Экономическая мысль России ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

В первые годы ХХ в. в России продолжался быстрый подъем базовых отраслей тяжелой промышленности — угольной, нефтяной, металлургической, машиностроительной. Высокая доходность новых производств, дешевизна рабочей силы привлекали в страну иностранный капитал (из Бельгии, Франции, Германии, Англии и других стран). Он широким потоком устремился в ряд передовых отраслей промышленности, а также в сферу банковского капитала. Банки все активнее вкладывали свои средства в производство, способствуя развитию новых форм организации хозяйства — монополий (трестов, синдикатов). При поддержке науки ускорялось техническое перевооружение промышленности и других отраслей народного хозяйства. Механизация затронула и быт (швейные машинки Зингера).

Содержание

Введение 5
1 Россия в начале XX века 7
1.1 Экономическое и социально-политическое развитие 7
1.2 Русско-японская война 1904–1905 гг 9
1.3 Революция 1905–1907 гг 11
1.4 Россия в Первой мировой войне (1914–1918) 14
2 Революции 1917 года и Гражданская война в России 17
2.1 Февральская революция 17
2.2 Октябрьская революция 20
2.3 Россия в годы Гражданской войны и интервенции 22
3 Страна советов в 1920 –е годы 25
3.1 Социально-экономический и политический кризис в начале 1920-х гг. Переход к нэпу (1921–1928/29) 25
3.2 Образование СССР 29
3.3 Внутриполитическая борьба за власть и установление режима личной власти И.В. Сталина 31
4 Форсированная модернизация советского общества в 1930-е годы 33
4.1 Свертывание нэпа 33
4.2 Индустриализация страны (1928–1941) 35
5 Великая Отечественная война 37
5.1 Внешняя политика СССР и международные отношения в 1930г 37
5.2 Начало Великой Отечественной войны 40
5.3 Итоги и последствия войны 43
6 СССР в послевоенные годы (1945–1953) 45
6.1 Внешняя политика СССР и международные отношения в послевоенном мире. «Холодная война» 45
6.2 Создание атомного оружия и начало ядерного противостояния 47
6.3 Послевоенное экономическое развитие страны 49
7 Попытка осуществления политических и экономических реформ. «Хрущевское десятилетие» (1953–1964) 51
7.1 Борьба за власть в руководстве страны после смерти И.В. Сталина 51
7.2 Противоречивое реформаторство Н.С. Хрущева 53
8 СССР в середине 1960-х – 1980-х годов. Нарастание кризисных явлений 56
8.1 Экономическая реформа 1965 г 56
8.2 Нарастание кризисных явлений в экономической, политической и социально-духовной сферах 59
8.3 Внешняя политика 61
9 Советский Союз в 1985–1991 годах. Перестройка 63
9.1 Предпосылки перестройки. Попытки экономических преобразований 63
9.2 Обострение межнациональных отношений 66
9.3 Августовский путч 1991 г. Распад СССР и крах перестройки 68
Заключение 70
Список используемых источников: 72

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

Война и ее последствие – карточная система снабжения населения – расстроили финансовую систему страны. Критическая ситуация на потребительском рынке, расширение натурального обмена, инфляционные процессы ставили под угрозу срыва программу восстановления народного хозяйства, поэтому встал вопрос о денежной реформе. С 16 декабря 1947 г. в СССР началось осуществление денежной реформы, отменялись карточки на продовольственные и промышленные товары. В обращение были выпущены деньги, которые обменивались в течение недели (до 22 декабря 1947 г.) на имевшуюся старую наличность в соотношении 1:10 (т. е. 10 старых рублей приравнивались к одному новому рублю).

Повсеместно снижались цены на хлеб, муку, макароны, крупу, пиво. Но при этом не были изменены цены на мясо, рыбу, сахар, соль, водку, молоко, яйца, овощи, ткани, обувь, трикотаж.

Совершенно очевидно, что реформа преследовала конфискационные цели и «съела» часть накоплений советских людей.

С 1949 г. началось постоянное снижение цен, но покупательная способность населения была крайне низкой, что создавало иллюзию изобилия и улучшения жизни. Материальное положение населения усугублялось принудительными займами государства у народа через подписку и покупку различных облигаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Попытка осуществления политических и экономических реформ. «Хрущевское десятилетие» (1953–1964)

 

 

7.1 Борьба за власть в руководстве страны после смерти И.В. Сталина

 

 

 

После смерти И.В. Сталина в результате закулисной борьбы первые места в партийно-государственной иерархии заняли: Г.М. Маленков – председатель Совета Министров СССР; Л.П. Берия – первый заместитель Г.М. Маленкова и одновременно руководитель объединенного министерства внутренних дел (МВД), куда вошли и органы госбезопасности; Н.С. Хрущев – вначале секретарь, а с сентября 1953 г. Первый секретарь ЦК КПСС.

Особую активность сразу же развил Л.П. Берия, выступивший с рядом инициатив, к которым относились реабилитация арестованных по «делу врачей», амнистия узников лагерей, предложение по ограничению некомпетентного вмешательства партийных органов в хозяйственные дела и др. Его начинания были истолкованы как стремление завоевать популярность у народа с целью захвата власти в стране.

В Кремле против Л.П. Берии возник заговор, во главе которого стояли Г.М. Маленков и Н.С.Хрущев. 26 июня 1953 г. на заседании Совета Министров в Кремле он был арестован с помощью маршала Г.К. Жукова и других военных. С 2 по 7 июля 1953 г. в Москве прошел Пленум ЦК КПСС, на котором одним из главных вопросов было обсуждение преступной антипартийной и антигосударственной деятельности Л.П. Берии. Обвинения были предъявлены в духе традиционных сталинских политических процессов 1930–1940-х гг., ему инкриминировали стремление поставить МВД над партией и правительством, организацию клеветнических материалов на видных деятелей партии, сотрудничество с иностранными разведками, моральное разложение и т. п. Л.П. Берия был снят со всех постов и в декабре 1953 г. вместе с другими близкими к нему чинами госбезопасности осужден, приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.

Но очень скоро между бывшими соратниками Г.М. Маленковым и Н.С. Хрущевым начался очередной этап закулисной борьбы за власть. Это соперничество закончилось победой Н.С. Хрущева в начале 1955 г. Г.М. Маленков был освобожден от обязанностей Председателя Совета Министров и объявлен оппортунистом за смещение пропорций в росте тяжелой и легкой промышленности. Его пост занял Н.А. Булганин. В дальнейшем Н.С. Хрущев сумел еще больше упрочить свою власть, оттеснив других сталинских соратников (В.М. Молотова и Л.М. Кагановича), и занял в 1958 г. пост Председателя Совета Министров (вместо Н.А. Булганина) с сохранением поста лидера партии (с 13 сентября 1953 г. Н.С. Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.2 Противоречивое  реформаторство Н.С. Хрущева

 

 

 

Реформы, проведенные Н.С. Хрущевым в экономике, не затрагивали ее базисных основ и проводились главным образом в управленческо-административной сфере. Так, в 1957 г. была осуществлена реформа управления промышленностью. Вместо отраслевого принципа (через соответствующие министерства) вводился территориальный. Упразднялись союзные промышленные министерства, которые заменялись советами народного хозяйства (совнархозами) и которые на местном региональном уровне должны были управлять предприятиями и устанавливать прямые связи между собой. Это дало кратковременный эффект, расширив возможности кооперации и специализации предприятий. Но очень скоро в условиях жестко централизованной плановой экономики возобладали местническо-обособленческие тенденции, стали проявляться нарушения в единой технической политике и др. Это пытались преодолеть в 1962 г. укрупнением совнархозов. Были созданы республиканские совнархозы и Совет народного хозяйства СССР, а также государственные комитеты по отраслям промышленности, но должного эффекта не получилось. Местнические и дублирующие тенденции по-прежнему сохранялись.

Хрущевское руководство промышленностью привело к концу 1950-х—началу-1960-х гг. к возникновению следующих неблагоприятных экономических тенденций:

– значительному увеличению капиталовложений и быстрому росту кредитов, превышающих возможности государственного бюджета, неконтролируемому росту промышленности группы «А» (производство средств производства);

– массовому притоку низкоквалифицированной рабочей силы из сельской местности и увеличению текучести кадров;

– ощутимому снижению темпов экономического роста.

Ситуацию усугубило разделение партийных органов на промышленные и сельские, что в итоге привело к различного рода несогласованностям и вызвало недовольство партийно-государственных чиновников.

В области аграрной политики, как правило, выделяются два этапа аграрно-преобразовательной деятельности хрущевского десятилетия.

Первый этап относится к 1953–1958 гг. и характеризуется как наиболее активный и результативный, так как в этот период наблюдается рост сельскохозяйственного производства за счет предоставления крестьянству и колхозам большей самостоятельности в планировании и укреплении производства, внедрения принципа материальной заинтересованности в труде, освоения целины.

К концу 1958 г. объем общей валовой продукции возрос почти в 1,5 раза, товарной – в 1,8 раза, продукции животноводства – почти в два раза.

Второй этап относится к концу 1950-х–1964 гг. и характеризуется усилением административно-бюрократического нажима на аграрный сектор.

Первая административная реформа в области сельского хозяйства заключалась в ликвидации МТС (машинно-тракторных станций) и принудительной передаче техники в собственность колхозам с удержанием их стоимости, что полностью поглощало финансовые ресурсы сельскохозяйственных производителей, накопленные в результате повышения закупочных цен. Отрицательными последствиями этой реформы стали потеря большинства кадров механизаторов в результате их отъезда в города и рабочие поселки, а также сокращение парка сельхозмашин.

Вторая реформа была направлена на укрупнение колхозов (83 тыс. – в 1955 г., 68 тыс. – в 1957 г., 45 тыс. – в 1960 г.) с целью образования сильных крупных хозяйств, что, по существу, возрождало отвергнутую при И.В. Сталине идею создания агрогородов и отражало стремление ускорить социальное преобразование деревни.

XXII съезд КПСС (октябрь 1961 г.) утвердил новую программу партии. Был сделан иллюзорный вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и вступлении страны в период строительства коммунизма. Утверждалось, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Советский исторический опыт показал утопичность благородных устремлений партийных руководителей.

Импульсивные хрущевские реформы, несмотря на все их издержки, имели ярко выраженную социальную направленность на улучшение условий жизни населения. Регулярно повышалась зарплата в промышленности. В 1956 г. был отменен антирабочий закон 1940 г., прикреплявший работников к предприятиям. Отныне появлялась возможность менять место работы, уведомив об этом администрацию за две недели. Сокращалась также продолжительность рабочей недели с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Удвоился размер пенсий, а пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Обделенными, правда, оказались сельские жители, получившие право на пенсию только в 1964 г., и их пенсионный барьер был на пять лет выше, чем у остальных категорий трудящихся.

Наиболее значимой социальной мерой в хрущевское десятилетие стала большая программа жилищного строительства. С 1955 г. по 1964 г. городской жилищный фонд увеличился на 80 %, т. е. 54 млн человек получили жилье (каждый четвертый житель страны).

Вместе с тем социальная политика в эти годы характеризовалась определенной двойственностью и противоречивостью. С одной стороны, были предприняты беспрецедентные по масштабам практические меры по подъему жизненного уровня населения, а с другой – проводимые мероприятия носили уравнительно-распределительный характер, что привело к огромному росту общественных фондов потребления, которые объективно являлись тяжелым грузом для плановой экономики.

 

8 СССР в середине 1960-х – 1980-х годов. Нарастание кризисных явлений

 

 

8.1 Экономическая  реформа 1965 г

 

 

 

Осуществление экономической реформы 1965 г., называемой иногда «косыгинской реформой», началось с перехода к новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Н.С. Хрущевым. Были созданы новые крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике), отменено разделение партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия получили некоторую автономию и самостоятельность.

Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.).

Исходной идеей экономической реформы было положение о невозможности решать все народно-хозяйственные вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации. Оставались всего лишь пять директивно планируемых показателей: объем реализации продукции, основная номенклатура выпускаемых изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.

Основными направлениями в экономической реформе 1965 г. были: попытка перевода предприятий на хозрасчет; оценка работы предприятий не по выпуску валовой продукции, а по итогам ее реализации и полученной прибыли; создание из части прибыли (10–12 %) фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства); внедрение элементов оптовой торговли непосредственно между производителями, т. е. без участия государственных структур, привыкших все планировать и распределять по лимитам.

Осуществление реформы дало стимул к развитию экономики. В период 1966–1970 гг. по сравнению с предыдущим пятилетием произошло ускорение темпов роста объемов производства, национального дохода, производительности труда. Было построено и реконструировано 1900 предприятий, промышленное производство увеличилось на 50 % в целом по стране. Именно в восьмой пятилетке был осуществлен пуск Красноярской ГЭС, началось освоение нефтегазовых богатств Тюмени, был построен и стал выпускать автомобили ВАЗ в г. Тольятти, появились научно-промышленные объединения.

Однако по мнению современных экономистов реформа была обречена на неуспех из-за целого ряда причин. Наиболее существенными из них были:

– непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;

– некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;

– слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;

– противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа – поставить под сомнение сущность социалистического строя;

– чехословацкие события 1968 г., где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы, что очень испугало советское руководство.

Экономическая реформа, будучи непоследовательной уже на этапе замысла, не была осуществлена должным образом. Она не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, а усилия партийного аппарата свели ее на нет. Вместе с тем реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность социалистического реформаторства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.2 Нарастание  кризисных явлений в экономической, политической и социально-духовной  сферах

 

 

 

После отказа от «косыгинской реформы» вновь стали доминировать исключительно административные методы управления, из года в год принимались однотипные решения, которые в итоге привели к стагнации в народном хозяйстве. Основные показатели экономического роста страны неуклонно продолжали ухудшаться.

Информация о работе Экономическая мысль России ХХ века