Экономическая сущность рынка, и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель темы – раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные функции, условия возникновения и структуру. Кроме того, необходимым элементом рыночного механизма является конкуренция и, нашей целью ставится выявить проблемы формирования конкурентных рынков в России.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения менялось определение понятия «рынок»; рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру и инфраструктуру.
4.Сделать выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение 
 Данная курсовая работа посвящена теме, в которой раскрывается сущность рынка, его виды и функции, являющейся оптимальной на сегодняшний день, так как жизнь общества непосредственно связана с рынком. С древних времен  существования человечества рынок определялся как место торговли товарами. Он и сейчас существует в виде колхозных рынков, где реализуются, главным образом, продукты питания. Есть и вещевые рынки, где продаются товары народного потребления, но их удельный вес в общем объеме товарооборота сравнительно небольшой. 
 В современной экономике России рынок играет важную роль в развитии предпринимательской сферы деятельности. Рынок интересует предпринимателя, прежде всего по двум направлениям: 
 1) положение товара, который он уже производит, и ситуация, складывающаяся вокруг него; 
 2) возможности для расширения своей доли рынка путем увеличения поставок товара или начала производства нового товара, в котором ощущается потребность на этом рынке.

  Цель темы – раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные функции, условия возникновения и структуру. Кроме того, необходимым элементом рыночного механизма является конкуренция и, нашей целью ставится выявить проблемы формирования конкурентных рынков в России.

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

1.Рассмотреть,  как по мере развития общественного  производства и обращения менялось  определение понятия «рынок»;  рассмотреть важнейшие исторические  условия возникновения рынка.

2.Определить, в  чем заключается сущность рынка, его родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.

3.Изучить типологию  рынка, его структуру и инфраструктуру.

4.Сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность рынка

 

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с  поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок).

Одна из главных проблем  функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.

Общественные потребности  выявляются с помощью системы  цен. Они передают информацию, которая  служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов.

В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой  социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.

По широте охвата различают: локальные, национальные и международные рынки.

По объектам купли-продажи  различают: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов. Наряду с товарным существует денежный рынок.

    1. Экономическая сущность рынка

 

Рынок — место, где  продают и покупают товары (услуги). Это самое простое понятие  рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.

Рынок - это место где  встречаются покупатели и продавцы определенного товара или услуги. В науке понятие рынок определяется как совокупность условий, благодаря которым продавцы и покупатели товара (услуг) по оговоренной цене совершают сделку с целью покупки или продажи этого товара (услуги).

В широком значении рынок—это  такая организация общественного производства, при которой производители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают:

-  в какое время, в каком количестве и какие виды товаров (услуг) производить;

-  каким образом производить эти товары производить и с помощью каких ресурсов и технологий);

-  для какого необходим тот или иной товар или услуга.

Существует ряд условий, которые необходимы для нормального  функционирования рынка:

-  свобода предпринимательской деятельности;

-  конкуренция (совершенная и несовершенная);

-  наличие различных форм собственности;

-  свободное ценообразование;

-  наличие необходимых структурных элементов рынка, таких

-  как спрос, предложение, цена;

-  развитие инфраструктуры рынка;

-  стабильные финансовая и кредитно-денежная системы.

Таким образом, можно  сделать вывод: рынок представляет собой систему экономических  отношений между хозяйствующими субъектами, которая основана на обменных отношениях и платности всех благ и услуг.

    1. Функции рынка

 

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают существенное воздействие на все стороны организации жизни, и таким образом выполняют следующие функции, показанные в (приложении1).

Посредническая функция  рынка предоставляет возможность  продавцу выбрать наиболее подходящего  покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать подходящего поставщика.

Информационная функция  проявляется в том, что через  регулярно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок предоставляет  участникам производства объективную  и актуальную информацию о необходимом качестве, количестве и ассортименте тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Ценообразующая функция  оказывает содействие установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, отчетливо реагирующей  на изменения в производстве, в  потребностях покупателей, в конъюнктуре.

Регулирующая функция  связана с влиянием рынка на все  сферы экономики и прежде всего  производство. Конкуренция способствует снижению затрат на продукции, мотивирует повышение производительности труда, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики.

Санирующая функция. С  помощью конкуренции рынок освобождает  общественное производство от экономически неустойчивых, неконкурентоспособных  хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным участникам рынка. Таким образом повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

    1. Рыночная цена и ее виды

 

В условиях свободного рынка  взаимоотношение цена и ее виды собственников  товаров и денег складываются естественным порядком и никем не регулируются. Рынок превращается в арену своеобразной экономической демократии, чем он решительно отличается от всякого нормированного распределения продуктов (по талонам и карточкам). В свободной оценке товаров, учитывая их стоимость и полезность, участвуют все продавцы и покупатели. Они проводят своего рода "голосование", но вместо бюллетеней в ход идут рубли, доллары и иные деньги. Таким способом открывается или закрывается путь всякому продукту в сферу потребления. Итоги этого голосования отражаются в рыночных ценах.

Рыночная цена - это  фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и  услуг устанавливаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.

С учетом способов регулирования  выделяются такие виды цен.

Свободные цены. Они формируются  в зависимости от состояния рынка  и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной  договоренности продавца и покупателя.

Договорные или контрактные  цены. Контрагенты устанавливают  их по взаимному согласию до момента  купли-продажи товара. В контракте  могут оговариваться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и  нижний уровень их изменений. Допускается пересмотр цен вследствие инфляции и других оговоренных обстоятельств.

Регулируемые цены. Для  отдельных групп товаров государство  устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В  условиях рыночной экономики такое  управление ценами касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости).

Государственные твердо установленные цены. Государственные  органы фиксируют такие цены в  плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.

В зависимости от форм и сфер торговли подразделяются следующие  виды цен.

Оптовые, по которым товары реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам  предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.

Розничные, по которым  в розничной торговле продукты продаются  потребителям.

Тарифы на услуги - цены (расценки), определяют уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, за пользование телефоном, радио и др.

Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка.

Об их характере и  способах образования подробно поговорим  в дальнейшем.

Цены мирового рынка - цены, которые: а) фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке и б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.

Мы рассмотрели основные виды реально действующих цен. Кроме  государственной, твердо фиксированной  цены, все другие их виды в той или иной мере имеют общее свойство - они изменяются под воздействием конъюнктуры (стечения разных обстоятельств) рынка. В свою очередь, цены закономерно влияют на экономическое положение продавцов и покупателей, их заинтересованность в купле-продаже товаров.

2. Структура  рынка

 

Приступая к анализу  структуры рынка, следует заметить, что принципы ценообразования имеют  универсальный характер, ибо на каждом рынке действуют законы спроса и  предложения, под влиянием которых  складывается цена. В свою очередь цена влияет на спрос и предложение. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке — форму процента, на рынке земли — форму ренты.

Рынок в целом характеризуется  весьма сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных  критериев классификации. Наиболее важным критерием является экономическое  назначение объектов рыночных отношений. В соответствии с данным критерием в национальном рынке можно выделить три основных вида рынков: потребительских товаров и услуг, факторов производства и финансовый.

2.1 Рынок предметов  потребления

 

Рынок потребительских товаров и услуг представляет собой сферу обращения, посредством которой реализуются товары народного потребления и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Данный рынок наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции. Здесь в наибольшей степени находят свое проявление вышеприведенные формы денежного обращения. Этот рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние различных слоев населения. Для функционирования рынка товаров и услуг требуется развитие оптовой и розничной торговли, маркетинговых служб. В рамках рынка потребительских товаров и услуг необходимо выделить рынок продовольственных товаров и рынок промышленных, или непродовольственных товаров. Каждый из них обладает собствен-. ной спецификой в силу различий как сфер, их выпускающих, так и способов и форм их продвижения от производства до потребителей.

2.2 Рынок труда

 

Самое яркое, хотя, возможно, и не самое заметное проявление рыночной экономики - это рынок рабочей силы. Его можно было бы назвать и рынком труда, но, согласно классикам, живой труд сам по себе еще не обладает стоимостью.

Ею обладает рабочая  сила, т.е. способность работника  к труду. Однако, если не вдаваться  в политэкономические нюансы, термин "рынок труда" вполне приемлем.

Основой трудовых отношений  в условиях рынка рабочей силы является свободный, добровольно заключаемый  контракт между работником и его  нанимателем на условиях взаимного  соглашения и в соответствии с действующим законодательством о труде. Наниматель вправе после окончания контракта или при его нарушении работником принимать решение о продолжении или прекращении трудовых отношений. С социальных, морально-этических в этом есть нездоровое начало, но с экономических позиций это целесообразно. Эффективной экономике более импонирует наличие избыточной рабочей силы, побуждающей ценить труд, чем наличие избыточных рабочих мест, подавляющее заинтересованность в продуктивном труде в связи с легкой возможностью сменить рабочее место. Так что правомерно говорить и о рынке рабочих мест.

Рынок труда или рабочей  силы находится в прямой связи  с проблемой занятости. В условиях рыночных отношений уровень трудовой занятости прежде всего соотношением спроса и предложения рабочей силы. Известно, что рыночное равновесие достигается и поддерживается при некотором избытке предложения по отношению к спросу. Отсюда имеет место безработица уровень которых изменяется в широких пределах, примерно от двух до пятнадцати процентов от числа занятых, в зависимости от состояния экономики и характера государственного регулирования процессов занятости.

Информация о работе Экономическая сущность рынка, и его функции