Экономическая модель открытой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является «открытая экономика».
Предметом исследования является - анализ открытости экономики на современном этапе.
Целью данной работы является: изучить основные понятия открытой экономики, показатели и её модели, проанализировать особенности её развития в России, выделить основные проблемы открытой экономики и предложить пути их решения.
При выполнений работы использованы теоретические материалы, статистические данные, статьи из журнала и газеты.
В процессе работы были рассмотрены модели малой и большой экономик, проведен анализ открытой экономики России (выделены основные проблемы открытой экономики России и пути их решения).
В результате работы определены основные проблемы открытой экономики и предложены пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

гомнад.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)

3.Проведение  единой политики экспортного  контроля.

4.Единство  таможенной территории РФ.

5.Приоритет  экономических мер государственного  регулирования.

6.Равенство участников ВЭС и недопустимость их дискриминации.

7.Защита государством  прав и законных интересов  участников ВЭС и исключение неоправданного вмешательства государства в ВЭС, нанесения ущерба ее участникам и экономике РФ в целом.[16]

Законодательством РФ предпочтение отдается экономическим методам регулирования ВЭС. При этом система методов государственного регулирования ВЭС обусловлена следующими требованиями функционирования рыночной экономики:

—государство, применяя экономические регуляторы, должно контролировать получаемые ими положительные или отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений;

—все участники ВЭС  должны быть равны при применении к ним методов регулирования ВЭС (рыночный принцип равенства условий подразумевает, что важнейшие инструменты регулирования внешней торговли и других форм ВЭС — едины для всей страны и не могут применяться или отменяться в зависимости от «специфики» предприятий, отраслей). [13]

При регулировании  ВЭС государством активно применяется тарифное регулирование и нетарифные ограничения. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности используется в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ.[13]

Система таможенных пошлин должна быть направлена на защиту национального производителя, а не на получение максимального дохода от ВЭС. Рассчитывать на большие доходы от ВЭС за счет введения «фискальных» (завышенных) таможенных пошлин могут только страны со слаборазвитой экономикой. Поэтому сегодня в РФ необходима переориентация с критерия максимальных доходов от введения таможенных пошлин на повышение эффективности экономики, охрану окружающей среды и обеспечение здоровья нации как на главный критерий эффективности системы таможенных пошлин. [13]

Недостатки  ныне осуществляемого широко дифференцированного  подхода к изменению импортных пошлин для развития экономики в перспективном периоде чреваты целым рядом негативных последствий, прежде всего угрозой формирования неэффективной структуры производства и нарастанием диспропорциональности в развитии его сырьевых и обрабатывающих секторов. [13]

Проблема  состоит в том, чтобы при изменении  таможенного тарифа определить оптимальный размер таможенных пошлин, которые поддерживали бы конкуренцию на внутреннем рынке, побуждая отечественных производителей совершенствовать производство, не уходя с внутреннего рынка. [13]

Повышение воздействия  тарифных инструментов на экономику  требует селективного подхода к снижению импортных пошлин, исходя из задач тарифной защиты наиболее чувствительных к импорту групп товаров с необходимой систематизацией правил изменения тарифных ставок внутри этих групп. Формирование таких групп предполагает учет целого ряда факторов, прежде всего технологической дифференциации товарных позиций. Необходимо учитывать степень переработки товара, дифференциацию по степени протекционистской защиты тех или иных национальных производств, наконец, по степени регионального протекционизма. [10]

В случае фискальной политики государства необходимо увеличивать  тарифные методы регулирования, проводить дальнейшую дифференциацию таможенного тарифа, повышать ставки, применять специальные компенсационные пошлины. [10]

Одним из элементов  проводимой в стране реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования ВЭС РФ. Это подтверждает ослабление экспортного режима, особенно административных методов. Административные методы регулирования экономики вполне оправданы в тех случаях, когда действия одних участников ВЭС оборачиваются тяжелыми потерями для других их участников и страны в целом или когда необходимо принять экстренные меры в кратчайшие сроки. [10]

Снижение роли прямых форм государственного воздействия  при возрастающем значении различных рычагов косвенного воздействия государства отразилось, прежде всего, на росте хозяйственной независимости на микроуровне, открыв здесь простор для рыночных регуляторов. Система государственного регулирования ВЭС нуждается в укреплении и упорядочении не только экономических, но и ряда организационно-технических вопросов ВЭС. Таких, как эффективная реклама отечественных товаров за рубежом и на внутреннем рынке, государственная поддержка участия отечественных предприятий в тендерах, на выставках и ярмарках, система подготовки кадров внешнеэкономического профиля. В связи с ростом заинтересованности компаний в проникновении на зарубежные рынки наблюдается активизация деятельности государства в области формирования экспорта. Системы финансирования экспорта с участием государства существует в различных странах. Например, в Японии действует государственное страхование торговли и инвестиций, надежно ограждающее интересы национальных операторов от различного рода рисков. Система включает общее страхование торговли, страхование валютных рисков, экспортных векселей, экспортных облигаций. [13]

Усилия государства  следовало бы концентрировать не только на осуществлении мероприятий по защите отечественных производителей внутри страны, но и на последовательном укреплении позиций России в международных экономических отношениях. Это возможно путем формирования модели импортной и экспортной политики, с помощью механизма стимулирования экспортной активности российских участников ВЭС. [13]

Одна из центральных  проблем взаимоотношений рынка  и государства — внешняя торговля продовольствием и ее связь с сельскохозяйственным производством и внутренней аграрной политикой.[17]

Как принцип  свободной торговли, так и принцип  аграрного протекционизма имеет свое теоретическое обоснование, однако применение этих принципов зависит главным образом от конкретных условий экономики и сельскохозяйственного производства каждой страны. [17]

Защита рынка  отечественных производителей должна осуществляться в зависимости от региональных условий, или, иными словами, должен действовать фактор регионально ориентированного протекционизма. Понятно, что выгоднее доставить импортное зерно на Дальний Восток морским путем из США, чем везти через всю Россию из Краснодара. [13]

Тарифная  политика должна учитывать размещение производств по территории России с целью минимизации негативных последствий открытости внутреннего рынка. [13]

Действия  России по формированию политики, поддерживающей экспорт, должны быть сосредоточены  на создании финансовой инфраструктуры этой поддержки, с такими элементами, как инвестиционные льготы, кредитные гарантии, экспортные кредиты, так как в результате перехода к рыночной экономике оказалась разрушенной система скрытого субсидирования экспорта. [13]

Что касается финансовой инфраструктуры поддержки  экспорта, то действия по ее расширению должны предусматривать прежде всего формирование следующих механизмов и инструментов:

  • страхование экспортных контрактов и авансовых платежей за импорт;
  • инвестиционные льготы в подоходном налоге для экспортеров;
  • снижение таможенной пошлины для импортируемых материалов, используемых в производстве товаров на экспорт.

Применение  подобных мер позволит получить дополнительные денежные средства за счет роста конкурентоспособности российских товаров и закрепления на иностранных рынках. [13]

Кроме того, необходимо в  частности:

  • шире и более гибко использовать торговые инструменты (таможенные контингенты, приостановление взимания пошлины, административные формы регулирования товарооборота) с целью стабилизации снабжения сырьем и компонентами для экспортного производства; развитие ярмарок;
  • информационно обеспечивать коммерческую деятельность, организовать сбор и анализ зарубежной коммерческой информации;

— приступить к осуществлению различных мероприятий на рынках СНГ. [13]

В последнее  время российское государство предприняло шаги по поддержке экспортеров. Основной вехой стал федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Принята федеральная программа развития экспорта. Кроме этого, Россия должна предусмотреть виды мер по защите от недобросовестной экспортной торговли. Это важно для формирования нормальных торговых связей с другими странами. [8]

Помимо принципов построения национальной экономики и международно-правовых основ сотрудничества важную роль играет коммуникационная проницаемость границ. [13]

Пограничная, транспортная, таможенная и иная сопутствующая  инфраструктура имеет капиталоемкий характер и должна развиваться с определенным упреждением потребностей. Это правило выдерживается в развитых капиталистических странах. В нашей стране наблюдается острое несоответствие между либерализацией внешних связей и обслуживающей их инфраструктурой. [13]

Изменение методов государственного регулирования ни в коей мере не может рассматриваться как самоцель, достижение которой имело бы хороший демонстрационный эффект перед лицом международных финансовых институтов, облегчило бы России вступление в международные экономические организации. [16]

Одной из сложных  проблем является вступление России в ВТО. Переход на общепризнанные в мировой практике правила и нормы ВЭС неизбежен. Он может и должен принести России немалую пользу. В то же время допуск России в ВТО весьма проблематичен. Вполне вероятно, что связанное с этим ее таможенное «разоружение», если оно произойдет по западным рецептам, не столько откроет двери перед страной в мировой рынок, сколько окончательно загубит ее внутренний рынок, уже и сейчас задыхающийся под напором импортных товаров и «добивающий» отечественных производителей. Так, например, доля импорта во внутреннем потреблении составляет 53%, в том числе продовольствия — 30%. А критические показатели безопасности равны соответственно 30 и 25%.

Особенно  настораживает тот факт, что международные  организации проявляют склонность к вмешательству в процессы проведения приватизации, пытаются диктовать меры в области антимонопольной политики. Ряд российских организаций против скоропалительного вступления в ВТО. [16]

Плюсы и минусы вступления России в ВТО:

По мнению президента "Национальной компьютерной корпорации" (НКК)Александра Калинина вступление России в ВТО очень положительно скажется на приток в Россию иностранных капиталов: «Скажу сразу - я приветствую возможное вступление России в ВТО. Прежде всего, потому, что в этом случае государство будет вынуждено принять ряд мер, которые приведут к снижению коррупции. А если учесть, что коррупция - один из мощнейших барьеров на пути притока в Россию иностранных инвестиций, то падение или хотя бы понижение этого барьера резко улучшит инвестиционный климат в стране. Да, очень серьезный натиск придется ощутить финансовым институтам. Вполне возможно, что многие из них не выдержат конкуренции и уйдут с рынка. В рамках отдельно взятого банка это, безусловно, не самый приятный результат. Но кто будет спорить с тем, что недорогие и длинные кредиты, которые смогут предоставить российским компаниям международные финансовые институты, вызовут подъем экономики? Выиграет Россия и в социальном плане. Например, снижение кредитных ставок позволит многим воспользоваться ипотекой и решить свои жилищные проблемы. Отсюда - рост рынка недвижимости, а он, считают экономисты, является катализатором роста многих отраслей.[12]

Если же говорить об ИТ-рынке, то я не согласен с оценками некоторых  экспертов, относящих его к зоне риска. Не думаю, что от вступления России в ВТО отечественные ИТ-производители существенно пострадают. По сути, все основные мультинациональные вендоры со всеми их капиталами в нашей стране и так давно присутствуют. Но ведь пока они не выдавили с рынка российских конкурентов и делают ставку на сотрудничество. Финансовые возможности игроков рынка являются важным, но не единственным фактором успеха или неуспеха. Нашим компаниям есть что противопоставить, и зачастую это не только более низкие цены, но и более качественный сервис, лучшие условия для участников канала сбыта и т. п.».[12]

По мнению же генерального директора "Лаборатории Касперского" Натальи Касперской: «Я думаю, что неизбежный приход в страну крупных монополий и, как следствие, массовое вымирание мелких и средних компаний;- навязывание России некоторых специальных правил и тарифов, не выгодных нам (например, активно обсуждается необходимость повышения внутренних цен на бензин и электричество, что приведет к повышению цен на все товары внутри страны).[12]

В то же время нельзя не понимать, что процесс глобализации уже неотвратим. И вступление в ВТО - часть этого процесса, а потому избежать этого совсем России не удастся.[12]

Поэтому главным и  самым принципиальным вопросом является - сумеем ли мы договориться о вступлении на приемлемых для страны условиях? Скажем, Китай смог максимально избежать негативных последствий вступления в ВТО, при этом используя положительные. Насколько это получится у наших руководителей - судить трудно.[12]

Теперь что касается ИТ-рынка. Я думаю, что после вступления в ВТО процесс утверждения глобальных корпораций на нашем рынке пойдет еще быстрее. Особенно пострадают, на мой взгляд, отечественные дистрибьюторы и системные интеграторы. Поскольку предложить какое-то реальное конкурентное преимущество по сравнению с западными продавцами чрезвычайно сложно, а денег у последних существенно больше. Мне кажется, что процесс распада или поглощения таких компаний должен пройти достаточно быстро.[12]

Не думаю, что вступление России в ВТО в чем-то сильно поможет  отечественным аутсорсинговым компаниям.[12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Открытая экономика  представляет собой, свободное перемещение  капитала, (т. е. его приток и отток), движение экспорта и импорта товаров  и услуг вхождение валютных курсов, что представляет собой суть модели открытой экономики.  Исходя из сути строится система рынков. В данном случае это рынок товаров и услуг, притока и оттока капитала,  валютный рынок.

Информация о работе Экономическая модель открытой экономики