Экономическая сущность рынка, и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель темы – раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные функции, условия возникновения и структуру. Кроме того, необходимым элементом рыночного механизма является конкуренция и, нашей целью ставится выявить проблемы формирования конкурентных рынков в России.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения менялось определение понятия «рынок»; рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру и инфраструктуру.
4.Сделать выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Рынок чистой монополии - особый тип рынка, состоящий из одного продавца (государственная организация, частная регулируемая монополия (фирма) или частная нерегулируемая монополия). С помощью государственной монополии можно регулировать потребление того или иного товара. Государство может установить цену ниже себестоимости производства товара, если определенные группы населения не в состоянии приобретать его за полную стоимость, или резко увеличить цену для ограничения потребления конкретного продукта. В случае регулируемой монополии цена может быть сформирована с расчетом на покрытие издержек или получение высоких доходов, которые дают возможность поддерживать и расширять производство.

Частные фирмы-монополисты  устанавливают высокие цены своей  продукции самостоятельно, в большей  степени не ориентируясь на ценовую  политику других фирм или согласовывая цены товаров с местной администрацией. Фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену, опасаясь из-за ее высокого уровня введения государственного регулирования цен, привлечения новых конкурентов, потери части покупателей, а устанавливают невысокие цены и тем самым стремятся быстрее занять значительную долю на рынке определенного товара. Обладая большой свободой в установлении цены, фирма, однако, определяет ее оптимальный уровень на основе спроса на свою продукцию.

Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, базируются на принципе ценовой дискриминации. Следуя данному принципу, фирма продает свой товар (услугу) различным группам покупателей по разным ценам независимо от издержек производства.

Различают следующие  формы ценовой дискриминации:

  • по группам покупателей - различным покупателям один и тот же товар продается по разным ценам;
  • по варианту товаров или услуг - различные варианты товаров или услуг продаются по разным ценам без учета отличий в затратах;
  • по территории - в различных регионах товар реализуется по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с производством и доставкой продукции, одинаковые;
  • по времени - разные цены товара устанавливаются в зависимости от сезона, месяца года, дней недели, времени суток (дневное, вечернее, ночное).

В некоторых случаях фирма-монополист может реализовать свой товар по очень низким ценам, в том числе за пределами страны. Такая политика называется демпингом, т.е. продажа товаров на рынке осуществляется по искусственно заниженным ценам, возможно, ниже себестоимости. Цель ее заключается в вытеснении конкурентов и завоевании внешних рынков сбыта для увеличения объема собственных продаж. В связи с этим правительства многих стран ограничивают ввоз дешевых товаров, подрывающих развитие национальной экономики, разрабатывают антидемпинговые законодательства и устанавливают антидемпинговые пошлины.

Итак, на рынке чистой монополии  ценообразование складывается по-разному, возможна:

  • государственная монополия в зависимости от стоящих перед правительством страны целей;
  • регулируемая монополия с определенной степенью государственного вмешательства в формирование цен товаров;
  • нерегулируемая монополия, когда устанавливается свободная цена, какую выдержит рынок.

Рынок чистой монополии  порождает господство одного хозяйствующего агента, который и устанавливает цены товара. Монополия означает наличие одного производителя (продавца), а монопсония - одного монопольного покупателя. Цена в таком случае считается монопольной ценой, а дополнительный доход - монопольной прибылью. Монополизация рынка устраняет конкуренцию. На равновесном рынке монополия или преодолевается, или обуздываете государственным контролем и регулированием. Неравновесный рынок создает условия для возникновения монополизма и укрепления его позиции. В результате монополизм может разрушительно действовать на экономику, консолидировать зону застоя по отношению к новым импульсам спроса.

Для России характерна чрезвычайно  высокая монополизация рынка  по большинству товаров (услуг). Уровень  монополизации во многих отраслях национальной экономики достигает 80-100%. Вместе с естественной монополией и производственной монополизацией (в основном в машиностроительных отраслях, в производстве автомобилей, автобусов, тракторов,. комбайнов, экскаваторов и др.) сложилось устойчивое господство государственного монополизма как на всероссийском, так и на региональных (местных) рынках.

"Размывание" государственного  монополизма в основном приводит  к образованию олигополиетического  рынка с преобладанием на нем  спекулятивных и коррумпированных структур.

В России конкуренция на товарных рынках и антимонопольные меры регулируются Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 9 октября 2002 г) .

Этим законом разграничиваются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция. В нем доминирующее положение предприятия установлено ст.4; "Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%". При доминирующем положении потоки товаров находятся под влиянием одной - трех фирм, лидерство в ценообразовании принадлежит одной фирме.

Конкурентная реактивность рынки и показатели (индексы) рыночной концентрации товаров

Реактивность рыночной системы на изменение спроса на товар, ее адаптивность к сигналам спроса при наличии независимых агентов рынка можно сравнить с надежностью работы любой системы, состоящей из отдельных элементов (предприятий, фирм, хозяйствующих субъектов).

Учет изменения спроса связан с перестройкой технологии производства, организационных структур, подготовки кадров специалистов и руководителей, при этом в процессе развития рыночных отношений адаптироваться к новым условиям предприятие заставляют рынок, спрос и конкуренция.

В современных условиях рыночных отношений вероятность  реакции на изменение спроса каждого  отдельного предприятия пока еще  достаточно низкая и находится примерно на уровне 0,1. В связи с этим важно  иметь более высокую вероятность  реакции на изменение спроса хозяйственной системы в целом.

Известный математик  и кибернетик Джон фон Нейман доказал, что из "ненадежных" элементов  можно создать вполне надежную систему. Для ее гарантированной работы необходимо параллельно включать элементы в  достаточно большом количестве.

В экономической системе  реакция на изменение спроса не может  ставиться в зависимость от поведения  одного или немногих предприятий. Она  должна работать достаточно надежно  и безотказно. Вероятно, в обеспечении  адекватной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка и состоит основная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на конкретном рынке.

 

 

 

Заключение

 

В самом общем виде рынок – это система экономических  отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Рынок выполняет различные  функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван  найти ответы на три главных вопроса:

1. Что надо производить,  то есть какие товары и услуги  должны быть предложены потребителям?

2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует применить?

3. Для кого следует  эти товары и услуги производить,  то есть кто может претендовать  на их получение в свою собственность?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики.

Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется  не только количеством продавцов  и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает  от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

Также очень важным понятием в рыночной экономике является понятие  «инфраструктура». Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение, улавливает сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителям и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс. 

Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре  следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

В рыночной экономике  благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может  продать на рынке товар, которым  владеет. Тот, кто предложил покупателям  наилучший товар и на более  выгодных условиях, оказывается победителем  в конкурентной борьбе.

Рынок как социальная форма организации экономики, с  одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с  другой  - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.

Таким образом, можно  сделать вывод, чтобы экономические  реформы в целом не смогли нанести  вред, они должны быть «настроены»  на человека, на удовлетворение его  потребностей, развитие его личности (в частности в России).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.Иохин В.Я.  Экономическая теория. – М.: Юрист, 2000 г

2.Попов А.И.  Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2001 г

3.Экономика  (экономическая теория). Учебное  пособие для вузов, 3-е издание. Под общей ред. Бабаева Б.Д. – Иваново, 2000 г.

4.Задоя А.А., Петруля Ю.Е. Основы экономической  теории (учебное пособие).- М.:"Рыбари", 2004. 
5. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. Учебник. - М., 2003

6.Янова В.В. Экономика.  Курс лекций: Учебное пособие для вузов, 2005 г.

7. Войтов А. Г. Экономика.  Общий курс. 2003 г.

8.Седов В.В. Экономическая  теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в  экономическую теорию: Учеб. пособие  / 2002.

9.  Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория: Учебно-методическое пособие. - Владивосток: ВГУЭС, 1999

10.Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов./ 2002 г.

11.  Кочетков А.А. Основы экономической теории М. 2004.

12.Радаев В.В. «Анализ  рынков в современной экономической  социологии»/2008 г.

13.  Бродская Т.Г, Видяпин В.И. Учебное пособие по экономической теории/ 2008 г.

14. Экономическая теория под ред Грязновой А.Г, Чечелевой Т.В / 2005 г.

 

 

Приложение  №1.

 

 

Функции рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №2.

 

 

График кривой спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3.

 

 

График кривой предложения.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 


Информация о работе Экономическая сущность рынка, и его функции