Экономические интересы, их классификация и взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:05, реферат

Краткое описание

Экономические отношения каждого общества проявляются, прежде всего, как интересы, считал Ф. Энгельс. Осознание потребностей и стремления их удовлетворить предопределяют мотивацию поведения человека, побуждая его к определенному целевому действию. В реальной действительности потребности приобретают конкретную форму интересов (рис. 2.4).



Интерес (от лат. interesse — иметь важное значение) — форма проявления потребности, осознанное стремление человека к ее удовлетворению.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

2.3. Экономические интересы, их классификация  и взаимодействие

 

 

Экономические отношения каждого  общества проявляются, прежде всего, как  интересы, считал Ф. Энгельс. Осознание  потребностей и стремления их удовлетворить  предопределяют мотивацию поведения  человека, побуждая его к определенному целевому действию. В реальной действительности потребности приобретают конкретную форму интересов (рис. 2.4).

 

 

 

Интерес (от лат. interesse — иметь важное значение) — форма проявления потребности, осознанное стремление человека к ее удовлетворению.

 

Экономические интересы являются сущностной характеристикой движущих сил формирования и развития экономических субъектов.

 

Экономические интересы — осознанное стремление хозяйствующих субъектов  к удовлетворению экономических  потребностей, являющееся объективным побудительным мотивом их хозяйственной деятельности.

 

По своей сущности экономические  интересы объективны. Они отражают место и роль хозяйствующих субъектов  в системе общественного разделения труда и экономических отношений. Вместе с тем экономические интересы являются субъективными и всегда имеют своих носителей.

 

Субъекты экономических интересов  — отдельные индивиды, домохозяйства, коллективы (группы) людей, общество в  целом.

 

Объекты экономических интересов  — экономические блага (вещественные товары, услуги, информация и т. п.).

 

Плюрализм экономических потребностей порождает разнообразие экономических  интересов, образующих сложную и  динамическую систему, многомерную  в фазах воспроизводства, в пространстве и времени, в статике и динамике. Экономические интересы общества могут быть классифицированы по разным критериям, а именно:

 

• по субъектам:

 

— личные;

 

— коллективные, групповые;

 

— общественные;

 

• по насущности, важности:

 

— главные, первоочередные; .

 

— второстепенные;

 

• по временным признакам:

 

— текущие;

 

— перспективные;

 

• по объектам:

 

— имущественные;

 

— финансовые;

 

— интеллектуальные и т. п.;

 

• по степени осознания:

 

— действительные;

 

— кажущиеся, мнимые;

 

• в зависимости от возможностей реализации:

 

— реальные;

 

— утопические.

 

Хозяйствующие субъекты являются выразителями специфических экономических интересов. В рыночной экономике:

 

 

— экономические интересы домашних хозяйств направлены на максимизацию общей полезности с учетом существующих цен и доходов;

 

— экономические интересы предпринимателей направлены на максимизацию прибыли, снижение затрат и повышение конкурентоспособности  продукции;

 

— экономические интересы государства  направлены на реализацию нужд общества в целом.

 

По территориальному признаку выделяют такие экономические интересы:

 

— муниципальные;

 

— региональные;

 

— национальные;

 

— объединения государств;

 

— общечеловеческие (глобальные).

 

Территориальный срез системы экономических  интересов отдельной страны формируется  на основе распределения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Муниципальные и региональные интересы направлены на реализацию экономического потенциала отдельной территории с целью обеспечения нужд определенного территориального сообщества.

 

Вместе с тем государственные  и муниципальные служащие, осуществляющие мероприятия по практической реализации данных интересов, являются носителями личных потребностей, не всегда совпадающих  с общественными. Это разногласие  порождает коррупцию — отрицательное социальное явление, связанное со злоупотреблением государственной властью, корыстным использованием служащими официальных полномочий, авторитета и возможностей их реализации для получения личных выгод в частных или узкогрупповых корпоративных интересах.

 

Основные формы коррупции: взяточничество, злоупотребление должностным положением, превышение властных или должностных  полномочий, разворовывание государственного или коллективного имущества, нецелевое  использование бюджетных средств  и т. п.

 

Согласно Международной конвенции против коррупции, принятой 29 марта 1996 г., коррупция — это попытка получить прямо или опосредованно правительственным чиновником или лицом, которое выполняет публичные функции, любого предмета, который имеет денежную стоимость или другую пользу (подарка, послания, обещания, преимущества) в обмен на любое действие или бездеятельность при исполнении служебных обязанностей; предложение либо предоставление прямо или косвенно такой пользы; любые действия или бездеятельность во время выполнения правительственными чиновниками или лицами, которые выполняют публичные функции, своих обязанностей с целью получения незаконного дохода для себя или третьей стороны; мошенническое использование или утаивание имущества, полученного вследствие указанных действий.

 

Практика  подтверждает, что основными инструментами  преодоления коррупции являются:

 

— контроль за соблюдением законности и обеспечение  прозрачности деятельности органов  государственной власти;

 

— четкая спецификация прав собственности;

 

— конкурсное размещение государственных  и муниципальных заказов, предоставление прав на аренду недвижимости и т. п.;

 

— гласность в вопросах получения  и использования бюджетных средств;

 

— внедрение принципа "единого  окна", согласно которому все необходимые документы для регистрации субъектов предпринимательской деятельности рассматривает уполномоченный орган управления.

 

Система взаимосвязанных и взаимодействующих  интересов общества всегда противоречива. Поэтому перед каждым обществом  возникает проблема поиска эффективного механизма их согласования. Единство интересов достигается в процессе их взаимодействия и взаимореализации.

 

Пути объединения экономических  интересов:

 

— субординированное подчинение одних  экономических интересов другим;

 

— координированное согласование разносторонних интересов всех экономических субъектов.

 

Проблема соотношения и приоритетности интересов экономических субъектов  остается дискуссионной.. Механизм их согласования определяется сущностью  экономической системы.

 

Командно-административная экономика характеризуется жесткой субординацией экономических интересов (рис. 2.5) на основе приоритетности и абсолютизации государственного интереса, который отождествляется с общественным и противопоставляется коллективным и личным интересам. При этом субординация и подчинение интересов обеспечивается централизованным директивным планированием и идеологической пропагандой.

 

 

 

По мере развития общества и усложнения экономических интересов жесткое  администрирование, отсутствие обратной связи начинают противоречить принципам функционирования сложных самоорганизующихся систем. Игнорирование роли и значения личного интереса как мощного фактора социально-экономического прогресса, подчинение его государственному в условиях командно-административной экономики приводит к рассогласованности системы экономических интересов, в том числе:

 

— искажению  мотивационного поведения экономических  субъектов;

 

— угнетению  стимулирующей роли потребностей;

 

— снижению ответственности и стимулов к  высокоэффективному труду;

 

— потере трудовых ценностей и социальных установок  населения;

 

— развитию психологии иждивенчества и экономической  зависимости от государства.

 

В отличие  от командно-административной системы  в рыночной экономике доминирует личный интерес потребителя. Практика успешного развития передовых западных стран подтверждает, что не субординация, а координация интересов является самым эффективным средством их согласования и реализации (рис. 2.6).

 

 

 

В условиях экономической свободы и конкуренции  хозяйствующих субъектов создаются предпосылки для формирования целостной, органической системы взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических интересов. Их противоречивое взаимодействие основано на принципах обратной связи и самоорганизации, носит творческий характер и оказывает содействие прогрессивному развитию общества.

 

Процесс эволюции современных развитых стран на основе социально ориентированной и  регулируемой рыночной экономики создает  предпосылки для координации  и гармонического развития системы  экономических интересов гражданского общества. Вместе с тем корпоратизация экономической жизни порождает проблему согласования экономических интересов владельцев, менеджеров и наемных работников с целью недопущения их оппортунистического поведения. Важную роль в согласовании индивидуальных и корпоративных интересов в современных смешанных экономиках играет государство.

 

Отстаивание и содействие реализации интересов  отдельных групп в современном  обществе приобрело форму лоббизма. Лоббизм (от англ. lobby — кулуары) —  влияние на законодателей и чиновников, направленное на поддержку отдельных предприятий, областей, социальных групп, слоев населения, путем личной заинтересованности должностных лиц.

 

С точки  зрения известного западного исследователя  М. Олсона, лоббистская деятельность является своеобразным коллективным благом, нуждающимся в определенном уровне организованности группы. При этом малочисленные и лучше организованные группы часто оказываются более эффективными в отстаивании собственных интересов. Яркий пример такой деятельности — предоставление налоговых льгот отдельным фирмам или областям, следствием чего является увеличение налогового бремени других групп предпринимателей, общества в целом. Как отмечает М. Олсон, "организованные и активные интересы малых групп склонны побеждать неорганизованные и незащищенные интересы больших групп. Часто сравнительно небольшая группа или область добивается таможенного тарифа или налоговых скидок за счет миллионов потребителей или налогоплательщиков, несмотря на якобы доминирующее правило большинства.


Информация о работе Экономические интересы, их классификация и взаимодействие