Экономические блага и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - экономические блага и их классификации. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность материальных и нематериальных благ;
- рассмотреть экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно;
- рассмотреть взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Материальные и нематериальные экономические блага……...5
Глава 2. экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно…………………………………………………….………….11
Глава 3. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага………………………...………………………………………………..…...17
Практикум.…………….…………..............................................................23
Заключение………………………………………………………….…….24
Список литературы……………………………………………….……....26

Вложенные файлы: 1 файл

микркурс.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Брянский филиал Финуниверситета

 

 

Курсовая работа

Дисциплина

«Микроэкономика»

 

Тема 3. Экономические блага и их классификация

 

 

Выполнила     

 

Студентка      1 курса, вечер

 

Специальность      ФК

 

№ зач. книжки     

 

Преподаватель    

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2013

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение …………………………………………………………………...3

Глава 1. Материальные и нематериальные экономические блага……...5

Глава 2. экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно…………………………………………………….………….11

Глава 3. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага………………………...………………………………………………..…...17

Практикум.…………….…………..............................................................23

Заключение………………………………………………………….…….24

Список литературы……………………………………………….……....26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Материальной основой любой экономики является производство, которое представляет собой процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. При этом совокупность природных, социальных и духовных сил, участвующих в создании товаров, услуг и иных ценностей, составляет источники или ресурсы производства.

Потребности у человека самые различные, а для удовлетворения этих потребностей существуют разнообразные блага.

Любой процесс производства, неразрывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства, направлен на удовлетворение потребностей общества и индивидов. С расходованием ресурсов связаны все проблемы экономического развития.

Процесс производства материальных благ в любой общественно-экономической формации представляет собой взаимодействие рабочей силы, предметов и орудий труда. «Каковы бы ни были общественные формы производства, - писал К. Маркс, - рабочие и средства производства всегда остаются его факторами». [5, c. 30].

В своей курсовой работе я использовала актуальные источники информации. Особое внимание хотела бы обратить на учебник для бакалавров «Микроэкономика» под редакцией Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой. В ней раскрыта тема экономических благ и их классификация.

Актуальность изучения темы данной курсовой работы обусловлена тем, что воспроизводство условий существования человека (создание экономических благ) основано на единстве и взаимодействии производительных сил общества (вещественный фактор) и производственных отношений, возникающих между людьми в процессе производства, распределения и потребления экономических благ.

Цель курсовой работы - экономические блага и их классификации. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность материальных и нематериальных благ;

- рассмотреть экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно;

- рассмотреть взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Материальные и нематериальные экономические блага

1.Материальное  благо.

Различают неэкономические  и экономические блага. Первые не являются предметом производственной деятельности людей, не обмениваются на другие блага. Они, как правило, имеются в количествах, превышающих потребность в них. К таким благам относятся, например, воздух, в некоторых случаях — вода, хотя без них человек вообще не может существовать. 

«Блага, количество которых ограниченно по сравнению с потребностью в них, называются экономическими. Этот термин принадлежит субъективистской школе экономической науки (представитель — известный итальянский экономист А. Пезенти). К экономическим благам относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности. С экономическими благами связана проблема редкости благ, обусловливающая соответствующее поведение человека при ограниченности ресурсов. .»[1,29стр.] 
Блага также подразделяются на материальные и нематериальные

Материальные блага включают: 

  • естественные дары природы, землю, воду, воздух и климат; 
  • продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности; 
  • здания, машины, инструменты; 
  • долговые обязательства;  
    паи государственных и частных компаний.

 Нематериальные блага делятся на две группы: 

  • внутренние блага (они заключены в самом человеке и представляют качества и способности, побуждающие людей к действию и наслаждениям, например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовлетворение от чтения и музыки); 
  • внешние блага (они находят выражение в репутации и деловых связях). 

Выделяют долговременные и недолговременные блага. Первые используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, то есть потребляются постепенно, в течение целого ряда последовательных использований (производственное оборудование). Вторые удовлетворяют потребность лишь один раз и полностью потребляются (пища). 

Блага делятся на взаимозаменяемые (субституты, или заменители) и взаимодополняемые (комплементарные). Первые могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности, например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы, подсолнечное и оливковое масло как продукты питания. Вторые могут удовлетворять ту или иную потребность в том случае, если используются совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему, автомобиль и бензин. В целом можно утверждать, что все блага являются взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми. 

Блага подразделяются на настоящие, которые находятся в непосредственном распоряжении субъекта, и будущие, которыми субъект может располагать лишь в будущем. 

Существуют прямые и косвенные блага. К первым относятся блага, призванные непосредственно удовлетворять потребности людей, то есть предметы потребления. Ко вторым — блага, использующиеся для производства других благ, то есть средства производства. Прямые и косвенные блага также принято называть потребительскими (конечными), идущим на потребление, и производственными (инвестиционными), используемыми в производстве (машины, станки, оборудованиеит.д.).  
В зависимости от количества потребителей, пользующихся благами, выделяют частные и общественные блага. К частным относятся блага, которыми пользуются отдельные потребители, к общественным — блага, которыми пользуются совместно, коллективно.  
В западной литературе продуктом, благом также считается услуга. К такому выводу приходят и отечественные экономисты. 

Услуга — это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности. От полезных вещей услуга отличается тем, что в ней совмещаются процессы производства и потребления. В большинстве случаев невозможны взаимозаменяемость, накопление, хранение, транспортировка услуг.  
Различают следующие виды услуг: личные, удовлетворяющие потребности каждого человека в получении образования, лечения, культурно-бытового обслуживания, и специфические, удовлетворяющие коллективные или особые потребности (управление, оборона, наука, охрана общественного порядка). В зависимости от характера производственного процесса выделяют услуги общественно организованного обслуживания и услуги частных лиц.

По сферам приложения труда услуги подразделяются на услуги, потребляемые материальным производством, и услуги, потребляемые нематериальным производством. 

В статистике опираются на следующую структуру услуг:  
• бытовые услуги (ремонт и индивидуальный пошив обуви, одежды; ремонт и техническое обслуживание транспорта; химчистка и крашение);  
• услуги прачечных, бань и парикмахерских, услуги проката и т.д.;  
• услуги связи;  
• услуги культуры;  
• услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, туристско-экскурсионные услуги;  
• услуги здравоохранения и образования;  
• услуги правового характера и сберегательного банка;  
• услуги учреждений физической культуры и спорта.

 Согласно субъективистской  доктрине, экономическая ценность  благ зависит от их относительной  редкости. В самом деле ценность  определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны, интенсивностью потребности (это величина психологическая), а с другой — наличным количеством данного блага, способного удовлетворить потребность. Следует учитывать, что всякая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ, а с другой стороны, одно благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей. Следовательно, существует не только проблема недостаточности экономических благ по сравнению с потребностями, но и проблема предназначенности каждого блага для определенного ряда применений.

2.Нематериальные  блага.

Понятие нематериального  блага. К особой группе объектов гражданских прав относятся нематериальные блага, под которыми понимаются не имеющие экономического содержания и не отделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные действующим законодательством.

Характерная особенность  этой группы объектов состоит в том, что они:

  • не имеют материального (имущественного) содержания;
  • неотделимы от личности их носителя;
  • обладают свойством индивидуализации самой личности обладателя этих прав.

Регулирование и защита нематериальных благ осуществляются комплексно, нормами ряда отраслей права. Применительно к гражданскому праву в теории права существовали, по крайней мере, две точки зрения на предмет гражданско-правового регулирования отношений по поводу нематериальных благ и связанных с ними личных неимущественных прав. По мнению одной группы ученых, гражданское право не регулирует, а лишь охраняет личные неимущественные права. По мнению других, правовое регулирование и охрана прав не могут противопоставляться, поскольку регулирование означает охрану прав, а их охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений. В последние годы едва ли не господствующим стало мнение, что гражданское право как регулирует, так и охраняет нематериальные блага.

Блага первого уровня неразрывно связаны с самим существованием личности. Они объективно существуют независимо от их правовой регламентации и только в случаях посягательств на эти блага нуждаются в правовой защите.

Блага второго уровня - право на имя, право авторства и иные личные неимущественные права — являются субъективными правами, образующими содержание конкретного правоотношения и тем самым уже урегулированными нормами права. В случае же нарушения этих прав они пользуются правовой защитой.

Правоотношение, элементом которого является субъективное право лица на нематериальное благо, является абсолютным, так как управомоченному субъекту противопоставляются абсолютно все, обязанные воздерживаться от нарушения этого права. Однако в случае его нарушения оно приобретает характер относительного правоотношения.

Для обоих слагаемых  «нематериальных благ» характерными оказываются, по крайней мере, два неразрывно связанных между собой признака. Это:

отсутствие материального (имущественного) содержания;

неразрывная связь  с личностью носителя, предопределяющая не отчуждаемость и непередаваемость этого блага.

Не  отчуждаемость нематериальных благ не исключает того, что их осуществление и защита может быть поручена третьим лицам, например, иски о защите чести и достоинства несовершеннолетних могут предъявить их законные представители.

Не  товарность, отсутствие экономического содержания нематериального блага, его неразрывная связь с личностью носителя, являются необходимыми, но не исключительными признаками. Будучи неотделимым от личности носителя данного нематериального блага, наличие этого блага индивидуализирует, делает неповторимой саму личность носителя. Нематериальные блага характеризуют общественное состояние их обладателя и являются его неотъемлемым, хотя и подверженным изменениям, качеством в течение всего периода его существования. Нематериальные блага существуют без ограничения срока их действия.

 

Из первой главы мы выделяем следующее: материальные блага это те без которых человек не может существовать пища, вода, воздух. А нематериальные блага делятся на две группы: внешние которые выражаются в карьерном росте и связях, внутренние которые заключены в самом человеке: получение наслаждения от какого либо действия, деловые навыки, профессиональное мастерство.  А также они делятся на взаимозаменяемые и взаимодополняемые .Первые могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Вторые могут удовлетворять ту или иную потребность в том случае, если используются совместно.

Информация о работе Экономические блага и их классификация