оценен экономически, т.к. он  включает «невесомые полезности» природных условий. Однако в качестве экологического ограничения в развитии хозяйства он должен учитываться наравне с природно-ресурсным потенциалом.

 В Беларуси высока доля  сохранившихся сплошных массивов  ненарушенных или слабонарушенных экосистем (53-55% общей территории). К ним относятся лесные и болотные массивы, охраняемые природные территории, которые соединены экологическими коридорами и образуют национальную экологическую сеть (НЭС). Основные элементы НЭС наименее антропогенно трансформированы и характеризуются высокими показателями  биологического и ландшафтного разнообразия. Часть из них имеют статус заповедников и национальных парков. Экологический потенциал позволяет развивать производство экологически чистой сельскохозяйственной, лесной и других видов  продукции, расширять внутренний и международный экологический туризм,  другие виды хозяйственной деятельности.

Существенным показателем эффективности  функционирования экологического потенциала (НЭС) является экологическая емкость, измеряемая двумя показателями:

- первый – отношение  экологически чистой продукции  к общему объему данного вида  продукции. На макроуровне – экологическая емкость ВВП – удельный вес чистой продукции (товаров, услуг) в общем объеме ВВП

 

                                                  L эк = N / ВВП ;

 

- второй – удельные величины  загрязнений в расчете на единицу  конечного результата (конечной  продукции). На макроуровне – коэффициент удельных загрязнений  – отношение объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов на единицу ВВП

    Lz = Z /ВВП

 

На отраслевом уровне коэффициент  удельных загрязнений может определяться не только в расчете на единицу  конечной продукции, но и на единицу  природного ресурса, территории загрязнения, количества населения.

В системе международных сравнений  показателем, характеризующим экологический  потенциал как раз является «объем выбросов вредных веществ на единицу ВВП». Этот агрегированный показатель включает выбросы вредных веществ в атмосферу, в водные объекты, трансграничные переносы вредных веществ.

При оценке экологического потенциала Беларуси следует учитывать все  те экологические проблемы, которые  накапливались в 20 веке.

1) Радиоактивное загрязнение в результате катастрофы на ЧАЭС.

23% общей площади, на которой проживало 2,5 млн. человек загрязнена радионуклидами ( в том числе цезием-137, плотность загрязнения – 1 Ки/кв. км и более). Более 250 тыс. га исключены из сельхозоборота. Загрязнено 21% лесопокрытой площади. Загрязнение стронцием -90 носит локальный характер (наибольшее – в Хойникском р-не Гомельской области, на землях одновременно загрязненных цезием-137).

Распад радионуклидов позволяет  постепенно вовлекать в хозяйственный  оборот земли. В настоящее время  из категории радиационно опасных исключены примерно 15 тыс. га.

2) Защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Беларуси.

Для оценки интенсивности выбросов применяется  показатель, называемый ИЗА – индекс загрязнения атмосферы – считается высоким, если концентрация примесей в воздухе превышает 7 единиц. В 90-егоды ИЗА в Могилеве, Гомеле и Гродно превышал 15 единиц. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за последнее десятилетие свидетельствует о ярко выраженной тенденции к снижению. Общий объем сократился в 2,6 раза. При этом меняется соотношение между выбросами от стационарных и передвижных источников (доля автотранспорта приближена к 80%). Данная тенденция обусловлена переводом энергетики с твердых и жидких видов топлива на природный газ, а так же закрытием и реконструкцией устаревших производств, созданием воздухоочистительных устройств и т.п. И одновременно с этим  в стране зарегистрированы как используемые более 3 млн. подержанных легковых автомобилей. При неблагоприятных метеоусловиях разовые концентрации основных и специфических примесей в большинстве промышленных центров нередко превышают  стандарты качества в 2-4 раза.

Политика РБ в области управления качеством атмосферного воздуха основывается на принципах:

- установления предельных выбросов для каждого предприятия, города, района, области;

- установления норм выбросов  для отдельных стационарных и передвижных источников;

- перехода к менее опасным в экологическом отношении видам топлива;

- энергосбережения;

- соответствия принимаемых решений международным конвенциям. 

3) Качество поверхностных и подземных вод. Если по уровню водообеспеченности Беларусь находится в благоприятных условиях, то проблема качества природных вод стоит остро, несмотря на проводимую реконструкцию  очистных сооружений.

Качество природных вод определяется их химическим составом, формирование которого обусловлено  как природными, так и техногенными факторами. Бытовые  стоки – самый мощный источник загрязнения (2/3 объема сточных вод), стоки производства – 1/4 этого объема.

Согласно мониторинга поверхностных  вод большинство рек страны относится  к категории умеренно загрязненных (индекс загрязнения вод – ИЗВ = 1 – 2,5; при 7 классах разной степени загрязненности). По некоторым оценкам до 20% подземных вод Беларуси загрязнены.

Информация о работе Экономический потенциал Беларуси