Экономическая модель открытой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является «открытая экономика».
Предметом исследования является - анализ открытости экономики на современном этапе.
Целью данной работы является: изучить основные понятия открытой экономики, показатели и её модели, проанализировать особенности её развития в России, выделить основные проблемы открытой экономики и предложить пути их решения.
При выполнений работы использованы теоретические материалы, статистические данные, статьи из журнала и газеты.
В процессе работы были рассмотрены модели малой и большой экономик, проведен анализ открытой экономики России (выделены основные проблемы открытой экономики России и пути их решения).
В результате работы определены основные проблемы открытой экономики и предложены пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

гомнад.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)

- импортные квоты 

Тарифы не единственная форма торговой политики. С 1931 г. в  мироном хозяйстве стали появляться и развиваться новые инструменты вмешательства государства в сферу международных обменов — нетарифные торговые ограничения. К настоящему времени они получили широкое распространение во многих странах, прежде всего в промышленно развитых, и, по некоторым оценкам, их число доходит до 50. К середине 90-х гг. примерно 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта и антидемпинговые меры.[11]

 Из всех видов  нетарифных ограничений внешней  торговли наибольшее распространение  получили импортные квоты — контингенты, или количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Иногда страны могут прибегать к квотированию экспорта, т. е. количественному или стоимостному ограничению вывозимой из страны продукции, однако они запрещены международными соглашениями. И в том и в другом случае инструментом квотирования являются лицензии, выдаваемые государственными органами импортерам или экспортерам продукции. При этом число выдаваемых лицензий ограничено, а это значит, что нелицензированная торговля квотируемыми товарами запрещается.[11]

Импортные лицензии могут  распределяться либо через механизм купли-продажи, либо административным путем. Более предпочтительным и эффективным способом распределения лицензий является открытый аукцион. Конкурсная продажа импортных квот не только приносит государству до ход, эквивалентный тарифному, но и выбивает почву из-под ног взяточников и коррупционеров. Однако, несмотря на то что открытые аукционы — самый дешевый способ распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются.[11]

-"добровольные" ограничения  экспорта (страна-экспортер обязуется  ограничивать экспорт в данную страну).

Какой же смысл имеет  тогда введение квот, почему ими  нередко заменяют таможенные пошлины? Причина в том, что импортные  квоты в ряде случаев оказываются  более предпочтительной мерой регулирования  внешней торговли, чем таможенные тарифы. Их преимущество проявляется, во-первых, в том, что они строго фиксируют объемы ввозимой продукции, а это гарантирует внутренний рынок от возможного увеличения импорта из-за снижения цен на импортируемые товары. Тариф в этом случае оказывается беспомощным, поскольку сокращение цен позволит зарубежным фирмам при прежней тарифной ставке увеличить объемы продаж и получить определенные выгоды. [11]                                                                                                                                                                                                                                      

Предпочтительность квот проявляется и в том, что они позволяют государству проводить более гибкую и оперативную политику, поскольку изменение ставок импортных тарифов регламентируется национальным законодательством и международными торговыми соглашениями, и правительство, за исключением отдельных случаев, не может самостоятельно повысить тариф. Гораздо проще, оказывается, установить более строгие импортные квоты.[11]

Квотирование и ряде случаев предпочитают отечественные фирмы, а также нуждающиеся в защите отрасли, поскольку добиться специальных лицензионных привилегий значительно легче, чем введения тарифа или повышения его ставок. И для государственных органов квотирование оказывается более выгодным инструментом, так как облегчает им осуществление регулирующих функций и проведение более селективной внешнеторговой политики в отношении отечественных отраслей и фирм.[11]

Вместе с тем практика квотирования импорта приводит к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики, а следовательно, снижению ее эффективности. С другой стороны, само распределение лицензий административным путем толкает потенциальных импортеров на лоббирование своих интересов в правительстве и даже на дачу взяток официальным лицам. А это значит, что импортные квоты создают почву для произрастания коррупции в государственных органах.[11]

Таким образом, с точки  зрения национально-государственных интересов ДОЭ означают явные и однозначные потери. Имеющиеся исследования эффекта от ДОЭ в трех секторах американской экономики — в области торговли текстилем, военным снаряжением и автомобилями — по казали, что около 2/3 их стоимости для потребителя представляют собой доходы иностранцев.[11]

Основная причина использования  данных методов- это выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Метод "добровольных" ограничений экспорта обходится стране-импортеру дороже, чем метод с импортными квотами, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне.

-демпинг ( подразумевает  продажу товара за границей  по цене ниже, чем он продается  на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного  товара). К методу демпинга  прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может продать свой товар полностью на внутреннем рынке, а производство сокращать не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ВТО и национальным законодательством ряда стран. [15]

-торговое эмбарго  (означает запрет государством  ввоза в какую-либо страну или  вывоза из какой-либо страны  каких-либо видов продукции. В  основе этих санкций лежат  политические соображения, а не экономические выгоды).Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.

Экономика считается  открытой, если государство применяет  минимум импортных и экспортных ограничений. Открытость экономики характеризуют такие показатели как:

• внешнеторговая квота  в ВНП;

• доля экспорта в производстве;

• доля импорта в производстве;

• удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.[15]

 

4 АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ

Россию с большой  долей уверенности можно рассматривать  как малую экономику, так как  российский капитал незначителен на фоне мирового и не может оказывать  значительного влияния на мировую  процентную ставку. Аналогично, не вызывает сомнений и тот факт, что Россия -открытая экономика. Однако российскую экономику нельзя считать экономикой с абсолютной мобильностью капитала, поскольку в целях борьбы с массовым вызовом легальных и нелегальных средств за границу правительство приняло ряд мер, ограничивающих экспорт капитала. К таким мерам можно отнести существование бюрократических процедур проверки происхождения средств, требование разнообразных документов, подтверждающих легальность капитала, и многое другое. Таким образом, экономику России можно исследовать как малую открытую экономику с несовершенной мобильностью капитала.[5]

Анализ отечественного и мирового опыта свидетельствует  о том, что в настоящее время наметилась тенденция к резкому сокращению числа стран с закрытым типом экономики при быстром росте числа государств, ориентирующихся на открытый тип хозяйствования. Эта тенденция обусловлена действием не только сугубо экономических причин, но и факторами политического, исторического, этнического и даже психологического характера.[13]

Существует  прямая зависимость уровня открытости национальной экономики от степени социально-экономического развития страны. В частности, «малые индустриальные страны», такие, как Тайвань, Макао, Гонконг и т. п., характеризуются крайне высоким уровнем своих внешнеэкономических связей. Это приводит к тому, что доля ВНП этих стран, обмениваемая на мировом внешнеторговом рынке, колеблется от 40% (Тайвань) до 70 и более процентов (Макао, Гонконг и т. д.) В то время как в странах, относящихся к числу средних по размерам территории и численности населения (Австрия, Бельгия, Ирландия, Нидерланды и т. д.), эта доля составляет примерно 40%, а в более крупных индустриально развитых государствах она еще ниже (Великобритания, Италия, Канада, Франция и т. п.). У крупных и крупнейших стран мира — Индии, Китая, России, США — этот показатель не превышает 25% размера их ВНП.[13]

Для характеристики степени открытости национальной хозяйственной системы страны в практике мирохозяйствования принято использовать две группы показателей-индикаторов: прямые и косвенные.[18]

К прямым показателям-индикаторам  относятся доли:

1)ВНП страны, обмениваемого  на мировом рынке (внешнеторговая  квота в ВНП);

2)экспорта  в национальном производстве;

3)импорта  в национальном потреблении продовольственных и непродовольственных товаров;

4)иностранных  инвестиций в общем объеме  накоплений (реальных и портфельных).

Эта группа интегральных индикаторов открытости распадается  на более частные показатели, характеризующие различные стороны открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы. Например, доли импорта и экспорта детализируют объемы поставок из страны и в страну отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, лекарств, оборудования, сырья, энергоресурсов и т. д. Пороговые (предельно допустимые) значения этих показателей-индикаторов определяют степень экономической, продовольственной, фармацевтический, технологической, военной и другой безопасности.[13]

Вторую группу показателей-индикаторов открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы составляют, как правило, количественные значения экспертных оценок различных процессов и явлений, происходящих в экономике страны.

1.Уровень  «долларизации» внутрихозяйственного  оборота в стране.

2.Численность «челноков».

3.Сумма продаж  товаров «челночного» происхождения.

4.Доля продаж товаров  «челночного» происхождения в  общем объеме розничного товарооборота страны.

5.Объем вывоза  из России иностранной валюты.

6.Объем ввоза в Россию  иностранной валюты.

7.Объем ввоза в Россию наркотиков.

8.Объем ввоза  в Россию оружия.

9.Доля страны в мировых  объемах продаж и покупок отдельных  видов продукции добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности и продукции сельского хозяйства.

10.Размеры  «утечки мозгов» за границу (контракты отечественных ученых и специалистов для работы за рубежом).

11.Число свободных  экономических зон (СЭЗ) различных  типов, функционирующих в экономике страны.

12.Участие  страны в межгосударственных  экономических союзах, договорах, соглашениях и т. д.[13]

Уровень «долларизации» внутрихозяйственного оборота в  стране отражает весьма уродливое явление, не имеющее аналогов ни в одной из высокоразвитых зарубежных национальных экономик. В России это явление получило развитие в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности, упрощением визового режима, режима обменных валютных операций и общим падением уровня управляемости в хозяйственной системе, снижением действенности государственного контроля за различными сторонами жизнедеятельности общества и государства.[13]

Показатели  численности «челноков», сумма продаж товаров «челночного» происхождения, доля продаж товаров «челночного» происхождения в общем объеме розничного товарооборота страны, объем ввоза в страну и вывоза из страны иностранной валюты, оружия, наркотиков и другие отражают чаще всего незаконные, запрещаемые отечественным и международным законодательством действия юридических и физических лиц. Эти показатели отражают, как правило, процессы и явления, разрушающие национальную хозяйственную систему. В частности в настоящее время, по оценкам экспертов, в РФ численность «челноков» достигает более 10 млн человек среди трудоспособного, наиболее активного населения. «Челноки» наполняют импортными товарами до 75% стоимости «потребительской корзины», прежде всего малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, безработных, многодетных семей и т. д.). Доля товаров «челночного» происхождения в общем объеме розничного товарооборота России колеблется от 50 до 60% и постоянно растет. Она составляет 50—55% по продовольственным и 65-70% по непродовольственным товарам. На товарных рынках отдельных субъектов РФ эти показатели имеют еще большие расхождения, как внутри розничного товарооборота в целом, так и по отдельным группам продовольственных и непродовольственных товаров.[4]

Во внешнеэкономической  сфере национальные интересы России заключаются в установлении для российских производителей таких экономических связей, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предприятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту.[16]

Важная задача в области  внешнеторговой деятельности — создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики, расширение рынков сбыта российской продукции. Необходимы дальнейшее продвижение по пути формирования единого экономического пространства со странами СНГ, демонтаж торговых барьеров, возникших при сотрудничестве со странами бывшего СЭВ. [16]

Следует отметить, что государственное регулирование ВЭС может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности (производство и торговля наркотиками, оружием), так и на поддержку некоторых форм предпринимательства. [16]

К основным принципам  государственного регулирования ВЭС  как фактора и условия обеспечения  процессов открытости национальной экономики России можно отнести следующие:

1.Единство  внешнеторговой политики как  составной части внешней политики РФ.

2.Единство  системы государственного регулирования  ВЭС и контроль над ее осуществлением.

Информация о работе Экономическая модель открытой экономики