Экономическая роль предпринимательства и его развитие в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом и попытаться найти пути их решения.
Задачи для этой работы: это рассмотрение сущности и роли предпринимательства в условиях инновационного развития страны; проведение анализа развития предпринимательской деятельности в современной России; выявление основных проблем развития малого бизнеса и нахождение решения этих проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 История развития, понятие и сущность предпринимательства в России
1.1 Сущность предпринимательства и его виды…………………….5
1.2 Развитие предпринимательской деятельности…………………..9
1.3 Функции малого бизнеса…………………………………………11
ГЛАВА 2 Современные проблемы развития предпринимательства в
России и пути их решения
1.1 Состояние предпринимательства на данном этапе по России и
отдельно в городе Коряжма………………....................................15
1.2 Проблемы развития предпринимательства в России …………...19
1.3 Проблемы развития предпринимательства в Коряжме………….25
1.4 Пути решения проблем предпринимательства…………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. .32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по экономической  теории

 

Тема:

"Экономическая роль предпринимательства и его развитие в современной                            России"

 

 

                                                      

                                                                                                                                    Выполнила:

                                                                                                        студентка 2 курса

факультета экономики  и управления

специальности государственное  и муниципальное управление

 

Руководитель:

кандидат исторических наук

доцент кафедры менеджмента

 

 

2009

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 История развития, понятие и сущность предпринимательства в России

         1.1 Сущность предпринимательства и его виды…………………….5

         1.2 Развитие предпринимательской деятельности…………………..9

         1.3 Функции  малого бизнеса…………………………………………11

ГЛАВА 2 Современные проблемы развития предпринимательства  в

России и пути их решения    

        1.1 Состояние предпринимательства  на данном этапе по России и

              отдельно в городе  Коряжма………………....................................15

        1.2 Проблемы развития предпринимательства в России …………...19

        1.3 Проблемы развития предпринимательства в Коряжме………….25

        1.4 Пути решения проблем предпринимательства…………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. .32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Все цивилизованные страны обязаны своим благополучием не командно-административной, а рыночной системе хозяйства, мощным двигателем экономического и социального развития которой является предпринимательство. В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.

Актуальность темы предпринимательства  возрастает. Страны хотят выходить на международные рынки по продажам каких-либо продуктов, хотят повышать свою экономику. И чтобы этого добиться нужно развивать предпринимательство, выводить его на более высокий уровень. Государство понимает, что нужно оказывать помощь хотя бы начинающим бизнесменам.

Как показывает мировой  опыт, без свободы рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание невозможно. Предпринимательство, как явление российской общественной жизни, привлекло к себе внимание еще в XVII веке, а основные этапы развития отечественного предпринимательства связывают с именами Петра I, Екатерины II и Александра II. В настоящее время предпринимательство в России переживает процесс возрождения и становления. Этот процесс сопровождается с многочисленными противоречиями, трудностями, ошибками.

Важной особенностью российского предпринимательства  является молодость его участников (средний возраст до 35 лет), которым свойственно стремление к самостоятельности, самореализации, осознанному риску. Предпринимательство уже заняло свое место в экономике России и представляет экономическую и политическую силу. Так, по статистическим данным, в стране функционирует более 800 тысяч малых предприятий, в основном в сфере торговли, общественного питания, строительства и промышленности. Практика развития рыночных отношений в России делает очевидным, что без активизации предпринимательства, без создания благоприятных правовых условий для его развития дела в российской экономике поправить не удастся.

Развитие предпринимательства - эффективный путь обновления российской экономики, ключевое условие развития рыночных отношений в экономике.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом и попытаться найти пути их решения.

Задачи для этой работы: это рассмотрение сущности и роли предпринимательства в условиях инновационного развития страны; проведение анализа развития предпринимательской деятельности в современной России; выявление основных проблем развития малого бизнеса и нахождение решения этих проблем.

В первой части работы предлагается рассмотреть виды и сущность предпринимательства в Российской Федерации, а также дать ему определение. Выделить основные функции малого предпринимательства. Во второй части приведены данные по предпринимательству в России и конкретно в городе Коряжма. И на основании этих данных проводиться анализ и выделение наиболее острых проблем развития предпринимательства в нашей стране и пути их решения.

ГЛАВА 1

 История развития, понятие и сущность предпринимательства в России

1.1 Сущность предпринимательства и его виды

Предпринимательство –  самостоятельная, инициативная, связанная с хозяйственным риском деятельность, ведущаяся с целью получении прибыли для решения предусмотренных предпринимательской деятельностью задач 1.

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих экономики. Предпринимательство - это большой умственный труд, и начинается он с ответа на вопрос: «Будут ли мои услуги (товары) кому-либо нужны?».

В странах рыночной экономики  предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.

Главной задачей предпринимателя  является управление предприятием, которое  включает в себя рациональное использования  ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки.

Совокупность таких  условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная


  1Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2003.

заинтересованность. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

Предпринимательская деятельность организуется таким образом, чтобы  все действия осуществлялись за определенное время, для этого предпринимателю необходим высокий уровень организации, продолжительность операции оказывает значительное влияние на ее эффективность, прибыль. Обычно, чем короче период сделки, тем выше ее эффект для предпринимателя. С одной стороны снижаются затраты, а с другой увеличивается оборачиваемость денежных средств и поэтому меньше денег связывается в обращении.

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают  разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое,  финансовое, посредническое, страховое.

Предпринимательство называют производственным если сам предприниматель  непосредственным образом, используя  в качестве факторов орудия труда, рабочую  силу, производит товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функции производства в этом виде предпринимательства - основная определяющая.

В коммерческом предпринимательстве  предприниматель выступает в  роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве фактором  является сам товар, а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Отметим, что если товар покупается и продается предпринимателем на законных основаниях, то торгово-комерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли - перепродажа, можно говорить о запретной преступной спекуляции.

 Финансовое предпринимательство  есть особая форма, коммерческого  предпринимательства, в котором  в качестве предмета купли  продажи выступают деньги и  ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателям или предоставляемые им в кредит.

 Посредничеством называют  предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в качестве посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две  заинтересованные во взаимной сделке стороны.

Страховое предпринимательство  заключается в том, что предприниматель за определенную плату гарантирует страхователю компенсацию возможной потери имущества, ценностей, жизни в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни - есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств не велика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

 Первым, кто стал изучать предпринимателя как ключевую фигуру социально-экономической системы, является Р. Кантильон, который фактически положил начало научному исследованию предпринимательской тематики и заложил фундаментальные основы для последующих теоретических исследований в этом направлении.

Следующей крупной фигурой  в процессе изучения предпринимательства  является Ж.Б. Сей. По его мнению, предприниматель - промышленник, активный, образованный, талантливый изобретатель, прогрессивный  земледелец или смелый деловой человек, ряды которых умножаются во всех странах по мере открытий и расширения рынка. Преимущественно эти люди ведут производство и господствуют в области распределения богатств.

С точки зрения К. Маркса, необходимо противопоставлять не предпринимателя  и инвестора, а различные роли, в которых капиталист выступает в производственном процессе. Предприниматель одновременно является субъектом присвоения прибавочной стоимости, т.е. реализующим функцию эксплуатации рабочих, и субъектом организации и управления предприятием.

Социологические подходы к пониманию предпринимательства берут свое начало от работ В. Зомбарта. По мнению В. Зомбарта, предприниматель оценивается по своему успеху. Иметь успех, значит опередить других, стать больше, чем другие. Предпринимателя характеризует постоянное стремление к новому и стремление показать свое превосходство над другими.

Одним из видных ученых, занимающихся проблемами предпринимательства, был австрийский ученый Й. Шумпетер. Он полагал, что предприниматель - это  «революционер в экономике и  невольный зачинатель социальной и политической революции», «быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие… значит делать не так, как делают другие». По его мнению, для предпринимателя главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделить определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете, а также способность идти в одиночку и его воздействие на других людей, которое Шумпетер определяет понятиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».

Еще один ученый, Р. Хизрич, сформулировал понятие «предпринимательство»  как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - человек, который затрачивает на это все необходимое время  и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

1.2 Развитие предпринимательской деятельности

 

Впервые экономическое  определение слова «предприниматель»  появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий «на себя обязательство по производству или строительству объекта».

До начала XVIII века государственной  поддержки предпринимательства  в России как таковой почти  не было.  Русским купцам разрешалось продавать свои товары во всех приграничных городах и на ярмарках, торговать с «иноземцами» вольно. На вырученные от экспорта деньги купцы могли покупать беспошлинно иностранные товары.

Информация о работе Экономическая роль предпринимательства и его развитие в современной России