Экономическая роль предпринимательства и его развитие в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом и попытаться найти пути их решения.
Задачи для этой работы: это рассмотрение сущности и роли предпринимательства в условиях инновационного развития страны; проведение анализа развития предпринимательской деятельности в современной России; выявление основных проблем развития малого бизнеса и нахождение решения этих проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 История развития, понятие и сущность предпринимательства в России
1.1 Сущность предпринимательства и его виды…………………….5
1.2 Развитие предпринимательской деятельности…………………..9
1.3 Функции малого бизнеса…………………………………………11
ГЛАВА 2 Современные проблемы развития предпринимательства в
России и пути их решения
1.1 Состояние предпринимательства на данном этапе по России и
отдельно в городе Коряжма………………....................................15
1.2 Проблемы развития предпринимательства в России …………...19
1.3 Проблемы развития предпринимательства в Коряжме………….25
1.4 Пути решения проблем предпринимательства…………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. .32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 

На фоне резкого изменения  условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его  распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек. Анализ распределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности в I квартале 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составил 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек 

В рамках создания более 2,5 тыс. малых предприятий ожидается  формирование до 30 тыс. рабочих мест, в первую очередь, для выпускников  вузов. Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. По большинству видов деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота малого предпринимательства, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.

Снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике  объемов строительства на 19,3% , оборота  розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот малого предпринимательства составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота малого предпринимательства по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%.

Рассмотрим конкретные данные развития предпринимательства в таком городе, как Коряжма.

На 1 января 2008 года в городе Коряжма работают 323 предприятия торговли, 1 рынок, 39 предприятий общественного питания и 62 предприятий бытового обслуживания. За 2007 год открылось 24 магазина, 1 кафе, 2 салона красоты, 1 ломбард.

В I полугодии 2009 года крупными организациями и субъектами среднего предпринимательства отгружено товаров собственного производства по разделам C, D, E ОКВЭД на 7,2 млрд. руб., или 20,1% отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по области (без НАО).

В целях улучшения  условий для предпринимательской деятельности на территории Коряжмы, совершенствования политики в области поддержки и развития предпринимательства по заказу администрации города ООО «ЛесПромРесурсПроект» был проведен в январе-феврале этого года социологический опрос среди 200 коряжемских предпринимателей.  
Преобладают небольшие предприятия с численностью работников от 1 до 15. 65% частных предприятий занимаются торгово-закупочной деятельностью,  19 % - в сфере бытовых услуг. Далее по нисходящей - транспортные услуги, коммерческое посредничество, риэлтерская, консультационная деятельность, строительство, организация досуга, общепит, туризм и пр.

Большинство предпринимателей оценивают финансовое состояние  своего предприятия как удовлетворительное. 46 % утверждают, что по итогам прошлого года получили низкую прибыль. Соответственно, нет возможностей достаточно вкладываться в развитие. Основная масса предприятий работают на российском рынке: здесь закупают продукцию, сбывают свою и предоставляют услуги. Степень собственного предпринимательского риска оценивают от среднего до высокого. Уровень конкуренции в Коряжме считают приближенным к среднему. Около половины опрошенных не уверены в завтрашнем дне. На фоне финансового кризиса ближайшая цель, которую для себя ставят - обеспечить выживание бизнеса. 41% отметили, что в последние годы ухудшились условия для занятия бизнесом. 56% называют в настоящий момент неблагоприятными условия в Коряжме для развития и функционирования бизнеса. Основные причины - негативная экономическая ситуация в стране, низкая платежеспособность населения, а отсюда и небольшой спрос, высокий уровень налогообложения, недостаток финансовых средств, высокая себестоимость продукции, плохие условия аренды. Проблемы с госорганами (административные барьеры, проверки и пр.) менее значимы.

 

1.2 Проблемы развития предпринимательства в России

 

Анализ сегодняшнего состояния малого предпринимательства  позволяет выделить основные проблемы, мешающие его развитию, Эти проблемы возникли вместе с процессом становления  основ рыночной экономики, но, к сожалению, остались нерешенными и сегодня.

На деятельность малых  и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько  факторов.

Общие проблемы  предпринимательства. Это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:

1) Несовершенство законодательства:

  • нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;
  • существенные законодательные пробелы:
  • дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;
  • неотработанность процесса купли-продажи;
  • отсутствие должного законодательства о земле;
  • внутренняя противоречивость законов.
  • невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке.

2) Несовершенство налоговой  системы.

Несовершенство налоговой  системы имеет отрицательное  влияние на малый бизнес. Уровень  действующих ставок налогов превышает  все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для малого предпринимательства ограничен. По некоторым оценкам  Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр. Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному рэкету.

Однако, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.

При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии  налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

3) Несовершенство финансово-кредитной  системы.

В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки  малого предпринимательства денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ малого предпринимательства.

Однако проведенные  проверки показали низкую эффективность  использования средств, выделенных Фондом для развития малого предпринимательства. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

4) Безопасность деятельности  предприятия.

Развитие рынка в  России характеризуется целым рядом  источников потенциальных угроз  предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

  • невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
  • невыполнение своих обязательств поставщиками;
  • произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.
  • прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране"

Малое предпринимательство  столкнулось с организованной преступностью, которая к середине 1990-х годов  превратилась в хорошо отлаженную систему.

Сегодня наиболее сильные  группировки по уровню организации напоминают государственные спецслужбы. Они обладают квалифицированными кадрами, финансовыми и материальными ресурсами, спецтехникой, службой информации. Это позволило перейти от случайных поборов, что было характерно для рубежа 1980-1990 гг к систематическому получению стабильной, заранее оговоренной части прибыли своих "подопечных"1. Изучение таких отношений позволило выявить интересную зависимость, на которую впервые обратили внимание А.Белов и А.Никитов: "Уровень аналитических служб такого (регулярного) рэкета в целом достаточно высок, и он устанавливает в общем-то посильные "налоги", в отличие как от официальных налогов, установленных государством, так и от поборов "дикого рэкета ".2

Результаты опроса, произведенного в Сибири, показали, что 21,2% предпринимателей имеют постоянную "крышу", 15,2% постоянно улаживают отношение с ней, 12%регулярно вынуждены давать отпор домогательствам "дикого рэкета", остальные 51,6% дали уклончивые ответы, но ни один из низ не заявил об отсутствии каких-либо угроз со стороны криминала.3

  • передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;
  • утечка информации из коммерческих банков;

Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование  в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.

  1. Отсутствие систем государственной и общественной поддержки


1Николаева И.П. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учеб.    Пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНАЮ, 2004.- С. 295.

2 Российский  экономический журнал. 1995.-  №2. – С. 48.

 3 ЭКО. 1996. - № 8. – С. 97,98.

малого бизнеса.

С большим запозданием  создан государственный орган, призванный содействовать становлению  и  развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ. Статус этого  комитета,  его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов  свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей,  предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета.  Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается  не на малый лишь,  но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету.  Ее в состоянии решить  лишь  целенаправленная политика правительства в целом,  и притом за весьма продолжительное время. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем,  чтобы снизить  уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. 

Власти не желают связывать  перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств,  так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные   власти   охотней   регистрируют  предприятия, способствующие в благоустройстве района.

О сложностях взаимоотношений  предпринимателей и региональных властей  свидетельствуют также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ.  Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы близких к ней предпринимателей. Проводимая административная реформа, по мнению 42% слушателей Академии народного хозяйства при правительстве РФ, вряд ли изменит или даже ухудшит отношения между бизнесом и властью.

Информация о работе Экономическая роль предпринимательства и его развитие в современной России